18 ноября 2021 г. |
Дело N А56-10134/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Толкунова В.М.,
рассмотрев 18.11.2021 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по делу N А56-10134/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105066, Москва, Спартаковская ул., д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к 961 отделу Государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 190013, Санкт-Петербург, Подъездной пер., д. 15 (далее - Отдел), о признании незаконным и отмене постановления от 21.01.2021 N 961/049/2020/02 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 11.05.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.08.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на отсутствие вины во вмененном правонарушении, отсутствие состава правонарушения, действие в состоянии крайней необходимости и невозможности прекратить эксплуатацию котельной, снабжающей население отоплением. Полагает возможным признать правонарушение малозначительным.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, военной прокуратурой Санкт-Петербургского гарнизона на основании решения от 17.11.2020 N 545 с привлечением специалистов Отдела 19.11.2020 проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации тепловых энергоустановок в отношении котельной N 1134, расположенной по адресу: Ленинградская обл.. Ломоносовский р-н, Виллозское сельское поселение, ст. Красное Село, в/г 5.
При проведении проверки котельной выявлены следующие нарушения:
1) ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок котельной не прошел соответствующее обучение, специальное теплоэнергетическое образование у него отсутствует.
Нарушены требования подпунктов 2.2.2, 2.3.1, 2.3.20, 2.3.23 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115);
2) режимные карты работы водогрейных котлов котельной составлены с нарушением требований Правил N 115 (не обозначены номера котлов, дата проведения испытаний оборудования, отсутствуют акты об их проведении).
Нарушены требования пунктов 5.33, 5.3.6, 5.3.7 Правил N 115;
3) на эксплуатирующем оборудовании в котельной (котлы, насосы) таблички составлены с нарушением требований Правил N 115, на котлах не верно указаны инвентарные номера; отсутствуют таблички с указанными характеристиками работы на предохранительных клапанах.
Нарушены требования пунктов 5.1.2, 5,3.25, 9.18 Правил N 115 и пункта 3.18 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 338 К (115 С), утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.08.1992 N 205 (далее - Правила N 205);
4) нарушены требования Правил N 115 в отношении хранения и использования твердого топлива на территории котельной (не обеспечено раздельное хранение топлива в штабелях, место хранения топлива не предусматривает его защиту от повышенной влажности и т.д.).
Нарушены требования пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.10, 4.2.16 Правил N 115;
5) принципиальная схема оборудования в котельной отсутствует.
Нарушены требования пункта 2.8.3 Правил N 115;
6) необходимое оборудование для организации контроля параметров работы оборудования (указатели уровня воды) отсутствует.
Нарушены требования пункта 9.2 Правил N 115 и раздел 5.1 Правил N 205;
7) сроки поверки манометров в котельной истекли, проверка исправности действия манометров не выполняется, журнал учета контрольно-измерительных приборов не ведется, на водогрейных котлах нет термометров, указатели уровня воды отсутствуют.
Нарушены требования пункта 2.9.1, приложение N 4 Правил N 115 и пунктов 5.4.3, 5.4.8, 5.5.1 Правил N 205;
8) отсутствуют обозначения на арматуре и трубопроводах согласно требованиям нормативных документов.
Нарушены требования пункта 5.2.9 Правил N 115 и пункта 5.6.1 Правил N 205;
9) обмуровка котлов не соответствует требованиям нормативных документов (температура поверхности котла выше 45 градусов).
Нарушены требования пунктов 2.6, 2.7 Правил N 205, пункта 5.3.67 Правил N 115;
10) на трубопроводах котельной часть изоляции отсутствует.
Нарушены требования пункта 5.2.5 Правил N 115;
11) в котельной не обеспечено освещение согласно требований Правил, отсутствует аварийное освещение.
Нарушены требования пункта 2.4.7 Правил N 115 и пункта 4.9 Правил N 205;
12) отсутствует заземление оборудования котельной (насосы, вентиляторы).
Нарушены требования пункта 3.2.1 Правил N 115 и пункта 4.10 Правил N 205;
13) здание котельной не соответствует требованиям норм и Правил N 115 (нет плотности оконных проемов, трещины, обрушения строительных конструкций).
Нарушены требования пунктов 3,3.1, 3.3.25, 3.3.29 Правил N 115;
14) не проведено техническое освидетельствование здания котельной специализированной организацией.
Нарушены требования пункта 3.3.9 Правил N 115;
15) пусконаладочные работы тепловой сети не проведены.
Нарушены требования пунктов 2.5.4, 2.5.6 Правил N 115.
По факту выявленных нарушений 30.11.2020 прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, постановлением Отдела от 21.01.2021 N 961/049/2020/02 Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Статьей 9.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи (статья 71 АПК РФ), руководствуясь диспозицией статьи 9.11 КоАП РФ, положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", приказа Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное Жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации", Правил N 115 и N 205, а также уставом Учреждения, установив передачу котельной Учреждению в оперативное управление (следовательно, признав Учреждение эксплуатирующей организацией в отношении данной котельной), пришли к выводу о наличии в действиях Учреждения вины и состава вмененного правонарушения и, не установив процедурных нарушений в ходе привлечения к административной ответственности и оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ (поскольку допущенные нарушения непосредственно затрагивают безопасную и бесперебойную работу котельной, обеспечение надежности теплоснабжения, а также несут существенную угрозу безопасности имущества, жизни и здоровью не только для лиц, работающих в вышеуказанных котельных, но и военнослужащих и других граждан, проживающих в непосредственной близости от нее), отказали в удовлетворении заявленных требований. При этом обязательных по совокупности признаков действия в состоянии крайней необходимости (статья 2.7 КоАП РФ) Отделом и судами не установлено.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов, указанных в части 3 статьи 288.2 АПК РФ, не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по делу N А56-10134/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.