г. Санкт-Петербург |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А56-10134/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18653/2021) Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 по делу N А56-10134/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к 961 отделу государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления 961 отдела Государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отдел) N 961/013/2020/02 от 16.06.2020.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 11.05.2021 требования Учреждения оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на отсутствие вины во вмененном правонарушении, отсутствие состава правонарушения. Полагает возможным признать правонарушение малозначительным.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Военной прокуратурой Санкт - Петербургского гарнизона с привлечением специалистов 961 отдела государственного технического надзора (территориального) 19.11.2020 проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации тепловых энергоустановок.
Проверка проводилась в отношении котельной N 1134, расположенной по адресу: Ленинградская область. Ломоносовский район, Виллозское сельское поселение, ст. Красное Село, в/г 5.
При проведении проверки котельной выявлены следующие нарушения:
1) ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок котельной не прошел соответствующее обучение, специальное теплоэнергетическое образование у него отсутствует.
Нарушены требования п.п. 2.2.2,2.3.1,2.3.20,2.3.23 ПТЭТЭ.
2) Режимные карты работы водогрейных котлов котельной составлены с нарушением требований Правил (не обозначены номера котлов, дата проведения испытаний оборудования, отсутствуют акты об их проведении)
Нарушены требования п.5.33, 5.3.6, 5.3.7ПТЭТЭ.
3) На эксплуатирующем оборудовании в котельной (котлы, насосы) таблички составлены с нарушением требований Правил, на котлах не верно указаны инвентарные номера; отсутствуют таблички с указанными характеристиками работы на предохранительных клапанах.
Нарушены требования п.5.1.2, 5,3.25,9.18 ПТЭТЭ и п. 3.18 "Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 338 К (115 С)" утвержденных Приказом Минстроя РФ от 29.08.1992 N 205 (далее Правила N 205).
4) Нарушены требования Правил в отношении хранения и использования твердого топлива на территории котельной (не обеспечено раздельное хранение топлива в штабелях, место хранения топлива не предусматривает его защиту от повышенной влажности и т.д.)
Нарушены требования п.4.2.1, 4.2.2, 4.2.10, 4.2.16 ПТЭТЭ.
5) Принципиальная схема оборудования в котельной отсутствует.
Нарушены требования п.2.8.3 ПТЭТЭ.
6) Необходимое оборудование для организации контроля параметров работы оборудования (указатели уровня воды) отсутствуют.
Нарушены требования п.9.2 ПТЭТЭ и раздел 5.1 Правил N 205.
7) Сроки поверки манометров в котельной истекли, проверка исправности действия манометров не выполняется, журнал учета контрольно-измерительных приборов не ведется, на водогрейных котлах нет термометров, указатели уровня воды отсутствуют.
Нарушены требования п.2.9.1, приложение N 4 ПТЭТЭ и п. 5.43, 5.4.8, 5.5.1 Правил N 205.
8) Отсутствуют обозначения на арматуре и трубопроводах согласно требованиям нормативных документов.
Нарушены требования п. 5.2.9 ПТЭТЭ и п.5,6Л Правил N 205.
9) Обмуровка котлов требованиям нормативных документов не соответствует (температура поверхности котла выше 45 градусов).
Нарушены требования п. 2.6, 2.7 Правил N 205, п. 5.3.67 ПТЭТЭ.
10) На трубопроводах котельной часть изоляции отсутствует.
Нарушены требования п. 5.2.5 ПТЭТЭ.
11) В котельной не обеспечено освещение, согласно требований Правил, отсутствует аварийное освещение.
Нарушены требования п.2.4.7 ПТЭТЭ и п.4.9 Правил N 205.
12) Отсутствует заземление оборудования котельной (насосы, вентиляторы).
Нарушены требования П.3.2Л ПТЭТЭ и п. 4.10 Правил N 205.
13) Здание котельной не соответствует требованиям норм и Правил (не плотности оконных проемов, трещины, обрушения строительных конструкций).
Нарушены требования п.3,3.1, 3.3.25, 33.29 ПТЭТЭ.
14) Не проведено техническое освидетельствование здания котельной специализированной организацией.
Нарушены требования п.33.9 ПТЭТЭ.
15) Пусконаладочные работы тепловой сети не проведены.
Нарушены требования п. 2.5.4, 2.5.6 ПТЭТЭ.
По факту выявленных нарушений, 21.01.2021 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановлением N 961/049/2020/02 от 21.01.2021 Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Учреждения, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Статьей 9.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон N 190-ФЗ) под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
При этом правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещении, сооружении и оборудования, а теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения
В соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 02.03.2017 N 155 "О создании Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное Жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации", а также согласно уставу Учреждения от 03.03.2017 основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ, в том числе, производство, передачу и распределение тепловой энергии теплоносителя (в виде пара и горячей воды).
Требования технической эксплуатации электроустановок потребителей установлены, в частности, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115.
В силу части 2 статьи 23.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190 ФЗ "О теплоснабжении" ПТЭТЭ устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.
На основании п. 1.1. ПТЭТЭ Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:
- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200°С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
- паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений);
- систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Актом приема-передачи котельная передана Учреждению в оперативное управление. Таким образом, заявитель является эксплуатирующей организацией в отношении котельной.
Факт выявленных в ходе проверки нарушений установлен административным органом, подтверждается материалами дела и Учреждением по существу не оспорен.
Доказательства невозможности соблюдения заявителем требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Учреждения во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ состава вмененного правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения Учреждения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Вопреки доводам подателя жалобы оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным у суда не имелось.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10), установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием.
Пунктом 18 названного Постановления Пленума ВАС РФ N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В данном случае допущенные нарушения непосредственно затрагивают безопасную и бесперебойную работу котельной, обеспечение надежности теплоснабжения, а также несут существенную угрозу безопасности имущества, жизни и здоровью не только для лиц, работающих в вышеуказанных котельных, но и военнослужащих и других граждан, проживающих в непосредственной близости от объектов Минобороны России вышеназванной категории, в связи с чем апелляционный суд не находит оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Для этого должны быть установлены исключительные обстоятельства, которые в настоящем случае отсутствуют.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Учреждению наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В связи с вышеизложенным оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2021 по делу N А56-10134/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10134/2021
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: 961 отдел государственного технического надзора ( территориальный)