17 ноября 2021 г. |
Дело N А13-16479/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
рассмотрев 17.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2021 по делу N А13-16479/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области, адрес: 160017, г. Вологда, микрорайон Тепличный, д. 8А, ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская областная клиническая больница N 2", адрес: 162602, Вологодская обл., г. Череповец, уд. Данилова, д. 15, ОГРН 1023501248858, ИНН 3528013395 (далее - Учреждение), 2 044 629 руб. 10 коп., в том числе 1 610 918 руб. 07 коп. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 1 091 руб. 82 коп. штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, 432 619 руб. 21 коп. пеней, рассчитанных за период с 12.03.2019 по 22.03.2021, с последующим начислением по день фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31.03.2021 с Учреждения в пользу Фонда взыскано 1 958 671 руб. 89 коп., в том числе 1 610 918 руб. 07 коп. использованных не по целевому назначению, 1 091 руб. 82 коп. штрафа, 346 662 руб. пеней, начисленных по состоянию на 22.03.2021, а также пеней, подлежащих начислению на 1 610 918 руб. 07 коп. задолженности исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) 7,75% годовых, начиная с 23.03.2021 до фактического погашения долга. В удовлетворении остальной части иска отказано. С Учреждения в федеральный бюджет взыскано 31 826 руб. государственной пошлины.
Постановлением Четырнадцатого апелляционного суда от 22.07.2021 решение суда первой инстанции изменено. С Учреждения в пользу Фонда взыскано 1 917 938 руб. 13 коп., в том числе 1 610 918 руб. 07 коп., использованных не по целевому назначению, 1 091 руб. 82 коп. штрафа, 307 020 руб. 06 коп. пеней, начисленных по состоянию на 22.03.2021, а также пеней, подлежащих начислению на 1 610 918 руб. 07 коп. долга исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) 5,5% годовых, начиная с 23.03.2021 до фактического погашения долга; в удовлетворении остальной части иска отказано; с Учреждения в доход федерального бюджета взыскано 31 161 руб. государственной пошлины; с Фонда в пользу Учреждения взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит отменить постановление от 22.07.2021 и оставить в силе решение от 31.03.2021.
По мнению подателя жалобы, с 12.03.2019 пени на сумму, подлежащую возврату Учреждением подлежат начислению по ставке ЦБ РФ 7,75%, действующей на указанную дату. Вывод апелляционного суда об исчислении пеней по установленной Банком России ставке 5,5%, действующей на дату предъявления досудебной претензии (14.05.2020), Фонд считает ошибочным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведения плановой комплексной проверки соблюдения Учреждением законодательства об обязательном медицинском страховании (далее - ОМС) и целевого использования средств территориальной программы ОМС за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, Фондом составлен акт от 22.02.2019 о выявленных нарушениях.
Согласно акту Учреждению предлагалось устранить нарушения законодательства об ОМС, выявленные в ходе проверки, и возвратить в бюджет Фонда использованные не по целевому назначению средства ОМС в сумме 2 454 442 руб. 16 коп., а также уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в сумме 245 444 руб. 22 коп.
Кроме того, Учреждение уведомлялось в этом акте о том, что за нарушение сроков восстановления средств предусмотрены пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Не согласившись с данным актом, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 30.08.2019 по делу N А13-6839/2019 акт Фонда от 22.02.2019 признан не соответствующим Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и недействительным в части уплаты Учреждением 200 692 руб. 96 коп. штрафа; в удовлетворении заявленных требований в остальной части Учреждению отказано.
Поскольку Учреждение в указанный в акте срок не исполнило указанные в нем требования, а на основании претензии от 14.05.2020 N 04/3679 не уплатило начисленные Фондом пени, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично, в том числе и в части пеней, взыскав их исходя из расчета заявителя в размере 346 662 руб., начисленном по состоянию на 22.03.2021, а также взыскал пени, подлежащие начислению на 1 610 918 руб. 07 коп. задолженности исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) 7,75% годовых, начиная с 23.03.2021 до фактического погашения долга.
Апелляционный суд пришел к выводу о несоответствии представленного Фондом расчета пеней положениям части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, поскольку пени впервые начислены и предъявлены Учреждению к уплате только в претензии от 14.05.2020, а поэтому изменил решение суда первой инстанции в этой части, взыскав с ответчика указанные санкции с применением ставки ЦБ РФ в размере 5,5%, действующем на указанную дату.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции обоснованно учтено, что в акте от 22.02.2019, составленном по результатам проверки, Учреждению помимо требования о возврате в бюджет использованной не по целевому назначению суммы средств ОМС, предъявлялось лишь требование об уплате штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств.
Санкции же в виде пеней начислены и предъявлены Фондом Учреждению лишь в претензии от 14.05.2020 N 04/2679.
Поскольку в акте от 22.02.2019 Учреждению не предъявлялось требование об уплате пеней в определенном размере, а содержалась лишь информация о возможном их начислении Фондом, суд апелляционного инстанции исходя из буквального толкования положений части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ признал правомерным применение в расчете заявителя той ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала на дату предъявления претензии по уплате указанной санкции (15.05.2020).
Оснований не согласиться с указанным выводом у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы Фонда повторяют его позицию по делу, которой суд апелляционной инстанции дал надлежащую правовую оценку.
Несогласие с выводами апелляционного суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование Фондом положений закона не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку нарушения норм материального права судом апелляционной инстанции не допущено.
Нарушений апелляционным судом норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанцией не установлено.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Фонда не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2021 по делу N А13-16479/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
...
Поскольку в акте от 22.02.2019 Учреждению не предъявлялось требование об уплате пеней в определенном размере, а содержалась лишь информация о возможном их начислении Фондом, суд апелляционного инстанции исходя из буквального толкования положений части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ признал правомерным применение в расчете заявителя той ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала на дату предъявления претензии по уплате указанной санкции (15.05.2020)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2021 г. N Ф07-15205/21 по делу N А13-16479/2020