г. Вологда |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А13-16479/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Тарасовой О.А. и Холминова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская областная клиническая больница N 2" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 марта 2021 года по делу N А13-16479/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области (ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916; адрес: 160017, Вологодская область, город Вологда, микрорайон Тепличный, дом 8А; далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Вологодская областная клиническая больница N 2" (ОГРН 1023501248858, ИНН 3528013395; адрес: 162602, Вологодская область, город Череповец, улица Данилова, дом 15; далее - Учреждение) о взыскании 2 044 629 руб. 10 коп., из них 1 610 918 руб. 07 коп. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению; 1 091 руб. 82 коп. штраф за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; 432 619 руб. 21 коп. пеней, рассчитанных за период с 12.03.2019 по 22.03.2021, с последующим начислением по день фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31 марта 2021 года исковые требования удовлетворены в части.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить в части пеней, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что при расчете пеней необходимо использовать ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, девствующую на дату предъявления Фондом санкции по уплате пеней (5,5 %, 4,25 %).
Фонд в отзыве и дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу отклонил доводы жалобы.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку Учреждение обжалуется только часть решения, то в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции при отсутствии возражений сторон проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, дополнений к отзыву, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа от 23.01.2019 N 01-05/33 Фондом проведена плановая комплексная проверка соблюдения Учреждением законодательства об Обязательном медицинском страховании (далее - ОМС) и целевого использования средств территориальной программы ОМС за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, по результатам которой составлен акт от 22.02.2019.
Согласно данному акту Учреждение обязано устранить нарушения законодательства об ОМС, выявленные в ходе проверки, и перечислить на счет Фонда использованные не по целевому назначению средства ОМС в сумме 2 454 442 рубля 16 копеек, а также уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в сумме 245 444 рубля 22 копейки, и пени в случае неисполнения указанного требования в течение 10 рабочих дней со дня его предъявления.
Учреждение не согласилось с данным актом, оспорило его в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением суда от 30.08.2019 по делу N А13-6839/2019 признан не соответствующим Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС, Закон N 326-ФЗ) и недействительным акт Фонда от 22.02.2019 в части уплаты штрафа в размере 200 692 рубля 96 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований Учреждению отказано.
Поскольку Учреждением в указанный в акте срок не исполнило указанные в нем требования, а претензия оставлена без удовлетворения, Фонд обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с Учреждения средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в размере 2 262 847 рублей 71 копейки; 1091 рубль 82 копейки штраф за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; 370 225 рублей 47 копейки пени, рассчитанные за период с 12.03.2019 по 09.11.2020, с последующим начислением по день фактического исполнения обязательства.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и по размеру в части.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4. БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Законом об ОМС.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Закона об ОМС медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 20 названного Закона медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н, Фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями производится Фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования".
В данном случае, проведенной Фондом проверкой, установлено нецелевое использование Учреждением денежных средств в размере 2 454 442 рубля 16 копеек.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 30.08.2019 по делу N А13-6839/2019 и не оспариваются Учреждением.
При этом, на момент рассмотрения дела задолженность по нецелевому использованию денежных средств составляет 1 610 918 рублей 07 копеек с учетом частичного погашения Учреждением, документально подтверждена, Учреждением не оспорена. Доказательств внесения иных денежных средств не представлено.
В связи с вышеизложенные денежные средства в размере 1 610 918 рублей 07 копеек заявлены обоснованно и подлежат взысканию.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Штраф в размере 1091 рубль 82 копейки предъявляется Фондом в соответствии с вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 30.08.2019 по делу N А13-6839/2019, которым акт от 22.02.2019 признан недействительным в части взыскания штрафа в размере 200 692 рубля 96 копеек, а также с учетом произведенных Учреждением оплат.
Размер штрафа ответчиком не оспаривается. Как следствие, штраф в размере 1091 рубль 82 копейки подлежит взысканию.
Кроме того, истцом с учетом уточнения требований предъявлены требования о взыскании 432 619 рублей 21 копейку пени, рассчитанных за период с 12.03.2019 по 22.03.2021, с последующим начислением по день фактического исполнения обязательства.
Ответчик оспаривает расчет пени, полагая, что пени подлежат начислению только с 03.12.2019 - даты вступления в законную силу решения суда по делу N А13-6839/2019, в рамках которого рассматривался вопрос о законности принятия акта от 22.02.2019.
Данная позиция противоречит части 9 статьи 39 Закона об ОМС, поскольку обжалование принятого Фондом по результатам проверки акта не приостанавливает установленный данной статьей срок возврата денежных средств, использованных по нецелевому назначению.
Кроме того, позиция Учреждения указанным выше решением не поддержана, акт признан недействительным только в части начисления штрафа с учетом применения судом статьи 333 ГК РФ.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает необходимым произвести перерасчет пеней с учетом ставки ЦБ РФ в размере 5,5% годовых, действующей на дату предъявления претензии.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Акт проверки от 22.02.2019 и требование о возврате в бюджет Фонда средств, используемых не по целевому назначению содержали информацию о том, что в случае неисполнения требования в установленный срок будут начислены пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкции, от суммы нецелевого использования средств (том 1, лист дела 71).
Акт Фонда от 22.02.2019 и требование не содержат конкретного требования об уплате пеней, размер пеней, подлежащих уплате, а указана лишь информация о том, что пени подлежат начислению.
Требования об уплате тени в конкретной денежной сумме с указанием в расчете примененной ставки указаны только в претензии от 14. 05.2020 (том 1, листы дела 63-64).
Таким образом, признать, что Фондом в данном случае до предъявления претензии были предъявлены к уплате санкции (сумма, период, расчет), оснований не имеется.
Подобная правовая позиция при определении подлежащей применению ставки использовалась судами при рассмотрении дела А13-1034/2020.
При проведении перерасчета пеней с учетом ставки ЦБ РФ в размере 5,5% годовых, действующей на дату предъявления претензии суд апелляционной инстанции берет за основу справочный расчет истца от 16.07.2021 как наиболее арифметически правильный.
Общий размер пени за период с 12.03.2019 по 22.03.2021 по ставке 5.5% годовых составит 307 020 руб. 05 коп.
Оснований для применения ст. 333 ГК РФ и снижения размера пени ниже однократной ставки ЦБ РФ суд не усматривает.
Как разъяснено в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Таким образом, требование истца о начислении пени до фактической оплаты долга также является обоснованным и подлежит удовлетворению с учетом применения судом ставки 5,5 % годовых.
В удовлетворении остальной части исковых требований надлежит отказать.
При подобных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению, а апелляционная жалоба ответчика - удовлетворению.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы ответчика расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 марта 2021 года по делу N А13-16479/2020 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская областная клиническая больница N 2" (ОГРН 1023501248858, ИНН 3528013395) в пользу государственного учреждения Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области (ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916) 1 917 938 рубль 13 копеек, из них 1 610 918 рублей 07 копеек денежных средств, использованных не по целевому назначению, штраф в размере 1 091 рубль 82 копейки и пени в размере 307 020 руб. 06 коп., начисленных по состоянию на 22.03.2021, начиная с 23.03.2021 начислять пени на сумму задолженности в размере 1 610 918 рублей 07 копеек исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 5,5% годовых до фактического погашения долга.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская областная клиническая больница N 2" (ОГРН 1023501248858, ИНН 3528013395) в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 31 161 рублей."
Взыскать с государственного учреждения Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области (ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916) в пользу бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская областная клиническая больница N 2" (ОГРН 1023501248858, ИНН 3528013395) 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-16479/2020
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области
Ответчик: БУЗ "Вологодская областная клиническая больница N 2"