26 ноября 2021 г. |
Дело N А42-6346/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Михайловской Е.А., Старченковой В.В.,
при участии от Администрации города Кировска с подведомственной территорией Степановой Л.М. (доверенность от 14.01.2021 N 463), Лежепековой Д.С. (доверенность от 11.01.2021 N 46),
рассмотрев 25.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Кировска с подведомственной территорией на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу N А42-6346/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Хибинская тепловая компания", адрес: 184250, Мурманская область, город Кировск, улица Хибиногорская, дом 28А, ОГРН 1075101000215, ИНН 5101360369 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным постановления Администрации города Кировска с подведомственной территорией, адрес: 184250, Мурманская область, город Кировск, проспект Ленина, дом 16, ОГРН 1025100561661, ИНН 5103020946 (далее - Администрация), от 06.08.2020 N 691 "Об определении организации для содержания и обслуживания выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации города Кировска, межмуниципальный отдел по городу Кировск и городу Апатиты Управления Росреестра по Мурманской области, акционерное общество "Апатит", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области.
Решением суда первой инстанции от 16.04.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.07.2021, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.10.2021 место судебного заседания изменено в соответствии с пунктом 3 статьи 179 АПК РФ.
Компания до начала судебного заседания заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, которое удовлетворено судом кассационной инстанции.
В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в установленном порядке извещены о времени и месте его рассмотрения, представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрацией 30.04.2020 принято постановление N 434 "Об определении организации для содержания и обслуживания выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения" (далее - Постановление N 434), в приложении к которому приведен перечень выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения в количестве 38 объектов.
Согласно Постановлению N 434 в связи с проведенной инвентаризацией объектов теплоснабжения и выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения, присоединенных непосредственно к сетям, находящимся у Компании, в целях обеспечения своевременного и качественного решения вопросов бесперебойного теплоснабжения в границах территории муниципального образования город Кировск до признания права собственности на бесхозяйные объекты, Компания определена обслуживающей организацией на сети теплоснабжения, перечисленные в приложении к Постановлению N 434.
Указанным постановлением Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации города Кировска поручено обеспечить проведение работ по постановке на учет указанного имущества в качестве бесхозяйного.
Администрацией 22.05.2020 принято постановление N 485 "О внесении изменений в Перечень выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения, приведенный в постановлении N 434 (далее - Постановление N 485), которым из числа бесхозяйных исключены объекты сетей теплоснабжения (строки приложения к Постановлению N N 16,18, 28, 34).
По факту обращения Компании Прокуратурой города Кировска проведена проверка исполнения органом местного самоуправления законодательства при выявлении бесхозяйных сетей теплоснабжения, по результатам которой 03.07.2020 Администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства при выявлении бесхозяйных сетей теплоснабжения.
Постановлением Администрации от 06.08.2020 N 691 "Об определении организации для содержания и обслуживания выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения" (далее - Постановление N 691) Постановление N 434 и Постановление N 485 признаны утратившими силу.
Как следует из Постановления N 691, в связи с проведенной инвентаризацией объектов теплоснабжения и выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения, присоединенных непосредственно к сетям, находящимся у Компании, в целях обеспечения своевременного и качественного решения вопросов бесперебойного теплоснабжения в границах территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией до признания права собственности на бесхозяйные объекты, Компания определена обслуживающей организацией на сети теплоснабжения, перечисленные в приложении к Постановлению N 691.
Компании рекомендовано обратиться в Комитет по тарифам и ценам Мурманской области для включения затрат на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей, указанных в приложении к Постановлению N 691, в тариф в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации города Кировска поручено обеспечить проведение работ по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области и Республике Карелия в качестве бесхозяйных тепловых сетей, указанных в приложении к Постановлению N 691.
Полагая, что Постановление N 691 незаконно возлагает на Компанию обязанности по содержанию и обслуживанию сетей теплоснабжения, прилегающих к муниципальным объектам, закрепленным на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, что нарушает её права, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 67, 68, 71 АПК РФ, установили, что Постановление N 691 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Компании в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и удовлетворили заявление.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация теплоснабжения в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей.
В пункте 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Компания, заявляя рассматриваемые требования, ссылалась на то, что перечисленные в приложении к Постановлению N 691 тепловые сети не являются бесхозяйными, оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы Компании.
Суды, исследовав представленные в дело доказательства, установили, что в приложении к Постановлению N 691 приведен перечень сетей теплоснабжения, присоединенных к нежилым зданиям социального значения (дошкольные образовательные учреждения, школы, объекты культуры и спорта), застройщиком указанных объектов и спорных сетей теплоснабжения являлось производственное объединение "Апатит" (в настоящее время акционерное общество "Апатит", далее - АО "Апатит").
На основании решения Кировского городского Совета народных депутатов (7 сессия 21 созыва) от 15.05.1992, Плана приватизации производственного объединения "Апатит" им. С.М. Кирова, утвержденного 28.04.1994, дошкольные учреждения, жилищное хозяйство с производственной базой ЖКУ и благоустройством территории, спортивные учреждения и прочие объекты соцкультбыта передавались в муниципальную собственность (том дела 3, листы 113 - 122; том дела 6, листы 64-86).
Постановлением Главы администрации города Кировска от 07.02.1996 N 61 "О приеме жилищного и нежилого фонда в муниципальную собственность города Кировска" отделу коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации города Кировска, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Кировска поручено принять в муниципальную собственность города Кировска жилищный и нежилой фонда с производственной базой, обслуживающей перечисленные объекты, не включенные в уставный капитал АО "Апатит" при его приватизации (том дела 6, листы 91-92).
Судами установлено, что спорные тепловые сети были построены и сданы в эксплуатацию вместе с перечисленными в приложении к Постановлению N 691 объектами социального значения (дошкольные образовательные учреждения, школы, объекты культуры и спорта) (том дела 1, листы 44-154; том дела 2, листы 1-75).
Материалами дела также подтверждается, что после приватизации производственного объединения "Апатит" здания дошкольных, спортивных учреждений, школ и объектов соцкультбыта перешли в муниципальную собственность и позднее были переданы муниципальным учреждениям на праве оперативного управления.
Актами разграничения тепловых сетей по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (тома дела 2, листы 101-169) подтверждается факт нахождения на балансе муниципальных учреждений спорных объектов.
Таким образом, судами установлено, что спорные тепловые сети находятся в муниципальной собственности.
Доводы подателя жалобы об обратном были проверены судами двух инстанций и мотивированно отклонены.
На основании приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов.
В пункте 2 этого постановления предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Объекты, указанные в приложении 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий").
В силу положений пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Факт отсутствия спорных тепловых сетей в реестре муниципальной собственности не свидетельствует о том, что муниципальное образование город Кировск в лице Администрации не является их собственником в силу закона.
Как следует из правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом не принятое на учет в едином государственном реестре недвижимости недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств - наличие правопритязаний на объект недвижимого имущества или фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Негативные последствия несовершения Администрацией действий по регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты не могут быть возложены на Компанию посредством издания оспариваемого постановления, обязывающего последнюю нести расходы по содержанию не принадлежащего ей (муниципального) имущества.
С учетом установленных обстоятельств дела суды пришли к правомерному выводу, что Постановление N 691 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Компании в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на неё бремя финансовых затрат по содержанию и обслуживанию тепловых сетей зданий муниципальной собственности, и является недействительным.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу N А42-6346/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации города Кировска с подведомственной территорией - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.