г. Санкт-Петербург |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А42-6346/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Боброва Д.Н., по доверенности от 01.05.2021 (онлайн);
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17416/2021) Администрации г. Кировска с подведомственной территорией на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.04.2021 по делу N А42-6346/2020, принятое
по заявлению акционерного общества "Хибинская тепловая компания"
к Администрации г. Кировска с подведомственной территорией
3-е лицо: Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации г. Кировска и г.Апатиты Управления Росреестра по Мурманской области, акционерное общество "Апатит",
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Хибинская тепловая компания" (далее - заявитель, Общество, АО "ХТК") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Кировска с подведомственной территорией (далее - ответчик, Администрация) от 06.08.2020 N 691 "Об определении организации для содержания и обслуживания выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации города Кировска, Межмуниципальный отдел по г.Кировск и г.Апатиты Управления Росреестра по Мурманской области, акционерное общество "Апатит", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 16.04.2021 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда от 16.04.2021 отменить, ссылаясь на то, что осуществить передачу в собственность муниципального образования спорных участков тепловых сетей с передачей технической документации и составлением актов приема передачи не представляется возможным в связи с тем, что письмом от 26.05.2020 КФ АО "Апатит" сообщил об отсутствии прав АО "Апатит" на данное имущество. Администрацией представлены доказательства того, что сам застройщик п/о "Апатит" (впоследствии - ОАО "Апатит") не учитывал здания социальных объектов и прилегающие к ним инженерные сети как единый объект.
По мнению подателя жалобы, наличие подписанных руководителями муниципальных учреждений города Кировска актов разграничения тепловых сетей по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не могут служить подтверждением наличия права муниципальной собственности и права оперативного управления учреждений на спорные сети теплоснабжения.
Администрация и третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.04.2020 Администрацией принято постановление N 434 "Об определении организации для содержания и обслуживания выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения" (далее - Постановление N 434), в котором названо бесхозяйным имуществом 38 объектов, указанных в Приложении к постановлению, прилегающих к муниципальным учреждениям (дошкольным образовательным учреждениям, школам, объектам культуры и спорта).
Согласно Постановлению N 434, в связи с проведенной инвентаризацией объектов теплоснабжения и выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения, присоединенных непосредственно к сетям, находящимся у АО "ХТК", в целях обеспечения своевременного и качественного решения вопросов бесперебойного теплоснабжения в границах территории муниципального образования город Кировск до признания права собственности на бесхозяйные объекты, АО "ХТК" определено обслуживающей организацией на сети теплоснабжения, перечисленные в Приложении к Постановлению.
Указанным постановлением Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации города Кировска поручено обеспечить проведение работ по постановке на учет указанного имущества в качестве бесхозяйного. 22.05.2020 Администрацией принято постановление N 485 "О внесении изменений в Перечень выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения, приведенный в постановлении администрации города Кировска от 30.04.2020 N 434 "Об определении организации для содержания и обслуживания выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения" (далее - Постановление N 485), которым из числа бесхозяйных исключены объекта сетей теплоснабжения, расположенные в н.п. Коашва (строки Приложения к Постановлению N N 16,18,28,34).
По обращению АО "ХТК" Прокуратурой города Кировска проведена проверка исполнения органом местного самоуправления законодательства при выявлении бесхозяйных сетей теплоснабжения, по результатам которой 03.07.2020 Администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства при выявлении бесхозяйных сетей теплоснабжения.
Постановлением Администрации от 06.08.2020 N 691 "Об определении организации для содержания и обслуживания выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения" Постановление N 434 и Постановление N 485 признаны утратившими силу.
Согласно Постановлению N 691, в связи с проведенной инвентаризацией объектов теплоснабжения и выявленных бесхозяйных сетей теплоснабжения, присоединенных непосредственно к сетям, находящимся у АО "ХТК", в целях обеспечения своевременного и качественного решения вопросов бесперебойного теплоснабжения в границах территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией до признания права собственности на бесхозяйные объекты, АО "ХТК" определено обслуживающей организацией на сети теплоснабжения, перечисленные в Приложении к Постановлению.
АО "ХТК" рекомендовано обратиться в Комитет по тарифам и ценам Мурманской области для включения затрат на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей, указанных в Приложении к Постановлению N 691, в тариф в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации
Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации города Кировска поручено обеспечить проведение работ по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области и Республике Карелия в качестве бесхозяйных тепловых сетей, указанных в Приложении к настоящему постановлению.
Посчитав, что Постановление N 691 незаконно возлагает на Общество обязанности по содержанию и обслуживанию сетей теплоснабжения, прилегающих к муниципальным объектам, закрепленным на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, чем нарушает его права, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу, что Постановление N 691 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежит отмене на основании следующего.
Согласно части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (часть 5 статьи 2 Закона N 190-ФЗ).
Как следует из Постановления N 691, Администрация в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ определила обслуживающей организацией бесхозяйного имущества, указанного в Приложении к Постановлению N 691, АО "ХТК".
Из материалов дела следует, что застройщиком социальных объектов (дошкольных образовательных учреждений, школ, объектов культуры и спорта), к которым примыкают спорные сети теплоснабжения, а также самих сетей являлось производственное объединение "Апатит".
Согласно имеющимся в деле материалам архивного фонда, проектной документации, утвержденного плана приватизации АО "Апатит" с приложениями от 28.04.1994 с изменениями N 3 от 17.11.2000 (утв. Распоряжением от 17.11.2000 N 297 Комитета по управлению государственным имуществом администрации Мурманской обл.), писем АО "Апатит", данные социальные объекты, как не вошедшие в план приватизации АО "Апатит", являются муниципальным имуществом в силу закона и закреплены за муниципальными учреждениями.
Постановлением N 691 Администрация признала бесхозяйными тепловые сети, посредством которых поставляется коммунальный ресурс исключительно в дошкольные образовательные учреждения, школы, объекты культуры и спорта. Судом первой инстанции установлено, что данные сети были построены и сданы в эксплуатацию застройщиком вместе с указанными объектами, что подтверждается представленными суду существующими проектами. В частности, на примере зда1тя Хибинской гимназии (ул. Олимпийская, д.57а) показано, что оно построено по проекту ШИФР 86-93-86 Школа на 1296 учащихся и принято, как объект законченного строительства вместе с подведенными инженерными сетями, принадлежащими этому зданию.
Сетями теплоснабжения совместно со зданием с 1990 года фактически владеет и пользуется муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Хибинская гимназия".
Собственником здания с инженерными сетями в его составе является МО город Кировск в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации (выписка из ЕГРИ от 12.12.2020 N КУВИ-002/2020-46110129).
В соответствии с постановлением Главы Администрации от 07.02.1996 г. N 61 "О приеме жилищного и нежилого фонда в муниципальную собственность города Кировска" поручено принять в муниципальную собственность неприватизированный жилищный и нежилой фонд с производственной базой, которая обслуживает объекты фондов. Передача указанных объектов фондов осуществлена образованному муниципальному унитарному эксплуатационному предприятию "Кировское жилищно-коммунальное управление". Соответственно здания совместно с прилегающими тепловыми сетями постоянно находились ранее в обслуживании МУЭП "Кировское ЖКУ" (архивные справки NN 45, 46 от 27.01.21), и в настоящее время продолжают обслуживаться муниципальным казенным учреждением "ЦТМО" (выписка из журнала заявок "Тепловые сети).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оставшиеся сети теплоснабжения из Постановления N 691 классифицируются подобным образом.
Руководствуясь Указами Президента Российской Федерации от 29.12.1991 N 341 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий"; от 24.12.1994 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ"; от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий"; пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), приложением N 3 к постановлению N 3020-1, АО "ХТК" считает доказанным в судебном процессе, что спорные объекты инженерной инфраструктуры по закону относятся к муниципальной собственности.
Данная позиция подтверждается пунктом 5 Информационного письма ВАС РФ от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", из которого следует, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
В соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой вещи, и связанная с ней общим назначением (принадлежностью), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Тепловые сети предназначены для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальному имуществу, как объекты городской инфраструктуры, предназначенные для функционирования муниципальных зданий (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), и поэтому не являются бесхозяйным имуществом.
Пунктом 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, предусматривалось, что если в уставный капитал приватизируемого предприятия не включены объекты социально-бытовой сферы, жилищного фонда и предусмотрена передача их в муниципальную собственность, соответствующие органы местного самоуправления обязаны в срок не более шести месяцев со дня утверждения плана приватизации принять их на баланс и заключить договоры с предприятиями по содержанию указанных объектов при сохранении, в случае необходимости, договорных отношений с приватизированным предприятием - бывшим балансодержателем, предусматривающим его обязательства по содержанию объектов жилой и социально - бытовой сферы.
В силу данной Государственной программы приватизации предприятий муниципалитет обязан принять в собственность объекты социально-бытовой сферы совместно со связанными тепловыми сетями (принадлежностью).
Руководствуясь пунктом 11 Постановления N 3020-1 о порядке пообъектного определения состава муниципальной собственности и целесообразности сохранения технологического единства инженерных комплексов (систем), централизованного управления ими, и организации их безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения из состава объектов, не являющихся автономными по характеру их функционирования, суд пришел к правомерному выводу, что с учетом представленных материалов дела следует, что спорные сети являются принадлежностью зданий социальных объектов.
Определением ВС РФ от 30.03.2018 N 305-ЭС18-1626 по делу N А41-2132/2017 установлено, что в виду положений пунктом 3 постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность" утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче объектов социально- культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
АО "Апатит" (письма N 85/174 от 29.04.2003, N 85/339 от 27.08.2003, приложение N 2 к плану приватизации со списками не приватизированных объектов (включены примыкающие инженерные сети) обращалось за организацией участия в оформлении приема-передачи муниципальной собственности.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 1150/13 изложена правовая позиция относительно того, что отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. Не состоящее на учете в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним недвижимое имущество не может считаться бесхозяйным при наличии одного из обстоятельств; правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Позиция по оформлению данных сетей изложена, в частности, в приобщенном письме от 16.01.2019 N 156 Комитета имущественных отношений г. Мурманска администрации г. Мурманска, где указано, что если в процессе эксплуатации зданий выявлены инженерные сети, которые не учтены в реестре имущества и предназначенные только для функционирования этих зданий, то это не бесхозяйное имущество, а муниципальное, которое муниципалитет самостоятельно оформляет и регистрирует на него право собственности за МО.
В соответствии со статьей 14 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для государственной регистрации прав, в частности является соответствующий акт, изданный органом местного самоуправления.
Суд первой инстанции правомерно указал, что Администрация до издания Постановления N 691 в Росреестр не обращалась и не получала отказа в государственной регистрации собственности на сети. Вместе с тем, данные сети являются принадлежностью зданий детских садов, школ, объектов культуры и спорта.
Таким образом, спорные сети теплоснабжения не могут быть признаны бесхозяйными и данный вывод суда первой инстанции является обоснованным.
Частью 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ установлено, что орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы организации на следующий период регулирования.
Обществом представлены пояснения с расчетами об итоговых затратах на содержание и ремонт спорных сетей для следующего периода регулирования и формирования тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, которые составляют 62 640 962,40 рублей. Администрация сметные расчеты не оспорила, сославшись на невозможность установления характера предстоящих работ и их стоимость.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание документальное подтверждение того, что Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области на 2018-2022 гг. будут приняты в составе НВВ расходы на ремонт основных средств только в размере 17 204,83 тыс. руб. на 2018 г. и 17 373,44 руб. на 2020 г., что существенно меньше стоимости возникающих затрат на спорные тепловые сети.
Таким образом, суд первой инстанции по совокупности всех установленных фактических обстоятельств по данному делу пришел к правомерному выводу, что принятое Постановление N 691 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы АО "ХТК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на Общество бремя финансовых затрат по содержанию и облуживанию тепловых сетей зданий муниципальной собственности, и является недействительным.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.04.2021 по делу N А42-6346/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6346/2020
Истец: АО "ХИБИНСКАЯ ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КИРОВСКА С ПОДВЕДОМСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КИРОВСКА