26 ноября 2021 г. |
Дело N А21-12872/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Чуватиной Е.В.,
при участии от Министерства Обороны Российской Федерации - Бякиной О.В. (доверенность от 13.11.2020), от Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Сироткина А.Ф. (доверенность от 07.10.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства Обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по делу N А21-12872/2019,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство), Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) об обязании Учреждения согласовать схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, изготовленную 22.04.2019 муниципальным предприятием "Городской центр геодезии" по заявке 01310-19 и подготовленную с целью раздела земельного участка с кадастровым номером 39:05:000000:25 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах; об обязании Министерства утвердить указанную схему расположения земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Росреестр), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Управление), Агентство по имуществу Калининградской области (далее - Агентство), Администрация муниципального образования "Зеленоградский городской округ", государственное казенное учреждение Калининградской области "Управление дорожного хозяйства Калининградской области", муниципальное предприятие "Городской центр геодезии" городского округа "Город Калининград", муниципальное автономное учреждение города Калининграда "Детский центр отдыха и оздоровления детей и подростков "Бригантина", кадастровый инженер Орехова Елена Анатольевна.
Решением суда первой инстанции от 11.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.08.2021, исковые требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Министерство и Учреждение, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просят решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационные жалобы Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Министерства и Учреждения поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, имущественный комплекс (здания, оборудование котельной, дизель-электрическая станция) военного городка в п. Круглово Зеленоградского района до решения вопроса о порядке и условиях передачи в муниципальную собственность был передан Комитету по управлению имуществом г. Калининграда по акту приемки (передачи) от 10.06.1996.
20.06.1996 на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом Калининградской области от 11.03.1996 г. N 61-р между Комитетом по управлению имуществом г. Калининграда и Балтийским флотом был заключен договор о передаче и порядке использования федерального имущества на праве оперативного управления мэрией г. Калининграда для организации на его базе круглогодичного подросткового реабилитационного лагеря.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2005 N 874-р утвержден перечень передаваемых в муниципальную собственность г. Калининграда находящихся в федеральной собственности объектов 1986 отделения морской инженерной службы, расположенных в пос. Круглово (Калининградская область).
14.07.2005 на основании указанного распоряжения Правительства Российской Федерации и.о. мэра города Калининграда принято постановление N 3204 "О приемке в муниципальную собственность города Калининграда объектов жилого фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, относящихся к федеральной собственности, находящиеся в оперативном управлении 1986 отделения морской инженерной службы, расположенных в поселке Круглово" согласно приложению в количестве 30 шт.
Объекты, принятые в муниципальную собственность (здания, объекты инженерной инфраструктуры, инженерные коммуникации), находятся на земельном участке с кадастровым номером 39:05:000000:25.
Право собственности муниципального образования городской округ "Город Калининград" на переданные объекты недвижимого имущества подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости и выписками из реестра муниципальной собственности городского округа "Город Калининград", представленными в материалы дела.
11.07.2007 между Комитетом муниципального имущества города Калининграда и муниципальным учреждением "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Мост" заключен договор N 298 о закреплении муниципального недвижимого имущества на праве оперативного управления.
27.07.2007 между Комитетом муниципального имущества города Калининграда и муниципальным учреждением "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Мост" заключено дополнительное соглашение к договору N 298 от 11.07.2017, в пункте 3 которого стороны договорились включить в перечень муниципального недвижимого имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления объекты в количестве 9 единиц общей балансовой стоимостью 649 050 руб. (артезианские скважины 1,2,3,4, наружная канализация, наружные теплосети, наружный водопровод, воздушная ЛЭП-0,4 кв, кабельная ЛЭП-0,4 кв.).
Впоследствии указанное имущество передано в оперативное управление муниципального автономного учреждения города Калининграда "Детский центр отдыха и оздоровления детей и подростков "Бригантина" по передаточному акту от 18.07.2017.
Администрацией в адрес Учреждения 18.02.2019 (письмо N и-кми-06) была направлена для согласования схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:05:000000:25 с целью образования земельных участков под указанные объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности.
Администрация обратилась в арбитражный суд с указанными требованиями, поскольку схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не была согласована Учреждением и утверждена Министерством в добровольном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Администрации, указав на то, что ответчики не представили суду относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что площадь образуемых земельных участков не соответствует требованиям статьи 11.9 ЗК РФ, а также доказательства использования ими образуемых земельных участков.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей ответчиков, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ (пункт 1 статьи 11.3 ЗК РФ).
В силу пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Подлежащий разделу земельный участок с кадастровым номером 39:05:000000:25 закреплен за Учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, в соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ Министерство является органом, уполномоченным утверждать схему расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:05:000000:25.
Согласно пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ схема расположения образуемого при разделе земельного участка должна быть согласована Учреждением как землепользователем исходного земельного участка.
Установив, что Министерство и Учреждение уклоняются от совершения действий по утверждению и согласованию схемы земельного участка, предназначенного для размещения и использования объектов недвижимости, являющихся муниципальной собственностью, который подлежит образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:05:000000:25, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования Администрации, возложив на ответчиков обязанность совершить необходимые в данном случае юридически значимые действия.
В кассационных жалобах Министерство и Учреждение ссылаются на то, что Администрацией не обоснована надлежащим образом площадь земельного участка, реально необходимую для использования муниципальных объектов недвижимости.
Между тем данный довод приводился ответчиками при рассмотрении дела как в суде первой, так и апелляционной инстанций. Отклоняя его суды сослались на то, что Администрация должным образом обосновала необходимую площадь земельного участка, а ответчики не доказали ее чрезмерность.
Доводы, изложенные Министерством и Учреждением в кассационных жалобах, по сути направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление иных обстоятельств, что на стадии кассационного обжалования недопустимо.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.02.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по делу N А21-12872/2019 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства Обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.