02 декабря 2021 г. |
Дело N А56-86684/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Грачева В.А. (доверенность от 29.11.2021),
рассмотрев 29.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по делу N А56-86684/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, Конституции пл., д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), о признании незаконным и отмене постановления от 21.09.2020 N 078/04/9.21-758/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 18.12.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.05.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что имеются основания для применения положений 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным. Также податель жалобы полагает, что имеются основания для снижения размера административного штрафа до 300 000 руб. в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления возразил против доводов жалобы.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в УФАС поступило заявление генерального директора общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ИГРП" (от 15.05.2020 вх. N 17228-ЭП/20), содержащее сведения о нарушении Обществом и филиалом публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС") Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением установлено, что 21.11.2019 ООО "ИГРП" (заявитель) направило в адрес Общества заявку N 19-48717 на осуществление технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств (далее - ЭПУ) объекта "автостоянка", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ "Сергиевское", 9-й Верхний переулок, участок 5, земельный участок с кадастровым номером 78:36:1310103:1045 (далее - Объект), с максимальной мощностью ЭПУ Объекта 15 кВт по 3 категории надежности электроснабжения на уровне напряжения 0,4 кВ.
Общество посчитало, что ЭПУ заявителя находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетевой организации ПАО "ФСК ЕАС", в связи с чем письмом от 03.12.2019 исх. N ЭСКЛ/166-01/26806 заявка ООО "ИГРП" была отклонена.
09.04.2020 ООО "ИГРП" вновь подана заявка N 20-507459 в Общество на присоединение по одному источнику ЭПУ Объекта.
В ответ на заявку N 20-507459 Общество направило заявителю письмо от 14.04.2020 исх. N ЭСКЛ/16-01/8240, повторяющее письмо от 03.12.2019 N ЭСКЛ/166-01/26806.
ООО "ИГРП" 16.04.2020 направило в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" заявку N 62961 на технологическое присоединение ЭПУ Объекта.
Данная заявка была аннулирована посредством портала электросетевых услуг с уведомлением заявителя в личном кабинете портала о невозможности приема в работу указанной заявки в силу установленного законодательного запрета на присоединение к сетям ПАО "ФСК ЕЭС" по классу напряжения ниже 110 кВ (заявка на присоединение объекта подана по классу напряжения 6 кВ).
В соответствии с пунктом 8(3) Правил N 861 ООО "ИГРП" обратилось в муниципальное образование "Сергиевское" с просьбой представить информацию, в адрес какой сетевой организации заявителю надлежит направить заявку на технологическое присоединение ЭПУ Объекта.
Письмом от 18.05.2020 исх. N 160 муниципальное образование "Сергиевское" сообщило, что заявителю необходимо обратиться с заявкой на технологическое присоединение ЭПУ Объекта в Общество.
ООО "ИГРП" 09.06.2020 на основании письма муниципального образования "Сергиевское" от 18.05.2020 исх. N 160, а также с учетом аннулирования ПАО "ФСК ЕЭС" заявки от 16.04.2020 N 62961 вновь обратилось в Общество с заявкой от 09.06.2019 N 20-511375 на присоединение по одному источнику электроснабжения ЭПУ Объекта.
В ответ на заявку от 09.06.2020 N 20-511375 Общество письмом от 16.06.2020 исх. N ЭСКЛ/16-01/13278 вновь сообщило, что у Общества отсутствуют основания для подготовки и направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ЭПУ Объекта в связи с тем, что ЭПУ заявителя находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетевой организации ПАО "ФСК ЕАС" (объекты электросетевого хозяйства ПАО "ФСК ЕЭС" находятся на расстоянии 100 м от границ участка ЭПУ Объекта, в то время как сети Общества требуемого класса напряжения находятся на расстоянии более 1,5 км от границ ЭПУ Объекта), в связи с чем заявка ООО "ИГРП" была вновь отклонена.
Усмотрев в действиях Общества признаки нарушения пункта 15 Правил N 861, Управление 14.08.2020 вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 078/04/9.21-758/2020 и проведении административного расследования, по результатам которого составлен протокол от 14.09.2020 N 078/04/9.21-758/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС от 21.09.2020 N 078/04/9.21-758/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторности совершения правонарушения), с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, оснований для уменьшения размера штрафа и применения статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ЭПУ потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 названных Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Поскольку названные мероприятия Обществом не были выполнены в предусмотренный законодательством срок, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его поведении нарушения пункта 15 Правил N 861.
Письмом N ЛЭ/06-09/2016 (вх. N 28491-ЭП/20) Общество сообщило Управлению, что в адрес ООО "ИГРП" через "личный кабинет" направлены технические условия для присоединения к электрическим сетям и счет на оплату от 23.07.2020 N 20-511375, ООО "ИГРП" была произведена оплата, таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения считается заключенным с 29.07.2020 применительно к пункту 104 Правил N 861.
Вместе с тем, как верно указали суды, заключение Обществом договора об осуществлении технологического присоединения с нарушением установленного пунктом 15 Правил N 861 срока и уже после выявления Управлением нарушения не свидетельствует об отсутствии события вмененного Обществу правонарушения.
Исходя из отсутствия доказательств невозможности выполнения Обществом упомянутых обязанностей в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности вины Общества (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и состава вмененного административного правонарушения.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено.
Применительно к конкретному случаю административное наказание соответствует требованиям соразмерности, индивидуализации и справедливости. Исключительных оснований для снижения размера штрафа в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено. Такие обстоятельства, как добровольное устранение последствий правонарушения, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Приводимые Обществом обстоятельства были учтены УФАС в качестве смягчающих ответственность, штраф назначен в минимальном размере санкции соответствующей нормы.
Оценив обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, суды не усмотрели исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по делу N А56-86684/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из отсутствия доказательств невозможности выполнения Обществом упомянутых обязанностей в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности вины Общества (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) и состава вмененного административного правонарушения.
...
Применительно к конкретному случаю административное наказание соответствует требованиям соразмерности, индивидуализации и справедливости. Исключительных оснований для снижения размера штрафа в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено. Такие обстоятельства, как добровольное устранение последствий правонарушения, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Приводимые Обществом обстоятельства были учтены УФАС в качестве смягчающих ответственность, штраф назначен в минимальном размере санкции соответствующей нормы.
Оценив обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, суды не усмотрели исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 декабря 2021 г. N Ф07-12973/21 по делу N А56-86684/2020