01 декабря 2021 г. |
Дело N А56-95281/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Захаровой М.В., Сергеевой И.В.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Налимовой К.В. (доверенность от 12.01.2021), от Министерства обороны Российской Федерации Коноваловой А.В. (доверенность от 13.11.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2021 по делу N А56-95281/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление", адрес: 119021, Москва, Комсомольский пр., д. 18, стр. 3, ОГРН 1097746358412, ИНН 7714783092 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным выраженного в уведомлении от 08.06.2020 N 50/066/005/2019-9311 отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:29:0802001:198 площадью 9399 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Лужский р-н, у ст. Струги, и об обязании Управления Росреестра устранить нарушение прав заявителя путем осуществления государственной регистрации прав на названный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), и федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2021 заявление удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2021 решение от 31.03.2021 отменено, в удовлетворении требований Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, на несоответствие его выводов фактическим обстоятельства дела, просит отменить постановление от 23.07.2021, оставить в силе решение от 31.03.2021.
Апелляционный суд, по мнению подателя жалобы, не учел, что в передаточном акте подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия были отражены данные относительно земельного участка площадью 1,39 га, из которого, как указывает заявитель, был образован спорный земельный участок с кадастровым номером 47:29:0802001:198 площадью 9399 кв.м.
В отзывах на кассационную жалобу Управление Росреестра и Министерство просят оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Управления Росреестра и Министерства возражали против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзывах на нее.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Министра обороны от 25.05.2009 N 470 принято решение о приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Предприятие) путем преобразования в Общество.
Названным приказом утвержден состав подлежащего приватизации имущества Предприятия (приложение N 1).
В дальнейшем 29.05.2009 утвержден передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса Предприятия.
Общество, указывая, что в составе имущественного комплекса Предприятия при его приватизации путем преобразования в акционерное общество, ему был передан в собственность земельный участок земельный участок с кадастровым номером 47:29:0802001:198 площадью 9399 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Лужский р-н, у ст. Струги, обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на данный объект.
Уведомлением от 14.01.2020 N 50/066/005/2019-9311 Управление Росреестра сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации прав до 14.04.2021 на основании пунктов 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) со ссылкой на отсутствие в представленных в качестве правоустанавливающих документов - приказе от 25.05.2009 N 470 и передаточном акте от 29.05.2009 сведений о передаче Обществу земельного участка с указанными заявителем характеристиками.
В связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлении регистрации права уведомлением от 08.06.2020 N 50/066/005/2019-9311 в государственной регистрации права собственности Общества на участок было отказано на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ.
Общество, полагая отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции признал требования Общества обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, посчитал, что имеются препятствия для осуществления регистрации прав в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, поэтому отменил решение и отказал в удовлетворении заявления Общества.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого постановления в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных этим Законом оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
Основанием для приостановления государственной регистрации является также выявление противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (пункт 3 части 1 той же статьи).
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
Как установил суд апелляционной инстанции и не оспаривает податель жалобы, в представленных Обществом в качестве правоустанавливающих документов приказе Министра обороны Российской Федерации от 25.05.2009 N 470 и передаточном акте от 29.05.2009 сведений о земельном участке с характеристиками, соответствующими характеристикам участка с кадастровым номером 47:29:0802001:198 (адрес, площадь), не содержится.
Суд также учел, что спорный земельный участок, заявленный Обществом к регистрации права собственности, был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:29:0000000:10575 площадью 162 238 692 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Лужский р-н у ст. Струги, и согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее- ЕГРН) 16.12.2019 в отношении него в названный реестр была внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, а 14.05.2020 - запись о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения.
На основании установленных при рассмотрении дела обстоятельств применительно к содержанию представленных Обществом правоустанавливающих документов и наличию в ЕГРН на дату принятия Управлением Росреестра решения об отказе в регистрации прав Общества на участок сведений о зарегистрированном праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждения, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в данном случае оснований для признания оспариваемого Обществом решения Управления Росреестра незаконным.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления апелляционный суд установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены постановления от 23.07.2021 кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
При принятии кассационной жалобы к производству Обществу по его ходатайству была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому была предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины.
В связи с завершением производства в суде кассационной инстанции с Общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2021 по делу N А56-95281/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление", адрес: 119021, Москва, Комсомольский пр., д. 18, стр. 3, ОГРН 1097746358412, ИНН 7714783092, в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
...
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
...
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены постановления от 23.07.2021 кассационной инстанцией не установлено.
...
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому была предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 декабря 2021 г. N Ф07-14797/21 по делу N А56-95281/2020