03 декабря 2021 г. |
Дело N А05-2008/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бакушина Михаил Васильевич - Русакова А.Н. (доверенность от 17.02.2021),
рассмотрев 30.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2021 по делу N А05-2008/2021,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бакушин Михаил Васильевич, адрес: 164010, Архангельская область, ОГРНИП 304291808900021, ИНН 291200038849 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Архангельской области к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - Министерство) с требованиями о признании выраженного в письме от 01.02.2021 N 204-04-27/747 решения Министерства об отказе в заключении дополнительного соглашения, предусматривающего продление срока действия договора аренды лесного участка от 25.02.2011 N 1057 на три года незаконным; об обязании Министерства заключить с арендатором дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 25.02.2011 N 1057, предусматривающее увеличение срок действия договора на три года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Лесозавод 25", адрес: 163025, г. Архангельск, ул. Постышева, д. 26, ОГРН 1022900521071, ИНН 2928001265 (далее - ЗАО "Лесозавод 25").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Предпринимателя просил оставить судебные акты без изменения.
Министерство и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, 25.02.2011 агентством лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области (правопредшественник Министерства) и Предпринимателем заключен договор N 1057 аренды лесного участка, по условиям которого Министерство (арендодатель) предоставляет Предпринимателю (арендатор) в аренду лесной участок общей площадью 29 662 га в Коношском лесничестве в границах кварталов участковых лесничеств.
Лесной участок предоставляется в целях заготовки древесины в объеме 46,4 тыс. куб. м в год, ведения сельского хозяйства (сенокошения).
Договор аренды заключен на срок по 24.02.2021 и зарегистрирован в установленном порядке 28.03.2011.
Предприниматель обратился в Министерство с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды о продлении срока его действия на 3 года, которое мотивировано положениями частей 6 - 8 статьи 23 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 166-ФЗ).
Министерство, рассмотрев указанное заявление, письмом от 01.02.2021 N 204-04-27/747 отказало в заключении дополнительного соглашения, указав, что договор от 25.02.2011 N 1057 заключен по результатам торгов, изменение условий договора, заключенного на торгах, в части продления срока его действия невозможно в силу статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Перечень оснований для изменения условий договора аренды определен в ЛК РФ и имеет приоритетное применение, в том числе и к положениям Закона N 166-ФЗ.
Кроме того, Министерство указало, что арендуемый истцом лесной участок запланирован к передаче в аренду ЗАО "Лесозавод 25" не позднее 1 квартала 2022 года в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта, включенного в Перечень приоритетных инвестиционных проектов на основании приказа Минпромторга России от 05.07.2017 N 2150. Поэтому заключение соглашения о продлении договора аренды лесного участка будет противоречить законодательству в области инвестиционных отношений.
Полагая отказ Министерства, выраженный в письме от 01.02.2021, в заключении соглашения о продлении срока действия спорного договора аренды на 3 года незаконным, истец обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования. Апелляционная инстанция признала выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, правомерными.
Заслушав пояснения представителя Предпринимателя, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в редакции Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ; далее - Закон N 98-ФЗ), до 01.03.2021 арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации;
2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды;
3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
В соответствии с частью 7 статьи 19 Закона N 98-ФЗ срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 6 названной статьи, определяется арендатором, но не может превышать срок действия договора аренды земельного участка, согласованный сторонами до его увеличения, или три года, если срок действия договора составляет более чем три года.
Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 6 настоящей статьи, в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении (часть 8 статьи 19 Закона N 98-ФЗ).
Части 6, 7, 8 статьи 19 введены Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции".
Согласно статье 24 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Данный Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.06.2020, следовательно, вступил в силу 08.06.2020.
Судами установлено соблюдение заявителем условий, предусмотренных частью 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ.
При этом суды исходили из того, что Закон N 98-ФЗ (в редакции Закона N 166-ФЗ) является специальным и в сфере его регулирования имеет приоритет над иными нормативными актами.
Так судами принято во внимание то, что спорный договор аренды заключен до принятия Губернатором Архангельской области Указа от 17.03.2020 N 28-у о введении на территории Архангельской области с 18.03.2020 режима повышенной готовности.
При этом на дату обращения с заявлением (26.01.2021) срок действия договора аренды от 25.02.2011 N 1057 не истек.
Доводы Министерства о наличии не устраненных нарушений законодательства при использовании спорного лесного участка суды отклонили как не обоснованные.
Кроме того судами указано на то, что оспариваемый отказ Министерства не содержит ссылок на основания, установленные в пунктах 1 - 3 части 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ (в редакции Закона N 166-ФЗ).
Суды, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, правильно применив к установленным обстоятельствам положения специального регулирования, содержащиеся в пунктах 6 - 8 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, сделали правомерный вывод о незаконности отказа Министерства в заключении дополнительного соглашения о продлении срока договора аренды, обязав его заключить соответствующее соглашение.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны заявленным ранее в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2021 по делу N А05-2008/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено соблюдение заявителем условий, предусмотренных частью 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ.
При этом суды исходили из того, что Закон N 98-ФЗ (в редакции Закона N 166-ФЗ) является специальным и в сфере его регулирования имеет приоритет над иными нормативными актами.
...
Доводы Министерства о наличии не устраненных нарушений законодательства при использовании спорного лесного участка суды отклонили как не обоснованные.
Кроме того судами указано на то, что оспариваемый отказ Министерства не содержит ссылок на основания, установленные в пунктах 1 - 3 части 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ (в редакции Закона N 166-ФЗ).
Суды, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, правильно применив к установленным обстоятельствам положения специального регулирования, содержащиеся в пунктах 6 - 8 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, сделали правомерный вывод о незаконности отказа Министерства в заключении дополнительного соглашения о продлении срока договора аренды, обязав его заключить соответствующее соглашение."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 декабря 2021 г. N Ф07-16280/21 по делу N А05-2008/2021