06 декабря 2021 г. |
Дело N А21-9518/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лидер" Кузина В.А. (доверенность от 09.10.2021),
рассмотрев 06.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу N А21-9518/2020,
УСТАНОВИЛ:
Управление развития сельского хозяйства администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ", адрес: 238420, Калининградская обл., г. Багратионовск, ул. Пограничная, д. 57, ОГРН 1023902214236 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер", адрес: 238420, Калининградская обл., г. Багратионовск, ул. Калининградская, д. 68, ОГРН 1143926051697 (далее - Общество), о взыскании в местный бюджет муниципального образования "Багратионовский городской округ" для последующего перечисления в доход областного бюджета денежных средств в размере 19 558 498 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Калининградской области (далее - Минсельхоз) и Министерство финансов Калининградской области (далее - Минфин).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 26.04.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021, с Общества в доход местного бюджета муниципального образования "Багратионовский городской округ" для последующего перечисления в доход областного бюджета взысканы денежные средства в размере 19 558 498 руб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы настаивает на том, судами не учтено, что Общество получило субсидии исключительно в виде компенсации части затрат за закладку сада интенсивного типа, на уход за садом в будущем или в счет компенсации затрат на уход, Общество денежных средств не получало. Кроме того, Общество обращает внимание на то, что выполнить рекомендации комиссии по устранению недостатков было не возможно в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией и погодными условиями. Общество также указывает, что суды обосновывают свои судебные акты на обязанности ответчика, вытекающей из пункта 37 Порядка предоставления субсидий, в редакции Постановления от 28.11.2018 N 1307, о том, что получатель субсидии обязуется в течение 5 лет с момента закладки осуществлять работы по уходу и поддерживать проектную интенсивность высаженных многолетних растений. Однако, как отмечает Общество, в ранее действующей редакции названного Порядка, утвержденной Постановлением от 10.04.2018 N 390, на момент подписания соглашения между сторонами, указанной обязанности установлено не было. Кроме того, Общество указывает, что суды не приняли во внимание доводы Общества о том, что информации о публикации постановления от 28.11.2018 N 1307 не имеется в системе "Гарант", не представлена такая информация и Управлением.
В отзывах на кассационную жалобу Управление и Минсельхоз просят оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьей 4 Закона Калининградской области от 25.04.2013 N 226 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями Калининградской области по поддержке сельскохозяйственного производства в Калининградской области", постановлением Правительства Калининградской области от 27.01.2014 N 28 "О Государственной программе Калининградской области "Развитие сельского хозяйства", постановлением Правительства Калининградской области от 10.02.2017 N 51 "О порядке расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Калининградской области на осуществление государственных полномочий Калининградской области по государственной поддержке сельского хозяйства", приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области от 21.02.2017 N 32 "Об установлении методических рекомендаций к утвержденным органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области порядкам предоставления субсидий за счет средств субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам на государственную поддержку сельского хозяйства", решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Багратионовский городской округ" от 27.12.2017 N 111 "О бюджете муниципального образования "Багратионовский городской округ" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", на основании статей 7, 37, 38, 39 Устава муниципального образования "Багратионовский городской округ", в соответствии с пунктами 17, 37 приложения к постановлению администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" от 20.10.2017 года N 1237 "Об установлении уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляющего организацию предоставления субсидий, и утверждении порядка предоставления субсидий на 2017 год, предусмотренных в бюджете муниципального образования на государственную поддержку (с изменениями и дополнениями от 28.11.2018 года N 1307) (далее - Порядок), между Управлением и Обществом заключено соглашение о предоставлении субсидии от 04.09.2018 N 21 (далее - соглашение), о предоставлении из бюджета муниципального образования "Багратионовский городской округ" в 2018 году Обществу субсидии на оказание поддержки на развитие садоводства, многолетних плодово-ягодных насаждений (на закладку сада интенсивного типа на площади 36,2343 га), расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 39:01:042238,16, 39:01:00000:1352, 39:01:010101:89, 39:01:000000:1244, 39:01:010111:23.
Согласно пункту 37 Порядка предоставления субсидий, получатель субсидии обязуется в течение 5 лет с момента закладки осуществлять работы по уходу и поддерживать проектную интенсивность высаженных многолетних насаждений.
Во исполнение заключенного соглашения Управлением в 2018 году Обществу была предоставлена государственная поддержка в размере 19 575 076 руб., что подтверждается платежными поручениями от 17.10.2018 N 614648, от 26.12.2018 N 228563, от 26.12.2018 N 228561, от 29.12.2018 N 283213, от 29.12.2018 N 283215.
Управлением 10.10.2019 проведено обследование многолетних плодовых и ягодных насаждений в саду интенсивного типа площадью 36,2343 га, закладки 2018 года, на земельных участках с кадастровыми номерами 39:01:042238,16, 39:01:00000:1352, 39:01:010101:89, 39:01:000000:1244, 39:01:010111:23, в ходе проведения которого установлено, что сад находится в заросшем состоянии, требуется замена погибших деревьев (не поддерживается проектная интенсивность высаженных многолетних насаждений), работы по уходу в соответствии с проектом закладки сада не проводятся, ограждение требует ремонта, в связи с чем Управлением Обществу был установлен срок для устранения выявленных нарушений - до 10.05.2020.
Позднее, 13.05.2020 комиссией, утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" от 14.03.2017 N 0210 "О создании комиссии по обследованию установки шпалер, закладки и уходу за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями на территории муниципального образования "Багратионовский городской округ" (с изменениями от 01.07.2019 N 791) было установлено, что выявленные 10.10.2019 нарушения в установленный срок Обществом не устранены, а документы, подтверждающие осуществление ухода за многолетними плодовыми насаждениями до начала периода их товарного плодоношения, Обществом в адрес Управления не представлены.
Кроме того, Управлением было установлено, что в результате некачественно выполненных работ по уходу за многолетними плодовыми насаждениями, состояние деревьев в саду является неудовлетворительным, а именно: частичная и полная гибель деревьев в объеме 65%, приведшая к потере проектной интенсивности сада, а также неудовлетворительное фитосанитарное состояние.
В связи с выявленными фактами нарушения Обществом условий предоставления субсидий, установленных Порядком и соглашением, Управление направило в адрес Общества требование о возврате денежных средств в бюджет муниципального образования в добровольном порядке в размере 19 558 498 руб., с учетом перечисленной Обществом излишне выплаченной суммы субсидии в местный бюджет в размере 16 578 руб.
Поскольку Общество в добровольном порядке не возвратило субсидию в размере 19 558 498 руб., Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле документы, признал требования обоснованными и удовлетворил их.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны, в частности, определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Факты заключения между Управлением и Обществом соглашения, перечисления Обществу субсидии в размере 19 575 076 руб., а также факт выявления Управлением нарушений со стороны Общества (сад находится в заросшем состоянии, требуется замена погибших деревьев (не поддерживается проектная интенсивность высаженных многолетних насаждений), работы по уходу в соответствии с проектом закладки сада не проводятся, ограждение требует частичного ремонта) установлены судами на основании материалов дела и сторонами не оспариваются, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о том, что Обществом нарушены условия для получения государственной поддержки в виде субсидии, и, поскольку, Общество не возвратило субсидию в добровольном порядке на основании требования Управления, суды правомерно взыскали субсидию в судебном порядке.
Оснований не согласится с указанным выводом судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Довод Общества о том, что спорная субсидия была предоставлена в виде компенсации части затрат по закладке сада интенсивного типа и денежные средства на уход за многолетними плодовыми насаждениями Обществу не представлялись, являлся предметом исследования судов и был обоснованно отклонен судами на основании следующего.
Из материалов дела следует, что субсидия предоставлялась Обществу в соответствии с Порядком предоставления субсидий за счет средств бюджета муниципального образования, утвержденного Постановлением главы администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" от 20.10.2017 N 1237.
Согласно пункту 37 Порядка предоставления субсидий, получатель субсидии обязуется в течение 5 лет с момента закладки осуществлять работы по уходу и поддерживать проектную интенсивность высаженных многолетних насаждений.
Согласно пункту 38 Порядка субсидия на возмещение части затрат на осуществление ухода за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями до начала периода их товарного плодоношения предоставляется на основании составленного уполномоченным органом акта обследования многолетних плодовых насаждений.
Суды отклонили довод Общества о неправомерности применения пункта 37 Порядка предоставления субсидий, в редакции постановления администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" Калининградской области" от 28.11.2018 N 1307, поскольку установили, что указанное постановление вступило в силу со дня официального опубликования, было опубликовано на официальном сайте администрации муниципального образования - https:// bagrationovsk.gov39.ru. Кроме того, представитель Управления в судебном заседании пояснил, что указанное постановление было опубликовано также и в газете "Новая жизнь" от 30.11.2018 N 48.
При этом суды отметили, что Обществом не учтено, что согласно пункту 35 Порядка предоставления субсидий в редакции постановления от 11.04.2018 N 390, субсидии на оказание поддержки на развитие садоводства, многолетних плодово-ягодных насаждений предоставляются на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями.
На основании изложенного, суды пришли к обоснованному выводу, что в соответствии с пунктом 37 Порядка предоставления субсидий, пунктом 5.3.11 соглашения и рабочим проектом (бизнес-план), Общество обязано в течение 5 лет с момента закладки осуществлять работы по уходу и поддерживать проектную интенсивность высаженных многолетних насаждений.
Тот факт, что в период 2019-2020 годов Обществом работы по уходу посадок не проводились, сад находится в неудовлетворительном фитосанитарном состоянии, что привело к гибели плодовых насаждений и, соответственно, к потере проектной интенсивности сада, заявленной Обществом в бизнес-плане, представленном для обоснования получения субсидии, Обществом не опровергнут.
Напротив, Общество ссылалось на то, что срок для устранения нарушений Обществу был установлен до 10.05.2020.
Однако, как указывает Общество, что в зимний период не представлялось возможным устранить выявленные замечания ввиду неблагоприятных погодных условий, а также наличия обстоятельств непреодолимой силы, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, что исключило возможность устранения нарушений в апреле 2020 года.
Вместе с тем, как отметил суд апелляционной инстанции, доказательств устранения выявленных нарушений не было представлено и на момент рассмотрения настоящего дела апелляционным судом (2021 год).
Согласно пунктам 5.3.3, 5.3.8 соглашения, пункту 18 Порядка Общество как получатель субсидии обязано вернуть полученную сумму субсидии в местный бюджет в течение 5 рабочих дней с даты получения требования о возврате субсидии.
Согласно пункту 7.4 соглашения, при невозвращении субсидии в бюджет муниципального образования получателем в срок, установленный соглашением, взыскание субсидии осуществляется в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили требования Управления в полном объеме.
Иные доводы кассационной жалобы Общества повторяют его позицию по делу, которой суды дали надлежащую правовую оценку. Несогласие с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о нарушениях судами норм права и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу N А21-9518/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.