г. Санкт-Петербург |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А21-9518/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от истца: Коршунова В.А. по доверенности от 29.07.2021, Цымбал М.С. (начальник Управления)
от ответчика: Кузин В.А. по доверенности от 09.10.2020
от 3-го лица-1: Яковенко Е.А. по доверенности от 25.06.2021
от 3-го лица-2: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19692/2021) ООО "Лидер" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.04.2021 по делу N А21-9518/2020, принятое
по иску Управления развития сельского хозяйства
к ООО "Лидер"
3-и лица: 1) Министерство сельского хозяйства Калининградской области,
2) Министерство финансов Калининградской области
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Управление развития сельского хозяйства администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" (ОГРН: 1023902214236, адрес: 238420, Калининградская обл., г. Багратионовск, ул. Пограничная, д. 57; далее - Управление развития сельского хозяйства, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" (ОГРН: 1143926051697, адрес: 238420, Калининградская обл., г. Багратионовск, ул. Калининградская, д. 68; далее - ООО "Лидер", Общество, ответчик) о взыскании в местный бюджет муниципального образования "Багратионовский городской округ" для последующего перечисления в доход областного бюджета денежных средств в размере 19 558 498 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Калининградской области (ОГРН: 1033901817070, адрес: 236007, г.Калининград, ул. Д.Донского, 1, 315; далее - Минсельхоз, третье лицо-1) и Министерство финансов Калининградской области (ОГРН: 1023900779814, адрес: 236007, г. Калининград, ул. Д.Донского, 1; далее - Минфин, третье лицо-2).
Решением от 26.04.2021 суд первой инстанции взыскал с ООО "Лидер" в доход местного бюджета муниципального образования "Багратионовский городской округ" для последующего перечисления в доход областного бюджета денежные средства в размере 19 558 498 руб.; взыскал с ООО "Лидер" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО "Лидер" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что спорная субсидия предоставлена в виде компенсации части затрат по закладке сада интенсивного типа, при этом денежные средства на уход за многолетними плодовыми насаждениями Обществу не представлялись. Податель жалобы указывает на то, что обследование многолетних плодовых и ягодных насаждений в саду интенсивного типа проведена Управлением 10.10.2019, срок для устранения нарушений установлен до 10.05.2019. Ответчик указывает на то, что в зимний период не представлялось возможным устранить выявленные замечания ввиду неблагоприятных погодных условий, а также наличия обстоятельств непреодолимой силы, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, что исключило возможность устранения нарушений в апреле 2020 года. Общество также указывает на то, что Соглашение согласно пункту 10.7 действует до 31.12.2018.
Кроме того, по мнению ответчика, Управление и суд первой инстанции необоснованно ссылаются на пункт 37 Порядка предоставления субсидий в редакции постановления Администрации МО "Багратионовский городской округ" Калининградской области" от 28.11.2018 N 1307 (далее - Постановление N 1307) "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" от 20.10.2017 N 1237 "Об установлении уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляющего организацию предоставления субсидий, и утверждении порядка предоставления субсидий, предусмотренных в бюджете муниципального образования на государственную поддержку сельского хозяйства", поскольку на момент заключения Соглашения действовал Порядок в редакции постановления Администрации от 10.04.2018 N 390. Податель жалобы ссылается также на то, что Постановление N1307 не было опубликовано в установленном законом порядке. Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, ответчик указывает на то, что у него не возникло обязанности соблюдения пункта 37, которым установлена обязанность получателя субсидии в течение пяти лет с момента закладки осуществлять работы по уходу и поддержанию проектной интенсивности высаженных многолетних насаждений.
В судебном заседании представитель ООО "Лидер" поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Управления и Минсельхоза возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзывах.
Минфин, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица-2 в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в соответствии со статьей 4 Закона Калининградской области от 25.04.2013 N 226 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области отдельными государственными полномочиями Калининградской области по поддержке сельскохозяйственного производства в Калининградской области", постановлением Правительства Калининградской области от 27.01.2014 N 28 "О Государственной программе Калининградской области "Развитие сельского хозяйства", постановлением Правительства Калининградской области от 10.02.2017 N 51 "О порядке расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Калининградской области на осуществление государственных полномочий Калининградской области по государственной поддержке сельского хозяйства", приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области от 21.02.2017 N 32 "Об установлении методических рекомендаций к утвержденным органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области порядкам предоставления субсидий за счет средств субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам на государственную поддержку сельского хозяйства", решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Багратионовский городской округ" от 27.12.2017 N 111 "О бюджете муниципального образования "Багратионовский городской округ" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", на основании статей 7, 37, 38, 39 Устава муниципального образования "Багратионовский городской округ", Администрация муниципального образования в соответствии с пунктами 17, 37 приложения к постановлению администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" от 20.10.2017 года 1237 "Об установлении уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляющего организацию предоставления субсидий, и утверждении порядка предоставления субсидий на 2017 год, предусмотренных в бюджете муниципального образования на государственную поддержку (с изменениями и дополнениями от 28 ноября 2018 года N 1307) (далее - Порядок), между Управлением и Обществом заключено соглашение о предоставлении субсидии от 04.09.2018 N 21 (далее - соглашение).
Предметом указанного соглашения является предоставление из бюджета муниципального образования "Багратионовский городской округ" в 2018 году субсидии на оказание поддержки на развитие садоводства, многолетних плодово-ягодных насаждений (на закладку сада интенсивного типа на площади 36,2343 га), расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 39:01:042238,16, 39:01:00000:1352, 39:01:010101:89, 39:01:000000:1244, 39:01:010111:23.
Во исполнение заключенного соглашения истец в 2018 году предоставил ответчику государственную поддержку в размере 19 575 076 руб., что подтверждается платежными поручениями от 17.10.2018 N 614648, от 26.12.2018 N 228563, от 26.12.2018 N 228561, от 29.12.2018 N 283213, от 29.12.2018 N 283215.
Согласно пункту 37 Порядка предоставления субсидий, получатель субсидии обязуется в течение 5 лет с момента закладки осуществлять работы по уходу и поддерживать проектную интенсивность высаженных многолетних насаждений.
10.10.2019 ответчиком проведено обследование многолетних плодовых и ягодных насаждений в саду интенсивного типа площадью 36,2343 га, закладки 2018 года, на земельных участках с кадастровыми номерами 39:01:042238,16, 39:01:00000:1352, 39:01:010101:89, 39:01:000000:1244, 39:01:010111:23.
Согласно составленному акту обследования многолетних насаждений, в ходе проведения обследования установлено, что сад находится в заросшем состоянии, требуется замена погибших деревьев (не поддерживается проектная интенсивность высаженных многолетних насаждений), работы по уходу в соответствии с проектом закладки сада не проводятся, ограждение требует ремонта.
По этому основанию истец установил ответчику срок для устранения выявленных нарушений - до 10.05.2020.
В последующем, 13.05.2020 комиссией, утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" от 14.03.2017 0210 "О создании комиссии по обследованию установки шпалер, закладки и уходу за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями на территории муниципального образования "Багратионовский городской округ" (с изменениями от 01.07.2019 N 791) установлено, что выявленные 10.10.2019 нарушения в установленный срок ответчиком не устранены. Документы, подтверждающие осуществление ухода за многолетними плодовыми насаждениями до начала периода их товарного плодоношения, ответчик в адрес истца не представил.
Установлено, что в результате некачественно выполненных работ по уходу за многолетними плодовыми насаждениями состояние деревьев в саду является неудовлетворительным, а именно: частичная и полная гибель деревьев в объеме 65%, приведшая к потере проектной интенсивности сада, а также неудовлетворительное фитосанитарное состояние.
В связи с установленным фактом нарушения условий предоставления субсидий, установленных Порядком и Соглашением, истец направил в адрес ответчика требование о возврате денежных средств в бюджет муниципального образования в добровольном порядке в размере 19 558 498 рублей, с учетом перечисленной ответчиком излишне выплаченной суммы субсидии в местный бюджет в размере 16 578 руб.
Поскольку ответчик в добровольном порядке не возвратил 19 558 498 руб. субсидии, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, в связи с чем иск удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон и третьего лица-1, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны, в частности, определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрация муниципального образования в соответствии с пунктами 17, 37 приложения к постановлению администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" от 20.10.2017 N 1237 "Об установлении уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляющего организацию предоставления субсидий, и утверждении порядка предоставления субсидий на 2017 год, предусмотренных в бюджете муниципального образования на государственную поддержку (с изменениями и дополнениями от 28.11.2018 N 1307) (далее - Порядок), между Управлением и Обществом заключено соглашение о предоставлении субсидии от 04.09.2018 N 21 (далее - Соглашение) (т.1 л.д.138-144).
Во исполнение заключенного соглашения истец в 2018 году предоставил ответчику государственную поддержку в размере 19 575 076 руб., что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела, и не оспаривается сторонами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в результате проведенного Управлением обследования многолетних плодовых и ягодных насаждений в саду интенсивного типа площадью 36,2343 га, закладки 2018 года, на земельных участках с кадастровыми номерами 39:01:042238,16, 39:01:00000:1352, 39:01:010101:89, 39:01:000000:1244, 39:01:010111:23, сад находится в заросшем состоянии, требуется замена погибших деревьев (не поддерживается проектная интенсивность высаженных многолетних насаждений), работы по уходу в соответствии с проектом закладки сада не проводятся, ограждение требует частичного ремонта. Данные обстоятельства подтверждаются соответствующими фототаблицами. Выявленные нарушения ответчиком не устранены; документы, подтверждающие осуществление ухода за многолетними плодовыми насаждениями до начала периода их товарного плодоношения ответчик в материалы дела не представил.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что спорная субсидия предоставлена в виде компенсации части затрат по закладке сада интенсивного типа, при этом, денежные средства на уход за многолетними плодовыми насаждениями Обществу не представлялись.
Указанный довод признается апелляционным судом необоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Субсидия предоставлялась Обществу в соответствии с Порядком предоставления субсидий за счет средств бюджета МО, утвержденного Постановлением главы Администрации МО "Багратионовский городской округ" от 20.10.2017 года N 1237.
Согласно пункту 37 Порядка предоставления субсидий, получатель субсидии обязуется в течение 5 лет с момента закладки осуществлять работы по уходу и поддерживать проектную интенсивность высаженных многолетних насаждений.
Согласно пункту 38 Порядка субсидия на возмещение части затрат на осуществление ухода за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями до начала периода их товарного плодоношения предоставляется на основании составленного уполномоченным органом акта обследования многолетних плодовых насаждений. В результате проведенного обследования многолетних насаждений от 10.10.2019 обнаружено, что Обществом нарушены обязательства по осуществлению работ по уходу и поддержанию проектной интенсивности высаженных многолетних насаждений (т.2 л.д.26-33). Установлен срок для устранения до 10.05.2012. В результате обследования спорных земельных участков 13.05.2020 также установлено, что рекомендации, данные Обществу согласно акту обследования от 10.10.2019 не выполнены, что зафиксировано актом и фотоматериалами (т.2 л.д.34-56).
По мнению ответчика, Управление и суд первой инстанции необоснованно ссылаются на пункт 37 Порядка предоставления субсидий в редакции постановления Администрации МО "Багратионовский городской округ" Калининградской области" от 28.11.2018 N 1307, поскольку указанное Постановление не было опубликовано в установленном законом порядке.
Вместе с тем, апелляционным судом установлено, что Постановление N 1307 вступило в силу со дня официального опубликования, опубликовано на официальном сайте администрации муниципального образования https:// bagrationovsk.gov39.ru. Кроме того, представитель Управления в судебном заседании пояснил, что постановление опубликовано также и в газете "Новая жизнь" от 30.11.2018 N 48(9120).
Кроме того, подателем жалобы не учтено, что согласно пункту 35 Порядка предоставления субсидий в редакции Постановления от 11.04.2018 N 390, Субсидии на оказание поддержки на развитие садоводства, многолетних плодово-ягодных насаждений предоставляются на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что в соответствии с пунктом 37 Порядка, пунктом 5.3.11 Соглашения и рабочим проектом (бизнес-план) ответчик обязан в течение 5 лет с момента закладки осуществлять работы по уходу и поддерживать проектную интенсивность высаженных многолетних насаждений.
При этом материалами дела подтверждено и ответчиком не опровергнуто, что в период 2019-2020 годов Обществом работы по уходу посадок не проводились, сад находится в неудовлетворительном фитосанитарном состоянии, что привело к гибели плодовых насаждений и, соответственно, к потере проектной интенсивности сада, заявленной Обществом в бизнес-плане, представленном для обоснования получения субсидии.
Податель жалобы указывает также на то, что обследование многолетних плодовых и ягодных насаждений в саду интенсивного типа проведена Управлением 10.10.2019, срок для устранения нарушений установлен до 10.05.2019. Ответчик указывает на то, что в зимний период не представлялось возможным устранить выявленные замечания ввиду неблагоприятных погодных условий, а также наличия обстоятельств непреодолимой силы, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, что исключило возможность устранения нарушений в апреле 2020 года.
Вместе с тем, доказательств устранения выявленных нарушений на момент рассмотрения апелляционным судом настоящего дела также представлено не было.
Согласно пунктам 5.3.3, 5.3.8 соглашения, пункту 18 Порядка ответчик как получатель субсидии обязан вернуть полученную сумму субсидии в местный бюджет в течение 5 рабочих дней с даты получения требования о возврате субсидии. В случае, если требование о возврате получателем субсидии не исполнено в установленный срок, уполномоченный орган обеспечивает возврат субсидии в судебном порядке.
Поскольку предоставление субсидии оформлено договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к правоотношениям сторон, вытекающим из данного договора, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) не содержит.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Согласно пункту 7.4 Соглашения, при невозвращении субсидии в бюджет муниципального образования Получателем в срок, установленный Соглашением, взыскание субсидии осуществляется в судебном порядке.
Суд первой инстанции, приняв во внимание указанные обстоятельства, полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, руководствуясь упомянутыми нормами, правомерно удовлетворил исковые требования Управления, придя к выводу об их правомерности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26 апреля 2021 года по делу N А21-9518/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9518/2020
Истец: Управление развития сельского хозяйства администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ"
Ответчик: ООО "Лидер"
Третье лицо: Министерство финансов Калининградской области, Министерство сельского хозяйства Калининградской области