09 декабря 2021 г. |
Дело N А05-1821/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Боголюбовой Е.В., Дмитриева В.В.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" Барановой А.М. (доверенность от 28.12.2020),
рассмотрев 09.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2021 по делу N А05-1821/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт", адрес: 127055, Москва, ул. Сущевская, д. 19, стр. 7, ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454 (далее - ФГУП "Росморпорт"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "Бункерная компания", адрес: 196158, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 25, корп. 1, лит. А, оф. 515, ОГРН 1022900512271, ИНН 2901075478 (далее - Общество), о взыскании 480 820 руб. 01 коп. долга по оплате портовых сборов за период с 05.02.2019 по 31.12.2019, 24 048 руб. 19 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по состоянию на 16.02.2021, и с 17.02.2021 по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное автономное учреждение "Российский морской регистр судоходства" в лице Архангельского филиала (далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 14.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.09.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе ФГУП "Росморпорт" указывает на то, что суды первой и апелляционной инстанций допустили нарушение норм материального и процессуального права, неправильно применили нормы материального права, не обеспечили полноту исследования всех существенных обстоятельств и доказательств по делу, не оценили имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, не проверили в полном объеме доводы сторон по делу, в связи с чем, выводы судов нельзя признать законными и обоснованными, просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит в ее удовлетворении отказать, указывая на то, что в спорный период показатели валовой вместимости изолированных балластных танков судна "Индига" не менялись, в связи с чем у ФГУП "Росморпорт" отсутствовали основания для начисления портовых сборов ввиду "отсутствия сведений в мерительном свидетельстве о валовой вместимости изолированных балластных танков" в том смысле, который придают этому понятию положения пункта 1.7 Правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) от 10.03.2016 N 223/16.
В судебном заседании представитель ФГУП "Росморпорт" поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, в период с февраля по декабрь 2019 года ФГУП "Росморпорт" оказывало судну "Индига", судовладельцем которого является Общество, услуги по использованию объектов инфраструктуры морского порта и обеспечению безопасности мореплавания в морском порту Архангельск и на подходах к нему.
Услуги оказывались ФГУП "Росморпорт" без оформления письменного договора, по заявкам судовладельца. Факт исполнения обязательств подтвержден лоцманскими квитанциями и актами выполненных работ, подписанными представителями сторон.
ФГУП "Росморпорт" в адрес Общества были направлены счета для оплаты оказанных услуг на общую сумму 6 604 062 руб. 06 коп. Стоимость услуг определена исходя из размера портовых сборов, утвержденных приказом ФАС России от 06.06.2016 N 711/16 "Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП "Росморпорт" в морских портах Российской Федерации", а также приказами ФГУП "Росморпорт" от 02.07.2018 N 307 и от 17.12.2019 N 507 "Об утверждении ставок лоцманского сбора за услуги по обеспечению лоцманской проводки судов, оказываемые ФГУП "Росморпорт" в морских портах Архангельск, Мезень, Нарьян-Мар, Онега".
Расчет портовых сборов был произведен ФГУП "Росморпорт" на основании мерительного свидетельства танкера "Индига", выданного Учреждением 18.10.2003, исходя из размера уменьшенной валовой вместимости танкера - 9471 регистровых тонн. После получения сведений о том, что 05.02.2019 Учреждением было выдано новое мерительное свидетельство танкера "Индига" без указания размера уменьшенной валовой вместимости, ФГУП "Росморпорт" была пересчитана стоимость оказанных услуг за период с 05.02.2019 по 31.12.2019 и выставлен Обществу счет от 09.01.2020 N 12 на доплату портовых сборов в сумме 480 820 руб. 01 коп.
В связи с тем, что Обществом указанный счет оплачен не был - ФГУП "Росморпорт" была направлена досудебная претензия от 04.02.2021 N 14-06-63, оставленная без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Возникшие между сторонами правоотношения регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 779 ГК РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.
Согласно статье 19 Закона N 261-ФЗ оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы). Портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, хозяйствующему субъекту, осуществившему оказание соответствующих услуг в морском порту. Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.10.2012 N 387 "Об утверждении перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации" установлен перечень портовых сборов, взимаемых ФГУП "Росморпорт" в морских портах. В морском порту Архангельск ФГУП "Росморпорт" предоставлено право взимания канального, навигационного, маячного, ледокольного, лоцманского, экологического, корабельного, транспортной безопасности акватории морского порта, инвестиционного.
Размеры ставок портовых сборов утверждены приказом ФАС России от 06.06.2016 N 711/16 "Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП "Росморпорт" в морских портах Российской Федерации".
Согласно пункту 1 (подпункт 4) статьи 25 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, подлежащие государственной регистрации суда, за исключением спортивных парусных судов, прогулочных судов и маломерных судов, должны иметь мерительное свидетельство.
Статьей 10 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрено, что валовая вместимость судна, определяется в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года (далее - Конвенция).
В соответствии со статьями 2 и 6 Конвенции "валовая вместимость" означает величину наибольшего размера судна, "чистая вместимость" означает величину полезного объема судна. Определение валовой и чистой вместимости судов осуществляется Правительством государства, под флагом которого плавает судно.
Согласно приложению 2 Конвенции международное мерительное свидетельство не предусматривает указание единиц измерения, а в соответствующих графах мерительного (классификационного) свидетельства на стр. 1 и стр. 2 проставляются исключительно численные значения без указания единиц измерения.
Исследовав доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что конструктивных изменений относительно количества и объема изолированных балластных танков танкера "Индига" в период с февраля 2019 года по февраль 2020 года не производилось; до 05.02.2019 и после 05.02.2020 Общество обязано было уплачивать портовые сборы без учета в расчете валовой вместимости изолированных балластных танков; в спорный период показатели валовой вместимости изолированных балластных танков судна "Индига" не менялись, что не оспаривалось ФГУП "Росморпорт".
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Выводы апелляционного суда, оставившего решение суда первой инстанции без изменения, соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2021 по делу N А05-1821/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 (подпункт 4) статьи 25 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, подлежащие государственной регистрации суда, за исключением спортивных парусных судов, прогулочных судов и маломерных судов, должны иметь мерительное свидетельство.
Статьей 10 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрено, что валовая вместимость судна, определяется в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года (далее - Конвенция).
В соответствии со статьями 2 и 6 Конвенции "валовая вместимость" означает величину наибольшего размера судна, "чистая вместимость" означает величину полезного объема судна. Определение валовой и чистой вместимости судов осуществляется Правительством государства, под флагом которого плавает судно.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 декабря 2021 г. N Ф07-16352/21 по делу N А05-1821/2021