09 декабря 2021 г. |
Дело N А56-18534/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский производственно-коммерческий центр "Миз" представителя Парфеновой О.Ю. (доверенность от 23.11.2021), от Северо-Западной электронной таможни представителя Головановой Д.С. (доверенность от 17.08.2021 N 03-38/13545),
рассмотрев 02.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский производственно-коммерческий центр "Миз" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу N А56-18534/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нижегородский производственно-коммерческий центр "Миз", адрес: 603087, Нижний Новгород, Александровская слобода, д. 241, ОГРН 1025203015408, ИНН 5260103896 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании:
- решения Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Кременчугская ул., д. 21, корп. 2, стр. 1, ОГРН 1207800051909, ИНН 7813644170, от 04.02.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/071220/0107331;
- уведомления Нижегородской таможни, адрес: 603093, г. Нижний Новгород, ул. Родионова, д. 65, ОГРН 1025202408428, ИНН 5253000868 от 15.02.2021 N 10408000/У2021/0000179.
Общество также просило обязать Северо-Западную электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченного 31 111,97 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по ДТ N 10228010/071220/0107331, путем начисления и оплаты процентов на сумму 31 111,97 руб. за период с 13.02.2021 по день фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей; обязать Нижегородскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченной пени по ДТ N 10228010/071220/0107331 в размере 235,07 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 05.05.2021 и постановление от 09.08.2021, и принять новый судебный акт - об удовлетворении требований.
По мнению подателя жалобы, ввезенный им товар является изделием медицинского назначения, ввоз которого освобожден от обложения НДС, а выводы судебных инстанций об обратном основаны на неправильном применении положений Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество во исполнение внешнеэкономического контракта от 02.11.2020 N РК 20, заключенного с компанией "Surgicon Ltd" (Пакистан), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало на Северо-Западном таможенном посту (центр электронного декларирования) по ДТ N 10228010/071220/0107331 товар - лоток медицинский из нержавеющей стали почкообразный, указав код ОКПД2 32.50.50.000 и код 9018 90 840 9 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Товар выпущен таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" с предоставлением льготы по уплате НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий.
В дальнейшем, по результатам проверки документов и сведений после выпуска товара Северо-Западная электронная таможня приняла решение от 04.02.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/071220/0107331, согласно которому оснований для предоставления указанной льготы не имелось.
Во исполнение принятого таможней решения Общество внесло изменения в ДТ и оплатило НДС в размере 31 111,97 руб.
Нижегородская таможня 15.02.2021 уведомила декларанта о необходимости уплаты пени в размере 235,07 руб., которую Общество оплатило 24.02.2021.
Посчитав решение Северо-Западной электронной таможни от 04.02.2021 и уведомление Нижегородской таможни от 15.02.2021 незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, посчитав позицию Таможни правомерной, отказали в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь следующим.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация, а также передача на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 НК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
В соответствии со сноской "*" к Перечню (в редакции от 11.07.2020) код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93.
В регистрационном удостоверении на медицинское изделие от 12.10.2015 N РЗН 2015/3123 в отношении ввезенного товара указан код (ОКП) ОК 005-93 - 94 5000.
С учетом изложенного суды правомерно исходили из того, что при применении Перечня в отношении спорных медицинских изделий подлежит учету код (ОКП) 005-93, указанный в регистрационном удостоверении (94 5000).
Таким образом, исходя из примечания 1 к Перечню суды заключили, что для освобождения от уплаты НДС при ввозе товара ввозимый товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС и коду ОКП должен быть включен в Перечень. При этом существенным фактором для освобождения от уплаты НДС при ввозе спорного товара является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода по ОКП в рамках одного пункта Перечня.
Доводы Общества о том, что достаточно соответствия товара Перечню только по коду ТН ВЭД ЕАЭС и указанному в декларации о соответствии на товар коду ОКПД 2, не основаны на тексте примечания 1.
Суды установили, что при таможенном декларировании Общество заявило в отношении рассматриваемого товара код 9018 90 840 9 ТН ВЭД ЕАЭС, при этом в регистрационном удостоверении указан код ОКП - 94 5000.
Вместе с тем в разделе I Перечня не поименованы товары, одновременно соответствующие коду 9018 90 840 9 ТН ВЭД ЕАЭС и коду ОКП 94 5000.
Так, в пункте 18 раздела I Перечня указан код 9018 ТН ВЭД ЕАЭС, однако код ОКП 94 5000 отсутствует (указан код 94 5200).
Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о несоблюдении Обществом условий примечания 1 к Перечню для целей освобождения налогоплательщика от уплаты НДС. Представленное заявителем регистрационное удостоверение с кодом ОКП 94 5000 в таком случае не являлось основанием для предоставления упомянутой льготы.
Доводы подателя жалобы о том, что в декларации о соответствии в отношении товара указан код ОКПД2 32.50.50.000, имеющийся в Перечне, правомерно отклонены судами, поскольку для целей применения Перечня в отношении медицинских изделий, в регистрационных удостоверениях на которые указан код ОКП, учитывается именно код ОКП, что прямо следует из сноски "*" к Перечню.
Доводы Общества о том, что код ОКП 94 5000, указанный в регистрационном удостоверении является обобщающим и включает в себя код ОКП 94 5200, имеющийся в Перечне, также были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой суд округа не усматривает.
Как правильно указали суды, согласно ОКП ОК 005-93 подкласс продукции 94 5000 "Оборудование медицинское" включает в себя группы:
- 94 5100 "Оборудование санитарно-гигиеническое, средства перемещения и перевозки";
- 94 5200 "Оборудование для кабинетов и палат, оборудование для лабораторий и аптек";
- 94 5300 "Тара и упаковка для изделий медицинской техники и биологического материала специальная".
Вместе с тем Перечень содержит лишь коды ОКП 94 5100 и 94 5200. Следовательно, к товары, отнесенные к коду ОКП 94 5300, не подлежат освобождению от уплаты НДС, что опровергает доводы Общества о том, что ко всему подклассу ОКП 94 5000 применяется налоговая льгота.
Ссылки Общества на судебные акты по делу N А41-83858/20 не могут быть приняты во внимание, поскольку предметом рассмотрения в указанном деле был товар с иным кодом ОКП.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств, нормы материального применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу N А56-18534/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский производственно-коммерческий центр "МИЗ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация, а также передача на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 НК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
...
Суды установили, что при таможенном декларировании Общество заявило в отношении рассматриваемого товара код 9018 90 840 9 ТН ВЭД ЕАЭС, при этом в регистрационном удостоверении указан код ОКП - 94 5000.
Вместе с тем в разделе I Перечня не поименованы товары, одновременно соответствующие коду 9018 90 840 9 ТН ВЭД ЕАЭС и коду ОКП 94 5000."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 декабря 2021 г. N Ф07-8980/21 по делу N А56-18534/2021