14 декабря 2021 г. |
Дело N А66-3251/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 07.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 10.02.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу N А66-3251/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь", адрес: 170006, город Тверь, улица Достоевского, дом 2Б, ОГРН 1026900548982, ИНН 6905077949 (далее - Общество, истец), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к муниципальному учреждению администрация Лихославльского района, адрес: 171210, Тверская область, Лихославльский район, город Лихославль, улица Первомайская, дом 6, ОГРН 1026901914522, ИНН 6931001103 (далее - Администрация, ответчик), о признании недействительными постановлений от 31.12.2019 N 434 "Об утрате обществом с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь" статуса единой теплоснабжающей организации" и от 31.01.2020 N 27 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:
- муниципальное унитарное предприятие Лихославского района "Кава", адрес: 171210, Тверская область, Лихославский район, город Лихославль, улица Гагарина, дом 42А, ОГРН 1156952019322, ИНН 6931010235 (далее - Предприятие);
- Правительство Тверской области, адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, площадь Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, дом 1, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054;
- Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 23, ОГРН 1186952016657, ИНН 6950224842.
Решением суда первой инстанции от 10.02.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.06.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808). Суды не осуществили проверку оспариваемых постановлений Администрации на предмет их соответствия закону или иному нормативному правовому акту, на предмет нарушения указанными постановлениями прав и законных интересов заявителя.
Администрация в отзыве, поступившем в суд 14.10.2021 в электронном виде, возражает против удовлетворения жалобы и просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании 19.10.2021 представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.10.2021 рассмотрение кассационной жалобы Общества на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) было отложено на 02.11.2021 на 12 час. 20 мин.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.10.2021 на основании Указа Президента Российской Федерации от 20.10.2021 N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 года" дата и время судебного заседания изменены на 07.12.2021 на 11 час. 30 мин.
После отложения судебного разбирательства рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании 07.12.2021 продолжено тем же составом суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 13.08.2018 N 343 "Об утверждении единой теплоснабжающей организации" Общество было наделено статусом единой теплоснабжающей организацией в сфере теплоснабжения в границах городского поселения город Лихославль в зоне деятельности котельной N 3 "Светотехника".
Постановлением Администрации от 31.12.2019 N 434 "Об утрате обществом с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь" статуса единой теплоснабжающей организации" (далее - постановление N 434) Общество было признано утратившим статус единой теплоснабжающей организации в границах городского поселения город Лихославль в зоне деятельности котельной N 3 "Светотехника".
Постановлением Администрации от 31.01.2020 N 27 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" (далее - постановление N 27) с 01.02.2020 статус единой теплоснабжающей организации в границах городского поселения город Лихославль в зоне деятельности котельной N 3 "Светотехника" присвоен Предприятию.
Полагая, что постановления N 434 и N 27 не соответствуют закону и нарушают его права и охраняемые законом интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив оспариваемые ненормативные акты на предмет их соответствия закону и нарушения прав и законных интересов заявителя, суды установили, что постановления N 434 и N 27 приняты в соответствии с действующим законодательством и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, регулируются Законом N 190-ФЗ.
В силу пункта 28 статьи 2 Закона N 190-ФЗ - единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - ЕТО) - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил N 808 статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения городского округа решением главы местной администрации городского округа в отношении городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек.
Пунктом 7 Правил N 808 определено, что критериями присвоения статуса единой теплоснабжающей организации являются владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, размер собственного капитала, а также способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Пунктом 13 Правил N 808 установлены случаи, при которых организация может лишиться статуса единой теплоснабжающей организации, в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 12 настоящих Правил договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров, либо неоднократное (2 и более раза в течение одного календарного года) нарушение антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.
В силу пункта 14 Правил N 808 лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, незамедлительно информируют об этом главу местной администрации городского поселения, городского округа, главу местной администрации муниципального района для принятия ими решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации. К указанной информации должны быть приложены вступившие в законную силу решения судов.
На основании пункта 16 вышеназванных Правил глава местной администрации обязан принять решение о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации в течение 15 рабочих дней со дня получения от лиц, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, вступивших в законную силу решений судов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом (теплоснабжающая организация) и Предприятием (теплосетевая организация) 01.06.2019 заключен договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии N 16 (далее - договор), согласно условиям которого теплосетевая организация обязуется оказывать услуги теплоснабжающей организации по передаче тепловой энергии потребителям теплоснабжающей организации посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя через тепловые сети и устройства, принадлежащие теплосетевой организации на праве аренды или ином установленном законом основании, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать услуги теплосетевой организации в порядке, установленном настоящим договором.
Во исполнение условий договора Предприятие в период с 01.06.2019 по 31.07.2019 оказало Обществу услуги по передаче тепловой энергии, которые последним не были оплачены.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 27.11.2019 по делу N А66-15957/2019 с Общества в пользу Предприятия взыскано 959 972 руб. 84 коп. задолженности за период с 01.06.2019 по 31.07.2019.
Названное решение суда послужило основанием для обращения Предприятия в Администрацию с заявлением в порядке пункта 14 Правил N 808.
Вопреки доводам подателя жалобы, подтвержденный вступившим в законную силу судебным актом размер задолженности Общества перед Предприятием в размере двух расчетных периодов является достаточным основанием для лишения заявителя статуса ЕТО.
Судами также установлено и материалами дела подтверждается несоответствии Общества как организации, имеющей статус ЕТО, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Из пункта 17 Правил N 808 следует, что орган местного самоуправления поселения, городского округа в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о лишении организации статуса ЕТО или получения от федерального органа исполнительной власти, главы местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) копии решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации обязан разместить на официальном сайте соответствующее решение, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации.
Подача заявления заинтересованными организациями и определение единой теплоснабжающей организации осуществляется в порядке, установленном в пунктах 5 - 11 Правил N 808.
Одновременно с принятием постановления N 434 Администрация предложила всем заинтересованным лицам подать заявку о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности котельной N 3 "Светотехника".
Согласно пункту 5 Правил N 808 для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения, в течение 1 месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности. К указанной заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии или с квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, подписанной электронной подписью уполномоченного лица соответствующего налогового органа.
Критериями определения ЕТО являются владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; размер собственного капитала; способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения (пункт 7 Правил N 808).
На основании требований пункта 18 Правил N 808 организация, утратившая статус ЕТО по основаниям, предусмотренным пунктом 13 указанных Правил, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 11 настоящих Правил, а также передать организации, которой присвоен статус единой теплоснабжающей организации, информацию о потребителях тепловой энергии, в том числе имя (наименование) потребителя, место жительства (место нахождения), банковские реквизиты, а также информацию о состоянии расчетов с потребителем.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что по истечении 30 дней, с 01.02.2020 статус ЕТО присвоен Предприятию как организации, единственной представившей заявку и подтвердившей владение источниками тепловой энергии в данной зоне деятельности и всеми необходимыми тепловыми сетями. В период размещения предложения о подаче заявок на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации (с 31.12.2019 по 30.01.2020) Общество не выразило заинтересованности в сохранении статуса ЕТО, не оспорило постановление администрации о признании его утратившим статус единой теплоснабжающей организации, а напротив, после присвоения соответствующего статуса Предприятию заключило с последним договор поставки тепловой энергии и теплоносителя, вырабатываемой принадлежащим ему на праве аренды источником тепловой энергии (котельная), от 31.01.2020, чем подтвердило исполнение оспариваемых постановлений и реализовало свои права.
Судами также установлено, что утрата статуса ЕТО в системе теплоснабжения не лишает Общество статуса теплоснабжающей организации и возможности оказания услуг по предоставлению тепловой энергии во исполнение заключенных им договоров энергоснабжения.
С учетом установленных обстоятельств дела суды пришли к правомерному выводу о недоказанности Обществом нарушения своих прав и интересов оспариваемыми ненормативными актами как необходимого условия признания их недействительными, а также признали соответствие постановлений N 434 и N 27 требованиям закона и подзаконных нормативных актов.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для их отмены и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10.02.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу N А66-3251/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.