г. Вологда |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А66-3251/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь" Скибы С.И. по доверенности от 22.12.2020 N 11, Белых А.Ю. по доверенности от 31.05.2021 N 68, от муниципального учреждения администрации Лихославльского района Ткачевой Е.Е. по доверенности от 20.06.2020, от муниципального унитарного предприятия Лихославского района "Кава" Михайловой А.С. по доверенности от 06.10.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 10 февраля 2021 года по делу N А66-3251/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь" (ОГРН 1026900548982, ИНН 6905077949; адрес: 170006, Тверская область, город Тверь, улица Достоевского, дом 2б; далее - ООО "Газпром теплоэнерго Тверь", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к муниципальному учреждению администрации Лихославльского района (ОГРН 1026901914522, ИНН 6931001103; адрес: 171210, Тверская область, город Тверь, улица Первомайская, дом 6; далее - администрация) о признании недействительными постановлений от 31.12.2019 N 434 "Об утрате обществом с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь" статуса единой теплоснабжающей организации" и от 31.01.2020 N 27 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие Лихославского района "Кава" (ОГРН 1156952019322, ИНН 6931010235; адрес: 171210, Тверская область, Лихославский район, город Лихославль, улица Гагарина, дом 42а; далее - МУП "Кава", предприятие), правительство Тверской области (ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, площадь Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, дом 1; далее - правительство), Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (ОГРН 1186952016657, ИНН 6950224842; 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 10 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя и о возложении расходов по уплате государственной пошлины на администрацию. В обоснование жалобы ссылается на незаконность и необоснованность оспариваемого судебного акта в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что судом не осуществлена проверка оспариваемых постановлений администрации на их предмет их соответствия закону или иному нормативному правовому акту, на предмет нарушения указанными постановлениями прав и законных интересов заявителя. Полагает, что администрацией нарушены сроки и порядок проведения процедуры присвоения статуса единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) МУП "Кава", что повлекло нарушение прав заявителя и иных лиц на подачу заявки о присвоении такого статуса в установленный законом срок и права на соблюдение органом местного самоуправления предусмотренной нормативными правовыми актами процедуры присвоения статуса ЕТО.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы и требования апелляционной жалобы.
Администрация и предприятие в отзывах на апелляционную жалобу и их представители в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Правительство в отзыве доводы жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От министерства отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Правительство и министерство надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества, администрации и предприятия, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 13.08.2018 N 343 "Об утверждении единой теплоснабжающей организации" общество было наделено статусом единой теплоснабжающей организацией в сфере теплоснабжения в границах городского поселения город Лихославль в зоне деятельности котельной N 3 "Светотехника".
Постановлением администрации от 31.12.2019 N 434 "Об утрате обществом с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь" статуса единой теплоснабжающей организации" заявитель был признан утратившим статус ЕТО в границах городского поселения город Лихославль в зоне деятельности котельной N 3 "Светотехника".
Постановлением администрации от 31.01.2020 N 27 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" с 01.02.2020 статус единой теплоснабжающей организации в границах городского поселения город Лихославль, в зоне деятельности котельной N 3 "Светотехника" был присвоен МУП "Кава".
Не согласившись с названными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
В пункте 11 статьи 2 названного Закона раскрыто понятие теплоснабжающей организации, под которой понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
ЕТО в системе теплоснабжения представляет собой теплоснабжающую организацию, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Закона N 190-ФЗ).
В соответствии с Законом N 190-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила N 808), которые устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.
По правилам пункта 3 названных Правил статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения городского округа решением главы местной администрации городского округа в отношении городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек.
Пунктом 7 Правил N 808 определено, что критериями присвоения статуса единой теплоснабжающей организации являются владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, размер собственного капитала, а также способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Пунктом 13 Правил N 808 установлены случаи, при которых организация может лишиться статуса единой теплоснабжающей организации.
Таким случаем, является в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 12 настоящих Правил договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров, либо неоднократное (2 и более раза в течение одного календарного года) нарушение антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 808 единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана:
заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям;
заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;
заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
В силу пункта 14 Правил N 808 лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, либо федеральный антимонопольный орган и (или) его территориальные органы в случае принятия решения о неоднократном нарушении антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения, незамедлительно информируют об этом главу местной администрации городского поселения, городского округа, главу местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти для принятия ими решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации. К указанной информации должны быть приложены вступившие в законную силу решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.
На основании пункта 16 вышеназванных Правил глава местной администрации городского поселения, городского округа, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти обязан принять решение о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации в течение 15 рабочих дней со дня получения от лиц, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, либо федерального антимонопольного органа и (или) его территориальных органов в случае принятия решения о неоднократном нарушении антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения, вступивших в законную силу решений федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов, а также получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус ЕТО, в случаях, предусмотренных абзацами третьим - седьмым пункта 13 настоящих Правил.
Материалами дела подтверждается, что обществом (теплоснабжающая организация) и МУП "Кава" (теплосетевая организация) был заключен договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии от 01.06.2019 N 16 (далее - договор), согласно пунктом 1 которого "Теплосетевая организация" обязуется оказывать услуги "Теплоснабжающей организации" по передаче тепловой энергии Потребителям "Теплоснабжающей организации" посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя через тепловые сети и устройства, принадлежащие "Теплосетевой организации" на праве аренды или ином установленном законом основании, а "Теплоснабжающая организация" обязуется оплачивать услуги "Теплосетевой организации" в порядке, установленном настоящим договором.
Во исполнение условий договора МУП "Кава" в период с 01 июня 2019 года по 31 июля 2019 года оказало обществу услуги по передаче тепловой энергии. Однако, в нарушение условий договора ООО "Газпром теплоэнерго Тверь" оплата за оказанные услуги не была произведена.
Решением Арбитражного суда по делу N А66-15957/2019 с общества в пользу МУП "Кава" взыскана задолженность за период с 1 июня 2019 года по 31 июля 2019 года в размере 959 972 руб. 84 коп.
Указанное решение суда послужило обстоятельством для обращения МУП "Кава" в администрацию с заявлением о нарушении прав предприятия в связи с наличием задолженности за 2 расчетных периода.
Вопреки доводам подателя жалобы, подтвержденный судебным актом размер задолженности перед предприятием в размере двух расчетных периодов является достаточным основанием для лишения заявителя статуса ЕТО.
Также как следует из материалов дела, вторым основанием послужил вывод ответчика о несоответствии заявителя как организации, имеющей статус ЕТО, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
При этом отсутствие данного основания на дату принятия администрацией оспариваемых постановлений апеллянтом документально не опровергнуто, тогда как администрацией и предприятием представлены достаточные доказательства, достоверно подтверждающие несоответствии заявителя как организации, имеющей статус ЕТО, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Ссылка подателя жалобы на то, что указанное основание должно быть подтверждено решением суда либо решением уполномоченного антимонопольного органа не основана на нормах права.
Как следует из оспариваемого постановления от 31.12.2019 N 434 администрацией принято решение о признании общества утратившим статус единой теплоснабжающей организации по результатам рассмотрения информации МУП "Кава" от 31.12.2019 N 848 о ненадлежащем исполнении ООО "Газпром теплоэнерго Тверь" обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями договора и пояснительной записки отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации от 31.12.2019.
Из пункта 14 Правил N 808 следует, что орган местного самоуправления поселения, городского округа в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о лишении организации статуса ЕТО или получения от федерального органа исполнительной власти, главы местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) копии решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации обязан разместить на официальном сайте соответствующее решение, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации.
Подача заявления заинтересованными организациями и определение единой теплоснабжающей организации осуществляется в порядке, установленном в пунктах 5 - 11 настоящих Правил.
Одновременно с принятием оспариваемого постановления от 31.12.2019 N 434 администрацией предложено всем заинтересованным лицам подать заявку о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности котельной N 3 завода "Светотехника".
Пунктом 5 Правил N 808 определено, что для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа, города федерального значения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения, в течение 1 месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности. К указанной заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии или с квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, подписанной электронной подписью уполномоченного лица соответствующего налогового органа. Заявка на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации не может быть отозвана или изменена (за исключением случая наступления обстоятельств непреодолимой силы).
Критериями определения ЕТО являются владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; размер собственного капитала; способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения (пункт 7 Правил N 808).
На основании требований пункта 18 вышеназванных Правил организация, утратившая статус ЕТО по основаниям, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 11 настоящих Правил, а также передать организации, которой присвоен статус единой теплоснабжающей организации, информацию о потребителях тепловой энергии, в том числе имя (наименование) потребителя, место жительства (место нахождения), банковские реквизиты, а также информацию о состоянии расчетов с потребителем.
Материалами дела подтверждается, что по истечении 30 дней, с 01.02.2020 статус ЕТО присвоен МУП "Кава", как организации, единственно представившей заявку и подтвердившей владение источниками тепловой энергии в данной зоне деятельности и всеми необходимыми тепловыми сетями. В период размещения предложения о подаче заявок на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации (с 31.12.2019 по 30.01.2020) общество не выразило заинтересованности в сохранении статуса ЕТО, не оспорило постановление администрации о признании его утратившим статус единой теплоснабжающей организации, не оспорило решение Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-15957/2019, послужившее основанием для принятия оспариваемого постановления администрации, а напротив, после присвоения соответствующего статуса МУП "Кава" заключило с последним договор поставки тепловой энергии и теплоносителя, вырабатываемой принадлежащим ему на праве аренды источником тепловой энергии (котельная) от 31.01.2020, чем подтвердило исполнение оспариваемых постановлений и реализовало свои права.
Доводы заявителя о присвоении статуса ЕТО МУП "Кава" не в соответствии с указанными выше критериями ошибочны, поскольку статус ЕТО присваивается в соответствии с пунктами 7-10 Правил организации теплоснабжения только в случае подачи нескольких заявок, в случае, если подана 1 заявка от лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, то статус единой теплоснабжающей организации присваивается указанному лицу.
Кроме того, как верно отмечено судом, утрата статуса ЕТО в системе теплоснабжения не лишает общество статуса теплоснабжающей организации и возможности оказания услуг по предоставлению тепловой энергии в рамках заключенных договоров энергоснабжения.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые постановления администрации приняты в соответствии с действующим законодательством и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10 февраля 2021 года по делу N А66-3251/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Тверь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3251/2020
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТЕПЛОЭНЕРГО ТВЕРЬ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИХОСЛАВЛЬСКОГО РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1012/2021
15.06.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2836/2021
24.05.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2858/2021
10.02.2021 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-3251/20
25.06.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3956/20