23 декабря 2021 г. |
Дело N А66-2327/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 20.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения ветеринарии Тверской области "Тверская городская ветеринарная поликлиника" на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 по делу N А66-2327/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение ветеринарии Тверской области "Тверская городская ветеринарная поликлиника", адрес: 170021, г. Тверь, ул. Скворцова-Степанова, д. 84, ОГРН 1026900590375, ИНН 6902007076 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям, адрес: 170008, г. Тверь, Озерная ул., д. 9, ОГРН 1086952003247, ИНН 6950076658 (далее - Управление), о признании незаконными и отмене постановления от 18.02.2021 N 02-22/183 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 руб., а также представления от 18.02.2021 N 02-22/183-1 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Определением суда первой инстанции от 02.03.2021 заявление и приложенные к нему документы возвращены заявителю в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.04.2021 определение суда первой инстанции от 02.03.2021 отменено, вопрос о принятии заявления к производству направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 30.06.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.09.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты, заявленные требования удовлетворить, ссылается на недоказанность своей вины, полагает, что не должно нести ответственность за деятельность своих сотрудников, непосредственно нарушивших нормы законодательства. Кроме того, считает нарушенным срок давности привлечения к административной ответственности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, при проведении мониторинга работы уполномоченных и аттестованных лиц, а также уполномоченных лиц органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Тверской области, по оформлению электронных ветеринарных сопроводительных документов (далее - эВСД), согласно приказу Управления от 11.08.2020 N 996-ПР, изданному на основании указания Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 10.04.2018 N ФС-НВ-2/8605, выявлены нарушения требований норм ветеринарного законодательства.
В ходе мониторинга установлено, что в нарушение части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), пунктов 2, 3, 7 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) от 27.12.2016 N 589 (далее - Ветеринарные правила), 21.12.2020, 23.12.2020 ветеринарным врачом Учреждения Смирновой Олесей Ивановной допущены нарушения при оформлении эВСД, а именно:
- эВСД от 21.12.2020 N 8033289686 (09:13:48) на продукцию: филе цыплят без кожи охлажденное, в количестве 1003,01 кг, выработанную акционерным обществом "Птицефабрика Верхневолжская", Российская Федерация, Тверская область, Калининский район, деревня Рязаново; далее - Птицефабрика), оформлена запись в журнале вырабатываемой продукции от 21.12.2020 N 15354684926 (09:13) и транзакция на переработку/производство продукции от 21.12.2020 N 2868871520 (09:13) без указания сырья вырабатываемой продукции;
- эВСД от 23.12.2020 N 8062947899 (08:34:53) на продукцию: цыплята-бройлеры 1 сорт охлажденные, в количестве 669,675 кг, выработанную Птицефабрикой, оформлена запись в журнале вырабатываемой продукции от 23.12.2020 N 15412880808 (08:34) и транзакция на переработку/производство продукции от 23.12.2020 N 2878143257 (08:34) без указания сырья вырабатываемой продукции;
- эВСД от 23.12.2020 N 8062947892 (08:34:53) на продукцию: цыплята-бройлеры 1 сорт охлажденные, в количестве 268,225 кг, выработанную Птицефабрикой, оформлена запись в журнале вырабатываемой продукции от 23.12.2020 N 15412880793 (08:34) и транзакция на переработку/производство продукции от 23.12.2020 N 2878143257 (08:34) без указания сырья вырабатываемой продукции;
- эВСД от 23.12.2020 N 8063867093 (09:50:51) на продукцию: цыплята-бройлеры 1 сорт охлажденные, в количестве 1492,33 кг, выработанную Птицефабрикой, оформлена запись в журнале вырабатываемой продукции от 23.12.2020 N 15415008286 (09:50) и транзакция на переработку/производство продукции от 23.12.2020 N 2878435111 (09:50) без указания сырья вырабатываемой продукции;
- эВСД от 23.12.2020 N 8063867077 (09:50:51) на продукцию: цыплята-бройлеры 1 сорт охлажденные, в количестве 13,99 кг, выработанную Птицефабрикой, оформлена запись в журнале вырабатываемой продукции от 23.12.2020 N 15415008246 (09:50) и транзакция на переработку/производство продукции от 23.12.2020 N 2878435111 (09:50) без указания сырья вырабатываемой продукции.
По указанным фактам в отношении Учреждения составлен протокол от 25.01.2021 N 02-22/14 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, а также вынесено постановление о назначении административного наказания от 18.02.2021 N 02-22/183, которым Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного названной квалификацией, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Кроме того, Учреждению выдано представление от 18.02.2021 N 02-22/183-1 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, которым ему предписано в течение месяца со дня получения представления безотлагательно рассмотреть его и принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, о принятых мерах с приложением подтверждающих документов сообщить в Управление не позднее одного месяца со дня получения представления.
Не согласившись с постановлением и представлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Судами установлено и из материалов дела следует, что штатным работником Учреждения допущены нарушения при оформлении названных выше эВСД.
Данные обстоятельства заявителем не отрицаются и документально не опровергнуты.
Согласно пункту 7 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) форма и порядок оформления ВСД, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ВСД.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2.3 Закона о ветеринарии оформление ВСД в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (ФГИС) в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
В силу статьи 4.1 Закона о ветеринарии ФГИС создана в целях: обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров; оформления и выдачи ВСД; оформления разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации подконтрольных товаров; регистрации данных и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований и отбора проб для них; обеспечения иных направлений деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
В целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - подконтрольные товары), подтверждения эпизоотического благополучия территорий, мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при их производстве, перемещении и переходе права собственности на них утверждены Ветеринарные правила.
Согласно пункту 2 Ветеринарных правил ВСД (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648.
Пунктом 3 Ветеринарных правил предусмотрено, что оформление ВСД осуществляется при производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами); перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами); переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Согласно пункту 7 указанных Правил при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ВСД оформляются на основании: сведений об эпизоотической ситуации места происхождения/отгрузки подконтрольных товаров; результатов ветеринарно-санитарной экспертизы данной продукции или сырья, из которого она изготовлена, если ее проведение в отношении указанного подконтрольного товара или сырья для его производства требуется законодательством Российской Федерации; лабораторных исследований; данных осмотра (ветеринарного освидетельствования, если данный подконтрольный товар представляет собой живых животных); данных осмотра транспортного средства, в котором перемещается подконтрольный товар; справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, выданной уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации на срок не более 1 месяца (при перемещении молока сырого, сливок сырых, сырого обезжиренного молока (обрата сырого) с молочных ферм поставщиков на молокоперерабатывающие предприятия); иных методов контроля, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 3 Закона N 29-ФЗ в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.
Запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий, которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям, которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации; в отношении которых установлен факт фальсификации; в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость; которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений; которые не имеют товаросопроводительных документов.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Учреждения возможности для соблюдения обязательных требований законодательства, а также доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства своими работниками и был организован надлежащий контроль за ними, в материалах дела не имеется.
С учетом указанного вина Учреждения как коллективного субъекта доказана (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности (с даты оформления спорных эВСД 21.12.2020 и 23.12.2020 к моменту вынесения 18.02.2021 оспариваемого постановления) не допущено.
Ссылка Учреждения на иные даты нарушений в протоколе об административном правонарушении не учитывает технический характер ошибки Управления, позволяющий наряду с иными сведениями протокола и постановления по делу об административном правонарушении (в частности, дат оформления спорных эВСД) однозначно установить событие и дату совершения правонарушения.
Административное наказание в виде штрафа назначено с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции части 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Оценив объект посягательства и обстоятельства совершения административного правонарушения, степень его общественной опасности, суды не усмотрели исключительных оснований для признания его малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).
Таким образом, выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, нарушений судами норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных судами фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 по делу N А66-2327/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения ветеринарии Тверской области "Тверская городская ветеринарная поликлиника" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.