23 декабря 2021 г. |
Дело N А52-5188/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Серовой В.К., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 23.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия г. Пскова "Горводоканал" на решение Арбитражного суда Псковской области от 17.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 по делу N А52-5188/2020,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие г. Пскова "Горводоканал", адрес: 180004, город Псков, улица Советской Армии, дом 49А, ОГРН 1026000975406, ИНН 6027047825 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105005, Москва, Спартаковская улица, дом 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Учреждение), о взыскании 1 554 058 руб. 44 коп. задолженности по государственному контракту на оказание услуг для государственных нужд от 19.12.2018 N 4906 (далее - Контракт) за период с января по март 2020 года и 139 292 руб. 29 коп. пеней за период с 12.02.2020 по 14.12.2020.
Решением от 17.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.09.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 17.03.2021 и постановление от 13.09.2021 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что не превышена допустимая концентрация загрязняющих веществ в сточных водах, установленная федеральным законодательством, является ошибочным; выводы судов сделаны без учета разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена"; само по себе признание ряда положений нормативного правового акта, регулирующего порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, не является основанием для освобождения Учреждения от внесения платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (поставщик) и Учреждение (государственный заказчик) 19.12.2018 заключили Контракт, по условиям которого поставщик обязался подавать государственному заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а также осуществлять прием сточных вод от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, обеспечить их транспортировку, очистку и сброс, а государственный заказчик - оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества и в объеме, определенном Контрактом, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены Контрактом, соблюдать режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Разделом IX Контракта регламентирован порядок контроля за соблюдением государственным заказчиком нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы и показателей декларации о составе и свойствах сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 34 Контракта при превышении государственным заказчиком установленных нормативов водоотведения он оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
На объекте Учреждения 15.01.2020 был произведен отбор проб сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, о чем составлен акт N 7.
По результатам проведенного количественного химического анализа Предприятием составлен протокол от 21.01.2020 N 1/73/2020.
Предприятие выставило Учреждению счета-фактуры от 31.01.2020 N СБ-00040, от 29.02.2020 N СБ-00097 и от 31.03.2020 N СБ-00139 за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ за период с января по март 2020 года на общую сумму 1 554 058 руб. 44 коп. Учреждение данные счета не оплатило.
Ссылаясь на неуплату Учреждением задолженности за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, Предприятие начислило неустойку на основании пункта 6.2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска, признав его необоснованным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом N 416-ФЗ, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами.
В силу пункта 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные данными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Согласно пункту 113 Правил N 644 в редакции, действовавшей в спорный период, сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению 4; б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 названных Правил.
Так, в приложении N 5 к Правилам N 644 установлены максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
На основании пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с пунктами 1.4, 3.1 постановления Псковской городской Думы от 31.10.2003 N 169 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозяйственно-бытовой канализации города Пскова" (далее - Постановление N 169) нормативные показатели общих свойств сточных вод, принимаемых в систему хозяйственно-бытовой канализации г. Пскова, устанавливаются исходя из требований к защите сетей и сооружений систем канализации и являются обязательными для применения всеми категориями абонентов. Приложение 1 к Постановлению N 169 содержит перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
Из материалов дела следует, что решением Псковского областного суда от 02.10.2020 по делу N 3а-41/2020 Постановление N 169 признано недействующим.
Данным решением суда установлено, что абзац 5 пункта 61 Постановления N 169, содержащий на момент принятия оспариваемого муниципального правового акта полномочия органов местного самоуправления по установлению нормативов по составу сточных вод в целях защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 N 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" (далее - Постановление N 3) признан утратившим силу, соответственно, органы местного самоуправления утратили полномочия по установлению нормативов, в том числе допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, устанавливаемых в целях защиты от негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, с момента вступления в законную силу Постановления N 3 - 16.01.2015 оспариваемое Постановление N 169 вступило в противоречие с указанными выше нормами Закона N 416-ФЗ и Постановления N 644, имеющими большую юридическую силу, и подлежало приведению в соответствие с ними.
Между тем областным судом в решении установлено, что Постановление N 169 применялось Предприятием при расчете платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации города Пскова. В связи с тем, что Постановление N 169 противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административных истцов, заявленные требования о признании данного акта не действующим в оспариваемой части подлежат удовлетворению.
Как указано в решении суда по делу N 3а-41/2020, признание Постановления N 169 недействующим с того момента, когда оно вошло в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, может привести к неблагоприятным правовым последствиям для Предприятия, то есть предъявлению к нему многочисленных регрессных исков. Однако данный вывод суда не умаляет его же выводы о незаконности применения Предприятием Постановления N 169, противоречащего федеральному законодательству с 2015 года.
Суды обоснованно исходили из того, что указанное решение и выводы суда по делу N 3а-41/2020 имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Учитывая тот факт, что Предприятие в отношении Учреждения при расчете платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации за спорный период применило нормы Постановления N 169, суды пришли к обоснованному выводу, что права и законные интересы Учреждения нарушены, а нормы платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, установленные федеральным законодательством, Учреждением не превышены.
Поскольку с момента вступления в силу Постановления N 3 Постановление N 169 вступило в противоречие с нормами Закона N 416-ФЗ и Правилами N 644, то суды правомерно не применили противоречащий закону акт и отказали в удовлетворении исковых требований.
Ссылка подателя жалобы на то, что само по себе признание Постановления N 169 недействующим не является основанием для освобождения ответчика от внесения платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в целях предотвращения негативного воздействия на водный объект, отклоняется кассационной инстанцией, поскольку из материалов дела следует, что Предприятие заявило требование о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Отказывая в иске, суды обоснованно исходили из представленных в материалы дела доказательств, согласно которым результаты производственного контроля за качеством сбрасываемых сточных вод в городские сети, осуществленного Предприятием 15.01.2020, не превышают требований федеральных норм, установленных в приложении N 5 Правил N 644.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку подателя жалобы на судебные акты по делам N А56-112871/2019 и А71-19148/2018, поскольку их выводы основаны на иных конкретных обстоятельствах дела.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия кассационной инстанции. Заявленные доводы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены ими. Оснований для иной оценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 17.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 по делу N А52-5188/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального предприятия г. Пскова "Горводоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что решением Псковского областного суда от 02.10.2020 по делу N 3а-41/2020 Постановление N 169 признано недействующим.
Данным решением суда установлено, что абзац 5 пункта 61 Постановления N 169, содержащий на момент принятия оспариваемого муниципального правового акта полномочия органов местного самоуправления по установлению нормативов по составу сточных вод в целях защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 N 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" (далее - Постановление N 3) признан утратившим силу, соответственно, органы местного самоуправления утратили полномочия по установлению нормативов, в том числе допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, устанавливаемых в целях защиты от негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, с момента вступления в законную силу Постановления N 3 - 16.01.2015 оспариваемое Постановление N 169 вступило в противоречие с указанными выше нормами Закона N 416-ФЗ и Постановления N 644, имеющими большую юридическую силу, и подлежало приведению в соответствие с ними.
...
Поскольку с момента вступления в силу Постановления N 3 Постановление N 169 вступило в противоречие с нормами Закона N 416-ФЗ и Правилами N 644, то суды правомерно не применили противоречащий закону акт и отказали в удовлетворении исковых требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2021 г. N Ф07-17093/21 по делу N А52-5188/2020