г. Вологда |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А52-5188/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Рогатенко Л.Н. и Тарасовой О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия г. Пскова "Горводоканал" на решение Арбитражного суда Псковской области от 17 марта 2021 года по делу N А52-5188/2020,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие г. Пскова "Горводоканал" (ОГРН 1026000975406, ИНН 6027047825; адрес: 180004, Псковская область, город Псков, улица Советской Армии, дом 49А; далее - Предприятие) обратилось в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745; адрес: 105066, Москва, улица Спартаковская, дом 2Б; далее - Учреждение) о взыскании 1 693 350 руб. 73 коп., в том числе 1 554 058 руб. 44 коп. задолженности за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ централизованную систему, 139 292 руб. 29 коп. пеней за период с 12.02.2020 по 14.12.2020.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 17.03.2021 в удовлетворении иска отказано.
МП "Горводоканал" с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель истца Ефремова О.А. заявила ходатайство об участии в судебном заседании посредством системы веб-конференции, которое удовлетворено судом.
Посредством телефонограммы представитель истца Ефремова О.А. пояснила, что не может осуществить подключение к веб-конференции, не возражает против рассмотрения апелляционной жалобы в ее отсутствие в связи с техническими неполадками в системе "Картотека арбитражных дел", доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживает.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, между Предприятием и Учреждением заключен государственный контракт на оказание услуг для государственных нужд от 19.12.2018 N 4906 (далее - контракт).
Согласно пункту 1 контракта истец обязуется подавать ответчику через присоединенную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а так же обязуется осуществлять прием сточных вод Ответчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения обеспечить их транспортировку, очистку и сброс. Ответчик в свою очередь обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества и в объеме, определенном договором, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены Договором, соблюдать режим потребления холодной воды, а так же обеспечивать безопасность эксплуатации в находящейся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Тарифы на водоснабжение и водоотведение определены в пункте 7 контракта.
В соответствии с пунктом 8 контракта расчетный период равен одному календарному месяцу. Ответчик оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным на основании счетов, выставляемых к оплате.
Разделом IX контракта регламентирован порядок контроля за соблюдением абонентом нормативов допустимых сбросов сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 34 контракта при превышении абонентом установленных нормативов по объему сточных вод, абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива по объему сточных вод, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Согласно нормам Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановления Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод", Постановления Правительства от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" был произведен отбор проб сточных вод, отводимых ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России" в централизованную систему водоотведения, акт отбора проб от 15.01.2020 N7 и протокол от 21.01.2020 N1/72/20 количественного химического анализа прилагаются (л.д. 45-46).
По результатам проведенных анализов были выставлены счета-фактуры от 31.01.2020 N СБ-00040, от 29.02.2020 N СБ-00097, от 31.03.2020 N СБ-00139 за сверхнормативный сброс сточных вод за период январь-март 2020 года на общую сумму 1554058 руб. 44 коп. (л.д. 48-54). Оплата задолженности ответчиком не произведена в полном объеме.
Отбор проб, протокол испытаний подготовлены в соответствии с ФЗ N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", Правилами N525, указанные расчеты произведены в соответствии с протоколом.
27.10.2020 с целью урегулирования спора мирным путем, Предприятием ответчику направлена претензия N 1/32-2049 с требованием оплатить задолженность в размере 1554058 руб. 44 коп. в течение 30 календарных дней, которая оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Поскольку в добровольном порядке требование не удовлетворено, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании долга.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении данного иска, руководствуясь статьями 309, 310, 432, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять приём сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и названными Правилами, нормативы по объёму отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объёму и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами.
Согласно подпункту "б" пункта 113 Правил N 644 сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям, а именно: значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения по перечню согласно приложению N 5.
В приложении N 5 к Правилам N 644 определены максимально допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно статьям 421, 422 ГК РФ условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьёй 426 ГК РФ договор, заключённый коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе по энергоснабжению), признаётся публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 указанной статьи, ничтожны.
Договор водоснабжения является публичным (пункт 3 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 113 Правил N 644 сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать значениям показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах и не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5 за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пунктам 1.4, 3.1 Постановления Псковской городской Думы от 31.10.2003 N 169 "Об утверждении условий приёма загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему хозяйственно-бытовой канализации города Пскова" (далее - Постановление N 169) нормативные показатели общих свойств сточных вод, принимаемых в систему хозяйственно-бытовой канализации г. Пскова устанавливаются исходя из требований к защите сетей и сооружений систем канализации, и являются обязательными для применения всех категорий абонентов. Приложение N 1 к Правилам N 169 содержит перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
Решением Псковского областного суда от 02.10.2020 по делу N 3а-41/2020 признано недействующим указанное выше Постановление N 169. При этом данным решением суда установлены следующие фактические обстоятельства.
Абзац 5 пункта 61 Постановления N 169, содержащий на момент принятия оспариваемого муниципального правового акта полномочия органов местного самоуправления по установлению нормативов по составу сточных вод в целях защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 N 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" (далее - Постановление Правительства РФ N 3) был признан утратившим силу, соответственно, органы местного самоуправления утратили полномочия по установлению нормативов, в т.ч. допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, устанавливаемых в целях защиты от негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Следовательно, с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ N 3 оспариваемое Постановление N 169 вступило в противоречие с указанными выше нормами Закона N 416-ФЗ и Постановления N 644. С учётом того, что Постановление Правительства РФ N 3 вступило в законную силу 16.01.2015, то именно с данной даты Постановление N 169 в оспариваемой части вступило в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, и подлежало приведению в соответствие с ними. Постановление N 169 применялось истцом (МП "Горводоканал") в 2018-2019 годах при расчёте платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации города Пскова. В связи с тем, что Постановление N 169 противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административных истцов, то заявленные исковые требования о признании данного акта недействующим в оспариваемой части подлежат удовлетворению.
Как указано в названном выше решении суда по делу N 3а-41/2020, признание Постановления N 169 недействующим с того момента, когда оно вошло в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, может привести к неблагоприятным правовым последствиям для МП "Горводоканал" т.е. предъявлению к нему многочисленных регрессных исков. Однако, данный вывод суда не умаляет его же выводы о незаконности применения истцом (МП "Горводоканал") Постановления N 169, противоречащего федеральному законодательству с 2015 года.
Указанное решение и выводы суда по делу N 3а-41/2020 имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Поскольку МП "Горводоканал" в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России при расчёте платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации за спорный период применило нормы Постановления N 169, то права и законные интересы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России нарушены. Нормы платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, установленные федеральным законодательством, ответчиком не превышены.
В связи с тем, что с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ N 3, Постановление N 169 вступило в противоречие с нормами Закона N 416-ФЗ и Правилами N 644, то суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 17 марта 2021 года по делу N А52-5188/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия г. Пскова "Горводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-5188/2020
Истец: Муниципальное предприятие г. Пскова "Горводоканал"
Ответчик: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации