24 декабря 2021 г. |
Дело N А26-1622/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" Лупы С.В. (доверенность от 23.11.2021),
рассмотрев 22.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по делу N А26-1622/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агроторг", адрес: 191025, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 90/92, ОГРН 1027809237796, ИНН 7825706086 (далее - Общество, ООО "Агроторг"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об изменении в части назначения наказания постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, адрес: 185003, г. Петрозаводск, ул. Володарского, д. 26, ОГРН 1051000011677, ИНН 1001048857 (далее - Управление), от 18.02.2021 N 57/21 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 300 000 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 08.06.2021 оспариваемое постановление Управления признано незаконным в части квалификации вменяемого нарушения и применения меры административной ответственности; Обществу назначено наказание по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде 50 000 руб. штрафа.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управления, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Агроторг", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 10.08.2021 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Кроме того, ООО "Агроторг" считает, что назначенное ему наказание в виде 300 000 руб. штрафа не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности и носит по отношению к Обществу неоправданно карательный характер.
В судебном заседании представитель ООО "Агроторг" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление 21.12.2020 поступило обращение гражданина Жарова А.А., согласно которому потребитель в организации торговли ООО "Агроторг" магазине "Пятерочка", расположенном по адресу: г. Петрозаводск, ул. Древлянка, д. 18, приобрел пищевую продукцию - полуфабрикаты из мяса индейки рубленые неоформленные охлажденные Индилайт, фарш классический охлажденный 450 г, цена за 1 шт. 122,39 руб., изготовлен и упакован 08.12.2020, годен до 18.12.2020, с истекшим сроком годности. Указанное обстоятельство, подтвердившееся в ходе проверки, является нарушением пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2020 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), частей 10, 12 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011).
По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления в отношении Общества 26.01.2021 составлен протокол N 0023 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановлением от 18.02.2021 N 57/12 Управление признало ООО "Агроторг" виновным в совершении вменяемого административного правонарушения и назначило ему наказание в виде 300 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением в части размера назначенного штрафа, ООО "Агроторг" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление неверно квалифицировало действия Общества по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Указав на отсутствие в материалах административного дела доказательств наличия в действиях ООО "Агроторг" угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, суд первой инстанции заключил, что вменяемое нарушение должно быть квалифицировано по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ. В связи с этим суд изменил оспариваемое постановление в части санкции и назначил Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанным выводом суда первой инстанции и отменил принятый им судебный акт, отказав ООО "Агроторг" в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции счел, что реализация продукции с истекшим сроком годности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем действия Общества, по мнению апелляционного суда, обоснованно квалифицированы Управлением по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "Агроторг" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.
Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут административную ответственность по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Требования, закрепленные в технических регламентах, являются обязательными и подлежат соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются положениями Закона N 29-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 29-ФЗ в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.
В силу абзаца третьего пункта 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий срок годности которых истек.
Пищевые продукты, материалы и изделия, указанные в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 3, признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона N 29-ФЗ).
Обязательные требования безопасности к объектам технического регулирования, к которым относятся пищевая продукция, а также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, установлены ТР ТС 021/2011.
Согласно части 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, не соответствующая требованиям данного технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
При хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям данного технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011).
Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011).
В силу части 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Факт нарушения ООО "Агроторг" вышеприведенных требований действующего законодательства установлен судами двух инстанций на основании имеющихся в материалах доказательств.
Реализация пищевой продукции с истекшим сроком годности квалифицируется как реализация продукции, не пригодной для использования по назначению и не соответствующей требованиям безопасности.
Нарушение требований безопасности к пищевой продукции, находящейся на реализации, является достаточным обстоятельством, свидетельствующим о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, так как Общество создало реальный риск приобретения потребителями опасной пищевой продукции и употребления таковой в пищу.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что допущенное Обществом правонарушение образует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, Обществом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и отсутствии у суда первой инстанции оснований для квалификации совершенного заявителем правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции не установил наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного заявителю административного штрафа ниже минимального предела.
Нормы материального права применены апелляционным судом по отношению к установленным ими обстоятельствам дела правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2021 по делу N А26-1622/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции не установил наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить размер назначенного заявителю административного штрафа ниже минимального предела."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2021 г. N Ф07-16132/21 по делу N А26-1622/2021