23 декабря 2021 г. |
Дело N А56-87109/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Серовой В.К., Щуриновой С.Ю.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" Тютюнник Е.А. (доверенность от 29.12.2020 N 494), от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гипермаркет Тихвин" Пустовалова М.В. (доверенность от 23.10.2020),
рассмотрев 23.12.2021 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гипермаркет Тихвин" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 по делу N А56-87109/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области", адрес: 188800, Ленинградская область, город Выборг, улица Куйбышева, дом 13, ОГРН 1167847156300, ИНН 4703144282 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гипермаркет Тихвин", адрес: 187555, Ленинградская область, город Тихвин, улица Карла Маркса, дом 116, ОГРН 1114715006977, ИНН 4715025988 (далее - Компания), о взыскании 1 263 494 руб. 10 коп. платы за негативное воздействие на водный объект и работу централизованной системы водоотведения (далее - ЦСВ), 56 969 руб. 95 коп. неустойки по состоянию на 18.01.2021 с последующим ее начислением с 19.01.2021 по день фактической уплаты долга.
Решением от 02.02.2021 иск удовлетворен частично: с Компании в пользу Предприятия взыскано 543 472 руб. 39 коп. задолженности и 44 932 руб. 63 коп. неустойки по состоянию на 23.11.2020 с последующим ее начислением с 24.11.2020 по день фактической уплаты долга; в остальной части в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 18.06.2021 решение от 02.02.2021 отменено, иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение и нарушение апелляционным судом норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить постановление от 18.06.2021, принять по делу новый судебный акт - об отказе в иске.
Как указывает податель жалобы, Предприятие не представило доказательств того, что использованные им в альтернативном расчете платы показатели эффективности очистных сооружений соответствуют действительности; в материалах дела отсутствуют результаты анализов проб сточных вод, поступающих на очистные сооружения Предприятия, а также проб сточных вод на выпуске в водный объект; Предприятием не доказано превышение Компанией допустимых концентраций загрязняющих веществ; требования по водородному показателю не могут быть утверждены в качестве норматива состава сточных вод, поскольку такие требования не предъявлялись.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Предприятия против ее удовлетворения возражал.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Компания (абонент) 01.01.2016 заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения N 1143 (далее - Договор), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду в нежилое здание, расположенное по адресу: Ленинградская область, город Тихвин, улица Карла Маркса, дом 116, а также осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска объекта в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном Договором, соблюдать режим водоотведения, оплачивать водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены Договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункты 1.1, 1.2 Договора).
В пунктах 4.1 и 4.3 Договора установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять производственный контроль состава и свойств сточных вод; абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ.
Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ указаны в приложении N 3 к Договору.
В целях осуществления контроля качества сточных вод Предприятие в присутствии представителя Общества в соответствии с действовавшими в спорный период Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525, произвело отбор сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации, о чем составлены акты от 21.03.2018 N 165-Т-190318, от 06.06.2018 N 217-Т-050618, от 25.09.2018 N 305-Т-050918, от 24.01.2019 N 398-Т-170119, от 12.02.2019 N 416-Т-040219, от 11.03.2019 N 437-Т-040319, от 20.06.2019 N 572-Т-050619, от 02.06.2019 N 581-Т-280619, от 06.08.2019 N 605-Т-050819, от 07.11.2019 N 701-Т-311019, от 11.02.2020 N 897-Т-060220.
По результатам лабораторного исследования отобранных проб в сточных водах установлено превышение нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ, а именно: взвешенные вещества, железо общее, марганец, химическое потребление кислорода (ХПК), сульфаты, нефтепродукты, фенолы, фосфаты, медь, водородный показатель, анионно поверхностно-активные вещества (АПАВ), а также залповые сбросы загрязняющих веществ: нефтепродукты, АПАВ, что подтверждено соответствующими протоколами лабораторных исследований (испытаний). Выписки из журнала контроля состава сточных вод объекта направлены абоненту с уведомлениями.
Постановлением администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 31.03.2005 N 318а "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тихвинского района" (далее - Постановление N 318а) утвержден порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тихвинского района Ленинградской области и установлены перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
Предприятие, руководствуясь постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области" (далее - Постановление N 326) и Постановлением N 318а, начислило Компании по Договору плату за негативное воздействие на водный объект, а также на основании Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), - плату за негативное воздействие на работу ЦСВ и выставило последней для оплаты соответствующие счета.
Поскольку Компания не оплатила указанные счета, претензию от 24.08.2020 N 19824/2020 оставила без удовлетворения, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, ссылаясь на признание апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 29.08.2019 N 33а-4738/2019 Постановления N 318а не действующим со дня вступления определения в законную силу, сделал выводы о невозможности применения к отношениям сторон Постановления N 318а и удовлетворении требований в части взыскания платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в размере 543 472 руб. 39 коп. и начисленной на указанную сумму 44 932 руб. 63 коп. неустойки и отказал в удовлетворении требований в размере 331 891 руб. 90 коп., составляющих плату за негативное воздействие на водный объект в связи с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента, и неустойки.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, указав, что отмена Постановления N 318а не может являться основанием освобождения Компании от обязанности по внесению платы за сброс сточных вод без исследования альтернативных способов расчета такой платы. Апелляционный суд оценил представленный Предприятием альтернативный расчет с использованием методики и нормативных показателей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, и признал его верным, в связи с чем удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Проверив законность обжалуемого постановления и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 644, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310), в частности Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, утвержденным Постановлением N 326.
Из пункта 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пунктов 111, 114 Правил N 644 следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ.
Согласно пункту 22 статьи 2 Закона N 416-ФЗ состав и свойства сточных вод - это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, подпункты "ж", "и" пункта 35 Правил N 644).
Из подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод и плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в ЦСВ.
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ.
В соответствии с пунктом 123 Правил N 644 плата за негативное воздействие на работу ЦСВ рассчитывается с учетом общего объема фактически сброшенных сточных вод за период от обнаружения превышения нормативов водоотведения до следующего отбора проб сточных вод, но не более трех календарных месяцев.
Согласно пункту 20 Постановления N 326 плата за сброс загрязняющих веществ, запрещенных и(или) не согласованных к сбросу в системы коммунальной канализации, а также за фактически установленный залповый сброс по любому из видов загрязняющих веществ и(или) нормативных показателей общих свойств сточных вод устанавливается из расчета пятикратного тарифа за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженного на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, в котором зафиксировано нарушение. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб, но не более одного месяца.
Пунктом 19 Постановления N 326 определено, что предельный размер платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации, рассчитанный по формулам, ограничивается в каждом расчетном периоде десятикратным тарифом за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженным на объем фактически сброшенных сточных вод в расчетном периоде.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 1 Постановления N 1310, действовавшего в спорном периоде, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением N 326 установлен Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, пунктом 4 которого предусмотрено, что нормативы водоотведения или сброса сточных вод по составу сточных вод (допустимые сбросы загрязняющих веществ) устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Постановлением N 318а были, в частности, утверждены порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тихвинского района Ленинградской области, а также перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
Как следует из материалов дела, плата за негативное воздействие на водный объект и плата за залповый сброс загрязняющих веществ начислены на основании Постановления N 326, а также перечня и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных Постановлением N 318а.
По административному исковому заявлению апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 29.08.2019 N 33а-4738/2019 Постановление N 318а признано не действующим со дня вступления определения суда по этому делу в силу, то есть с 29.08.2019, поскольку с 16.01.2015 оно вступило в противоречие с федеральным законодательством, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
Таким образом, последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление N 50)).
В абзаце седьмом пункта 38 Постановления N 50 разъяснено, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
С учетом приведенных положений действующего законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности начисления Предприятием платы за негативное воздействие на водный объект и за залповый сброс загрязняющих веществ с применением нормативов водоотведения, содержавшихся в Постановлении N 318а.
В спорный период одновременно действовали и подлежали применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167, и требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Согласно разъяснениям, данным в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.10.2017 N 36109-АЧ/04, указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644 - на предотвращение негативного воздействия на ЦСВ. Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями водопроводно-канализационного хозяйства двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями водопроводно-канализационного хозяйства, наряду с порядком исчисления и взимания платы за их превышение, определяемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
Поскольку нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании права на установление таких нормативов организациям водопроводно-канализационного хозяйства и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за превышение абонентами указанных нормативов, принимаются во исполнение прямого указания на это в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу (Правила N 167, Постановление N 1310), и содержат принятые в развитие положений этих актов нормы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить наличие действующего в любой момент времени на территории соответствующего субъекта Российской Федерации порядка исчисления и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в целях предотвращения негативного воздействия на водный объект, а органы местного самоуправления - наличие действующих в любой момент времени на территории соответствующих муниципальных образований нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или муниципальных правовых актов, делегирующих право на установление таких нормативов организациям водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с абзацем вторым статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Таким образом, само по себе признание недействительными ряда положений нормативного правового акта, регулирующего порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации в целях предотвращения негативного воздействия на водный объект и устанавливающего нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, не является основанием для освобождения ответчика от внесения платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
С учетом разъяснений, приведенных в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 (далее - Постановление N 63), споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из величины регулируемого показателя, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
Указанные выводы содержатся в определении Верховного суда Российской Федерации от 24.05.2021 N 307-ЭС21-5924.
Суд первой инстанции, исключив из расчета 331 891 руб. 90 коп. платы за негативное воздействие на водный объект, не учел, что данный расчет Компании был представлен до уточнения Предприятием исковых требований. Вместе с тем к заявлению об уточнении исковых требований Предприятием приложен альтернативный расчет задолженности.
Апелляционный суд учел разъяснения, изложенные в пунктах 4, 5 Постановления N 63, и, оценив представленный Предприятием альтернативный расчет с использованием методики и нормативных показателей, установленных Постановлением N 644, признал его правильным и соответствующим нормам действующего законодательства. Апелляционный суд, сославшись на определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2018 N 305-ЭС17-13822, отклонил возражения Компании на представленный расчет.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 по делу N А56-87109/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гипермаркет Тихвин" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом разъяснений, приведенных в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 (далее - Постановление N 63), споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из величины регулируемого показателя, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
Указанные выводы содержатся в определении Верховного суда Российской Федерации от 24.05.2021 N 307-ЭС21-5924.
...
Апелляционный суд учел разъяснения, изложенные в пунктах 4, 5 Постановления N 63, и, оценив представленный Предприятием альтернативный расчет с использованием методики и нормативных показателей, установленных Постановлением N 644, признал его правильным и соответствующим нормам действующего законодательства. Апелляционный суд, сославшись на определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2018 N 305-ЭС17-13822, отклонил возражения Компании на представленный расчет."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2021 г. N Ф07-15103/21 по делу N А56-87109/2020