28 декабря 2021 г. |
Дело N А56-77206/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Щуриновой С.Ю.,
при участии от федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" Тимофеева А.Е. (доверенность от 30.12.2020 N 3703-13/95),
рассмотрев 21.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 по делу N А56-77206/2020,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода "Новгородский водоканал", адрес: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Германа, дом 33, ОГРН 1025300798522, ИНН 5321058347 (далее - Водоканал, истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России", адрес: 109012, Москва, Славянская площадь, дом 4, строение 1, 4 этаж, комнаты 2-8;10;12-19;23- 28;109-117;119-122;122А, ОГРН 1127746046691, ИНН 7709895509, в лице межрегионального филиала в Санкт-Петербурге (далее - Учреждение, ответчик), о взыскании 17 115 руб. 48 коп. неосновательного обогащения, возникшего в результате фактического оказания услуг водоотведения поверхностных сточных вод в ливневую систему водоотведения в период с 16.09.2017 по 31.12.2018 в отношении земельного участка Учреждения, расположенного по адресу: Великий Новгород, улица Козьмодемьянская, дом 8, кадастровый номер 53:23:7009402:71 (далее - земельный участок), находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании Управления Федерального казначейства по Новгородской области, в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод.
Решением суда первой инстанции от 04.05.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.08.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, отказать в иске. Как указывает податель жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства оказания услуг по водоотведению поверхностных сточных вод в заявленный период. Учреждение ссылается на то, что зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод в схеме водоснабжения и водоотведения и расположение в этой зоне объекта Учреждения установлена для Водоканала постановлением Администрации Великого Новгорода от 08.11.2017 N 4900, в связи с чем начисление задолженности с 16.09.2017 недопустимо.
В отзыве на кассационную жалобу Водоканал просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Водоканал надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлениями администрации Великого Новгорода от 31.08.2016 N 4038, от 28.12.2016 N 6149 "О передаче сетей ливневой канализации", приказами Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами от 28.12.2016 N 1159, от 12.05.2017 N 435 Водоканалу в хозяйственное ведение переданы расположенные в Великом Новгороде сети ливневой канализации.
Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 06.12.2017 N 46/1 Водоканалу утвержден тариф на водоотведение поверхностных сточных вод на период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в размере 20,84 руб./куб.м; с 16.09.2017 действовал аналогичный тариф в соответствии с постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 12.09.2017 N 24.
Согласно схеме водоснабжения и водоотведения Великого Новгорода на 2014-2025 годы, утвержденной постановлением администрации Великого Новгорода от 13.02.2014 N 867 (с изменениями, внесенными постановлением администрации Великого Новгорода от 08.11.2017 N 4900), земельный участок Учреждения находится в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод в сети ливневой канализации Водоканала.
По данным Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка 09.02.2008 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а 04.08.2016 - право постоянного (бессрочного) пользования за Управлением Федерального казначейства по Новгородской области.
Водоканала направил в адрес Учреждения проект государственного контракта водоотведения поверхностных сточных вод в ливневую систему водоотведения N 0493Л, который сторонами в окончательной редакции не заключен.
В отсутствие заключенного в письменной форме договора Водоканал в период с 16.09.2017 по 31.12.2018 фактически оказал услуги водоотведения поверхностных сточных вод в ливневую систему водоотведения, выставил Учреждению к оплате счета на общую сумму 17 115 руб. 48 коп.
Оказанные услуги Учреждение не оплатило.
Водоканал направил в адрес Учреждению претензию от 18.05.2020 N 3696/1105 с требованиями погасить образовавшуюся задолженность, которая оставлена последним без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Водоканал обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 67, 68, 75 АПК РФ, руководствуясь Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), Методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.10.2014 N 639/пр (далее - Методические указания), установили факт оказания Водоканалом услуг водоотведения и в отсутствие доказательств их оплаты удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из представленных в материалы дела расчетов, Водоканал в качестве неосновательного обогащения истребует суммы, причитающиеся на оплату услуг по водоотведению поверхностных сточных вод посредством централизованных сетей ливневой канализации за период с 16.09.2017 по 31.12.2018.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого Кодекса.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимо доказать приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, а также обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом N 416-ФЗ, Правилами N 644 и N 776.
Согласно статье 2 Закона N 416-ФЗ водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2); сточные воды централизованной системы водоотведения - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (пункт 23).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 поверхностные сточные воды - это принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.
В силу пунктов 40 и 41 Правил N 644 зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод; отведение (прием) поверхностных сточных вод может осуществляться без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения, однако в таком случае организация, осуществляющая водоотведение, должна подтвердить, каким образом поверхностные стоки с территории абонента принимаются ею в централизованную систему водоотведения.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 216 ГК РФ вещным правом наряду с правом собственности является, в том числе право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268 ГК РФ).
Судами установлено, что принадлежащий Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок находится в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод в сети ливневой канализации. Сети ливневой канализации, по которым производится отведение сточных вод с земельного участка Учреждения, находятся в хозяйственном ведении Водоканала.
Доказательств того, что отвод поверхностных сточных вод со спорного земельного участка осуществляется иным способом или в спорный период услуги водоотведения в отношении указанного объекта оказывало иное лицо либо фактически они не могли быть оказаны, Учреждением в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представило.
В связи с нахождением земельного участка Учреждения в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения Великого Новгорода на 2014 - 2025 годы, Водоканал осуществляет отведение поверхностных сточных вод в том числе с этого земельного участка.
Таким образом, факт оказания Водоканалом Учреждению услуг водоотведения поверхностных сточных вод подтвержден материалами дела.
В подтверждение факта оказания услуг Водоканал представил в материалы дела счета, расчеты объемов дождевых и талых сточных вод, принятых в централизованные системы водоотведения Водоканала, информацию о количестве осадков по городу Великий Новгород за спорный период, предоставленную федеральным государственным бюджетным учреждением "Северо-Западное УГМС" (далее - ФГБУ "Северо-Западное УГМС").
В силу пункта 25 Правил N 776 коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Объем поверхностного стока определен Водоканалом в соответствии с Методическими указаниями, расчетным способом с учетом площади земельного участка, типа поверхностей и прогнозного слоя выпавших атмосферных осадков за спорный период на основании представленной ФГБУ "Северо-Западное УГМС" информации.
Плата за услуги водоотведения рассчитана с применением тарифа на водоотведение, утвержденного Водоканалу постановлениями Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 12.09.2017 N 24 и от 06.12.2017 N 46/1.
Расчет стоимости услуг водоотведения проверен судебными инстанциями, признан правильным и обоснованным.
Наличие и размер задолженности подтверждаются материалами дела и не опровергнуты Учреждением.
Доводы Учреждения о недоказанности факта оказания Водоканалом услуг водоотведения поверхностных сточных вод, объема и качества оказанных услуг противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
При отсутствии письменного договора между сторонами суды правомерно в соответствии со статьей 1102 ГК РФ взыскали с Учреждения в пользу Водоканала неосновательное обогащение в виде стоимости оказанных услуг.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 по делу N А56-77206/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 40 и 41 Правил N 644 зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод; отведение (прием) поверхностных сточных вод может осуществляться без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения, однако в таком случае организация, осуществляющая водоотведение, должна подтвердить, каким образом поверхностные стоки с территории абонента принимаются ею в централизованную систему водоотведения.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 216 ГК РФ вещным правом наряду с правом собственности является, в том числе право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268 ГК РФ).
...
В силу пункта 25 Правил N 776 коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
...
При отсутствии письменного договора между сторонами суды правомерно в соответствии со статьей 1102 ГК РФ взыскали с Учреждения в пользу Водоканала неосновательное обогащение в виде стоимости оказанных услуг."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 декабря 2021 г. N Ф07-16826/21 по делу N А56-77206/2020