11 января 2022 г. |
Дело N А05-12393/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 10.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Контакт" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу N А05-12393/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Контакт", адрес: 163069, г. Архангельск, Поморская ул., д. 49, пом. 3, ОГРН 1182901014031, ИНН 2901291969 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления муниципального жилищного контроля администрации муниципального образования "Город Архангельск", адрес: 163069, г. Архангельск, пл. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Управление), от 08.09.2020 N 28-16/08-20.180/б.
Решением суда первой инстанции от 20.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций. По мнению подателя жалобы, возложение на Общество обязанности по установке оснований (плит) и ограждений спорных контейнерных площадок является неправомерным, поскольку эти площадки расположены на земельных участках, которые не входят в состав придомовых территорий управляемых Обществом многоквартирных домов (далее - МКД). Податель жалобы полагает, что действия по оборудованию контейнерных площадок железобетонными плитами и ограждениями обязан производить собственник площадки, которым ни Общество, ни собственники помещений спорных МКД не являются.
Управление ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы Общества без участия своих представителей в судебном заседании и просило оставить без изменений обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления и Общества, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из обжалуемых судебных актов, на основании приказа от 27.07.2020 N 28-16/08-20.180/1 Управление провело внеплановую выездную проверку соблюдения Обществом лицензионных требований по управлению МКД в части организации мест накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и содержания контейнерных площадок. Согласно составленному по результатам проверки акту от 05.08.2020 N 28-16/08-20.180/2 Управление выявило, что в нарушение пункта 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), и пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290), Обществом не организовано место сбора ТКО (отсутствует железобетонная плита, ограждение) в отношении МКД, расположенных на Кегоострове в г. Архангельске по Береговой ул. (дома 1, 3, 5 и 20) и по ул. КЛДК (дома 5, 13, 17, 19, 20, 23, 24, 35, 37а, 37б, 41а, 43а, 60, 64, 71, 81, 82, 94, 98, 99, 100а, 100б, 102, 103 и 105).
В соответствии с выданным Управлением предписанием от 05.08.2020 N 28-16/08-20.180/3 Обществу надлежало в срок до 04.09.2020 устранить выявленные нарушения путем организации мест сбора ТКО в отношении МКД по указанным адресам.
В ходе проведения очередной проверки Управление выявило, что Обществом не исполнено ранее выданное предписание (от 05.08.2020), о чем был составлен акт от 08.09.2020 N 28-16/08-20.180/5.
Предписанием от 08.09.2020 N 28-16/08-20.180/6 Управление повторно обязало Общество организовать в срок до 25.09.2020 место сбора ТКО в отношении указанных многоквартирных жилых домов.
Общество, не согласившись с предписанием Управления от 08.09.2020 N 28-16/08- 20.180/6, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришли к выводу о правомерности оспариваемого предписания.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя в том числе содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 26(1) в Перечень N 290 включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов (пункт 3.7.1); мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений (пункт 3.7.4).
Постановлением администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 13.02.2020 N 285 утвержден Порядок определения (согласования) мест накопления ТКО на территории муниципального образования "Город Архангельск", согласно пункту 2.8 которого обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилыми домами.
В рассматриваемом случае, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные сторонами доказательства, учитывая выводы судов по делу N А05-10085/2020, в рамках которого Общество оспаривало предписание от 05.08.2020 N 28-16/08-20.180/3, на основании приведенных норм законодательства суды пришли к выводу о том, что именно Общество, как управляющая организация, несет обязанность по организации мест накопления ТКО для МКД, находящихся в его управлении. Возложения на Общество обязанностей, не предусмотренных нормативно-правовыми актами, в том числе по благоустройству мест сбора ТКО, закрепленных за иными лицами и не предназначенных для спорных МКД, судами не установлено.
Приводимые в кассационной жалобе доводы Общества об отсутствии у него обязанности по размещению площадок для сбора ТКО ввиду того, что земельные участки под указанными МКД не сформированы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили должную правовую оценку в обжалуемых судебных актах. Как отметил суд апелляционной инстанции, действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора твердых коммунальных отходов за границами земельного участка под МКД. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД ввиду сложившейся застройки управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. Нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает управляющую организацию от обязанности по ее содержанию.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли правомерным оспариваемое предписание и отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Суд кассационной инстанции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу N А05-12393/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Контакт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя в том числе содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 января 2022 г. N Ф07-7775/21 по делу N А05-12393/2020