13 января 2022 г. |
Дело N А26-3073/2021 |
Резолютивная часть определения объявлена 13 января 2022 года.
Полный текст определения изготовлен 13 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Дмитриева В.В., Малышевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ИнтегралИнвест" Босомыкина А.С. (доверенность от 18.05.2021), от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Горюнова А.Г. (доверенность от 27.12.2021),
рассмотрев 13.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнтегралИнвест" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 по делу N А26-3073/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "ИнтегралИнвест", адрес: 109382, Москва, ул. Мариупольская, д. 6, подвал. пом. II, ком. 30, оф. 55, ОГРН 1207700382372, ИНН 9723105481 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), о признании незаконным решения, оформленного протоколом заседания комиссии 13.01.2021; об обязании Министерства провести конкурс согласно лоту, размещенному 16.11.2020 на электронной площадке: www.torgi.gov.ru по извещению N 161120/1013648/01; о признании недействительным (ничтожным) концессионного соглашения создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется сбор, обработка и захоронение твердых коммунальных отходов в Республике Карелия, размещенного 16.11.2020 на официальной электронной площадке www.torgi.gov.ru по извещению N161120/1013648/01, заключенному между концедентом и концессионером.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "МЦЕ Инвест Рус" (далее - ООО "МЦЕ Инвест Рус").
Решением суда первой инстанции от 10.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.09.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Министерства возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, в соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N115-ФЗ) Министерство на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальной электронной площадке www.torgi.gov.ru 16.11.2020 разместило предложение о заключении концессионного соглашения в отношении Объекта концессионного соглашения (извещение от 16.11.2020 N 161120/1013648/01).
ООО "ИнтегралИнвест" 25.12.2020 подало заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется сбор, обработка и захоронение твердых коммунальных отходов в Республике Карелия.
Протоколом рассмотрения заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется сбор, обработка и захоронение твердых коммунальных отходов в Республике Карелия, 13.01.2021 заявка ООО "ИнтегралИнвест" признана не соответствующей требованиям, предъявляемым пунктом 4 части 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ.
Между Республикой Карелия и ООО "МЦЕ Инвест Рус" 01.03.2021 заключено концессионное соглашение в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется сбор, обработка и захоронение твердых коммунальных отходов в Республике Карелия.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды не нашли правовых оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного Закона.
Порядок заключения концессионного соглашения урегулирован в главе 3 названного Закона.
В соответствии с частью 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 данной статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 этой статьи.
Согласно части 4.2 статьи 37 Закона N 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.
По части 4.4 статьи 37 Закона N 115-ФЗ орган, уполномоченный на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает одно из указанных в той же части упомянутой статьи Закона N 115-ФЗ решений.
В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 названной статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения (часть 4.7 статьи 37 Закона N 115-ФЗ).
Из частей 1 и 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ следует, что если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, названного предложения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Законом N 115-ФЗ к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения, без проведения конкурса.
В течение сорокапятидневного срока с момента размещения предложения на официальном сайте поступили следующие заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения: ООО "Адмиттопроперти", ООО "Грин Капитал", ООО "Весна", ООО "Комплекс переработки отходов "Югра", ООО "ИнтегралИнвест", ООО "Ремондис".
Концессионное соглашение заключено с ООО "МЦЕ Инвест РУС", являющимся инициатором заключения концессионного соглашения.
Поданная ООО "ИнтегралИнвест" заявка не соответствовала требованиям закона, поскольку истец не представил всех необходимых сведений, перечисленных в части 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ.
В частности, суды указали на то, что представленный в подтверждение наличия средств Обществом представлен договор целевого займа от 18.12.2020 N 181220/1, заключенный с Инфраструктуры Инвест Капитал Лимител (Частная компания с ограниченной ответственностью), по которому передаются денежные средства заявителю на создание объекта концессионного соглашения и гарантийное письмо от 18.12.2020 N 152-1812 о подтверждении возможности Инфраструктуры Инвест Капитал Лимител (Частная компания с ограниченной ответственностью) предоставления денежных средств.
Указанные документы не признаны судами в качестве доказательства исполнения требований пункта 4 части 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, поскольку установлено, что Инфраструктура Инвест Капитал Лимител (Частная компания с ограниченной ответственностью) не является кредитной организацией, а указанные договор и письмо указывают на то, что средства будут перечислены до 28.02.2021, т.е. за пределами срока, когда Министерство должно было принять решение о наличии или отсутствии финансовой состоятельности Общества.
Документов, подтверждающих перечисление денежных средств в адрес ООО "ИнтегралИнвест", не представлено.
Таким образом, суды правомерно отказали в иске Обществу.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии судебных актов судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения и постановления, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Оценка доказательств и выводы судов не противоречат законодательству, находятся в пределах судейской дискреции и не нарушают прав лиц, участвующих в деле.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию ее заявителя с выводами судов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных судами, в связи с чем не принимаются судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
Как указано в определении от 17.02.2015 N 274-О Конституционного Суда Российской Федерации, положения статей 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 по делу N А26-3073/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнтегралИнвест" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ИнтегралИнвест", адрес: 109382, Москва, ул. Мариупольская, д. 6, подвал. пом. II, ком. 30, оф. 55, ОГРН 1207700382372, ИНН 9723105481, из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.