13 января 2022 г. |
Дело N А56-11934/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 12.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 по делу N А56-11934/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2А, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Общество, ПАО "ТГК-1"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - Инспекция, ГАТИ), от 20.01.2021 N 174, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктами 2, 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), в виде 250 000 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ПАО "ТГК-1", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Общество считает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку ПАО "ТГК-1" надлежащим образом выполнены требования Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961), в части организации работы по содержанию фасадов здания. Кроме того, Общество считает, что Инспекцией нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в части правомерности проведения контрольных мероприятий (проверки) в отношении ПАО "ТГК-1".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией 26.11.2020 и 02.12.2020 проведен осмотр территории по адресам: Санкт-Петербург, ул. Жукова, д. 26, лит. А, Б, В, Г4, Д, И и У, в ходе которого выявлены нарушения требований к осуществлению мероприятий по содержанию фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, а именно:
- в отношении зданий лит. А и Г не исполнены обязанности по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений (фасад не очищен от подтеков ржавчины, не удалена древесная поросль);
- в отношении здания лит. Б не исполнена обязанность по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений (облицовочная панель имеет повреждения);
- в отношении здания лит. Д не исполнена обязанность по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства (на фасаде имеются повреждение кирпичной кладки, трещины).
Данные обстоятельства отражены в протоколах осмотра территории от 26.11.2020 и 02.12.2020 с приложением материалов фотофиксации и схем.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 02.12.2020 уполномоченным должностным лицом ГАТИ в отношении Общества протоколов:
- N N 93904, 93905 об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70 (Обществу вменены нарушения пунктов 8.1, 8.4.4, 8.4.5 приложения N 5 к Правилам N 961);
- N N 93906, 93908 об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена пунктом 2 статьи 20 Закона N 273-70 (Обществу вменены нарушения пунктов 8.1, 8.4.3 приложения N 5 к Правилам N 961).
Определением ГАТИ от 20.01.2021 дела об административных правонарушениях от 02.12.2020 N N 93904, 93905, 93906, 93908 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера 93904.
Постановлением Инспекции от 20.01.2021 N 174 ПАО "ТГК-1" признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена пунктами 2 и 3 статьи 20 Закона N 273-70, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ПАО "ТГК-1" состава вменяемого административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Суд апелляционной инстанции поддержал названные выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ПАО "ТГК-1" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Требования в сфере благоустройства, порядок содержания и ремонта фасадов и размещенных на них элементов благоустройства в Санкт-Петербурге установлены Правилами N 961.
Пунктом 1.1 приложения N 5 к Правилам N 961 определено, что уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве, в объеме, предусмотренном действующим законодательством и названными Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
Содержание фасадов осуществляется в порядке, установленном действующим федеральным законодательством и Правилами N 961 (пункт 8.1 приложения N 5 к Правилам N 961).
Пунктом 8.2 приложения N 5 к Правилам N 961 установлено, что при осуществлении содержания фасадов обеспечивается поддержание их технического состояния; поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства.
Согласно пункту 8.4 приложения N 5 к Правилам N 961 мероприятия по содержанию фасадов включают в себя:
- проведение плановых и внеплановых, визуальных и инструментальных обследований технического состояния фасадов. Плановые обследования фасадов следует проводить как общие, в ходе которых проводится осмотр фасада в целом, так и частичные, которые предусматривают осмотр отдельных элементов фасада. Общие обследования должны производиться два раза в год: весной и осенью. Результаты обследования технического состояния фасадов оформляются актом (пункт 8.4.1 Правил N 961);
- смывку, окраску несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах, демонтаж самовольно размещенных на фасаде элементов благоустройства (пункт 8.4.3 Правил N 961);
- текущий ремонт фасадов, который осуществляется путем замены и восстановления технического оборудования фасадов (в том числе водосточных труб, парапетного ограждения, флагодержателей, окрытий и отливов); архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов (в том числе цоколя, карниза, горизонтальной тяги, вертикальной тяги, пояса, парапета, портала, оконных и дверных заполнений, элементов входной группы, за исключением лепного декора); восстановления отделки фасадов на аналогичные, окраски (за исключением полной окраски поля стены) (пункт 8.4.4 Правил N 961);
- капитальный ремонт фасадов, представляющий собой комплекс работ по окраске, замене и восстановлению архитектурных деталей, элементов декора фасадов и поверхности конструктивных элементов, технического оборудования фасадов (водосточных труб). Капитальный ремонт фасадов не должен содержать виды работ по капитальному ремонту здания, сооружения. Капитальный ремонт фасадов проводится одновременно в отношении всех фасадов здания, сооружения (пункт 8.4.5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона N 273-70 неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение на юридических лиц административного штрафа от 100 000 руб. до 300 000 руб.
Неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе Правил N 961, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа от 500 000 руб. до 1 000 000 руб. (пункт 3 статьи 20 Закона N 273-70).
Судами двух инстанций установлено, что ПАО "ТГК-1" принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, ул. Жукова, д. 26, лит. А, Б, Д, Г4.
С учетом данных обстоятельств Общество обоснованно признано судами лицом, ответственным за содержание фасада названных зданий.
Представленными в материалы дела протоколами осмотра от 26.112020, 02.12.2020 с фототаблицами и схемами осмотра, протоколами об административных правонарушениях от 02.12.2020 N N 93904, 93905, 93906, 93908, подтверждено неисполнение ПАО "ТГК-1" обязанности по содержанию фасадов зданий.
Поскольку доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также подтверждающих принятие исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований Правил N 961, ПАО "ТГК-1" в материалы дела не представлено, суды констатировали наличие вины Общества в совершении выявленных правонарушений.
Наличие утвержденной программы ремонтных работ на 2021 год, на которую ссылается Общество, не освобождает владельца объекта благоустройства от обязанности по надлежащему его содержанию в соответствии с Правилами N 961 в проверяемом периоде (2020 год).
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно констатировали доказанность наличия в деянии заявителя составов вменяемых правонарушений.
Суды проверили порядок привлечения Общества к административной ответственности и заключили об отсутствии со стороны Инспекции существенных нарушений в ходе производства административного дела.
Вопреки утверждению ПАО "ТГК-1", нарушений Закона N 294-ФЗ не имеется, поскольку в данном случае ГАТИ проводился осмотр общедоступных территорий с улицы без взаимодействия с проверяемым субъектом. Правонарушение выявлено в порядке пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях путем непосредственного обнаружения должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Положения Закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, при осуществлении административного расследования не применяются.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкциями вменяемой статьи.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 по делу N А56-11934/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе Правил N 961, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа от 500 000 руб. до 1 000 000 руб. (пункт 3 статьи 20 Закона N 273-70).
...
Вопреки утверждению ПАО "ТГК-1", нарушений Закона N 294-ФЗ не имеется, поскольку в данном случае ГАТИ проводился осмотр общедоступных территорий с улицы без взаимодействия с проверяемым субъектом. Правонарушение выявлено в порядке пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях путем непосредственного обнаружения должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Положения Закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, при осуществлении административного расследования не применяются.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 января 2022 г. N Ф07-17684/21 по делу N А56-11934/2021