19 января 2022 г. |
Дело N А42-1859/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 19.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021 по делу N А42-1859/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Электротранспорт города Мурманска", адрес: 183038, Мурманск, ул. Свердлова, д. 49, ОГРН 1085190015514, ИНН 5190193597 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к публично-правовому образованию Мурманская область в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, адрес: 183032, г. Мурманск, Гвардейская ул., д. 21, ОГРН 1065190060650, ИНН 5190148202 (далее - Министерство), о взыскании 8 466 815 руб. 45 коп. в счет возмещения убытков в виде недополученных доходов в связи с предоставлением права на льготный проезд отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету в октябре - декабре 2020 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Мурманской области (далее - Минфин области), Администрация города Мурманска (далее - Администрация), Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее - Комитет) и Комитет по тарифному регулированию Мурманской области (далее - Комитет по тарифному регулированию).
Решением суда первой инстанции от 12.05.2021 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 07.09.2021 решение от 12.05.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, включение в исковые требования суммы возмещения межтарифной разницы, образовавшейся вследствие осуществления перевозок на основании муниципальных контрактов, противоречит приказам Комитета от 02.08.2018 N 51, от 09.09.2016 N 72; установленный законодательством Мурманской области порядок реализации права на возмещение недополученных доходов не распространяется на маршруты N 1, 3т, 4т, 6т, 5, 10, 11, 18, 19, 24, 27, 33, а для такого возмещения по маршрутам N 4, 7т, 25, 29 следует обращаться в орган, установивший соответствующие тарифы, которым Министерство не является, равно как и надлежащим ответчиком. Министерство считает, что убытки Общества частично возникли по его вине в связи с выполнение перевозок в объемах, превышающих объемы, предусмотренные муниципальными контрактами.
В отзыве на кассационную жалобу Минфин области поддержал доводы Министерства, полагая обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
Общество, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, в своем отзыве на кассационную жалобу Министерства, просило оставить ее без удовлетворения.
Определением кассационной инстанции от 22.12.2021 рассмотрение кассационной жалобы Министерства отложено на 19.01.2022 в 11 час. 20 мин.
После отложения рассмотрения кассационной жалобы продолжено в том де судебном составе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Администрацией и Обществом 01.01.2009 заключен договор N 01/09 на перевозку пассажиров транспортом общего пользования (троллейбус) на городских регулярных маршрутах по установленным Правительством Мурманской области тарифам на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
Общество осуществляло перевозку пассажиров и багажа на городских регулярных троллейбусных и автобусных маршрутах согласно утвержденным паспортам, схемам маршрутов и расписанию на основании договоров заключенных с Администрацией от 15.09.2014 N 6-2014 (автобусный маршрут N 4); от 31.08.2015 договор N 01-2015 (автобусные маршруты N 25, N 29); договор от 08.01.2016 N 1-2016 (автобусный маршрут N 7т) и ряда муниципальных контрактов с Комитетом (троллейбусные маршруты N 3, N 4, N 6, автобусные маршруты N 1, N 3, N 4, N 6т, N 5, N10, N 11, N 18, N 19, N 24, N 27, N 33).
Между Обществом (Получатель) и Министерством (Главный распорядитель средств областного бюджета) 16.01.2020 заключен договор N 1-ЕСПБ (далее - Договор), предметом которого являлось предоставление в 2020 году из областного бюджета субсидии в целях возмещения недополученных доходов Получателя в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету на территории Мурманской области (пункт 1.1).
Согласно пункту 3.1 Договора субсидия предоставлялась в соответствии с Порядком предоставления субсидии, на цели, указанные в разделе 1 Договора, при предоставлении Получателем Главному распорядителю средств областного бюджета документов, подтверждающих соответствие Получателя требованиям, установленным Порядком предоставления субсидии, определенных в приложении N 1 к Договору и документов, подтверждающих факт произведенных Получателем недополученных доходов, на возмещение которых предоставляется субсидия (счет и отчет ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным).
В пункте 3.3 Договора предусматривалось, что ответчик перечисляет субсидию на счет истца не позднее десятого рабочего дня после принятия Главным распорядителем средств областного бюджета решения о перечислении Получателю субсидии по результатам рассмотрения документов, перечень которых указан в пункте 3.1.2.2 Договора.
Также между Комитетом и Обществом заключено Соглашение от 13.01.2020 N 1-эт о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов транспортным организациям в связи с предоставлением права льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) городского сообщения в границах м.о. город Мурманск обучающимся очной формы обучения общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования (далее - Соглашение N 1-эт).
Согласно указанному Соглашению Комитет принял на себя обязанность возместить недополученные доходы за счет средств, поступающих из областного бюджета в виде субвенций в соответствии с законом Мурманской области от 26.10.2007 N 901-01-ЗМО и постановлением Правительства Мурманской области от 02.06.2010 N 261-ПП, не позднее 10-го рабочего дня с даты подписания приказа о выделении средств субсидии.
С сопроводительными письмами от 09.11.2020 N 2363/10, от 04.12.2020 N 2626/10, от 20.01.2021 N 115/10 Общество направило в Комитет документы на предоставление субсидии за период октябрь - декабрь 2020 года на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету на территории Мурманской области от 16.01.2020 N 1-ЕСПБ и от 18.01.2021.
В период с 15.10.2020 по 26.01.2021 истцу перечислено 29 933 765 руб. субсидии. Недополученная сумма за спорный период составила 8 466 815 руб. 45 коп.
Кроме того, одновременно с письмами от 09.11.2020 N 2364/10, от 04.12.2020 N 2625/10, от 20.01.2021 N 116/10 Общество представило Комитету документы на предоставление субсидии за период октябрь - декабрь 2020 года на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда обучающимся очной формы обучения общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования от 13.01.2020 N 1-эт и от 19.01.2021.
Платежными поручениями в период с 18.11.2020 по 05.02.2021 истцу перечислено 24 126 250 руб. 50 коп. Недополученная сумма за спорный период составила 7 576 742 руб. 66 коп.
Направленные Министерству претензии от 04.02.2021 и от 09.02.2021 о перечислении недополученных сумм оставлены им без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков.
Суды обеих инстанций признали исковые требования истца обоснованными по праву и размеру, в связи с чем удовлетворили иск в полном объеме.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные инстанции, удовлетворяя исковые требования истца, обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
На территории Мурманской области отношения в указанной сфере, а также регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа в целях создания условий по обеспечению качественных, безопасных, доступных и регулярных перевозок пассажиров и багажа регламентированы Законом Мурманской области от 13.07.2009 N 1133-01-ЗМО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области" (далее - Закон N 1133-01-ЗМО).
Пунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
Согласно пунктам 17 и 18 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Закона N 220-ФЗ).
Согласно статье 6.2 Закона N 1133-01-ЗМО органы местного самоуправления муниципального образования город Мурманск наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области по установлению регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования.
Постановлением Администрации от 29.10.2019 N 3575 установлен регулируемый тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск для Общества на 2020 год в размере 37 руб. 49 коп.
Постановлением Администрации от 19.11.2019 N 3860 определен тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в размере 33 руб. за одну перевозку пассажира, провоз одного места багажа.
Постановлением администрации города Мурманска от 19.11.2019 N 3860 для обучающихся установлена стоимость месячного льготного проездного билета в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в границах муниципального образования город Мурманск с 01.01.2020 в размере 825 руб.
Правила расходования средств, предоставляемых в виде субвенции, установлены Постановлением Правительства Мурманской области от 02.06.2010 N 261-ПП "Об утверждении правил расходования средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) в виде субвенций из областного бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из федерального бюджета, собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета" (далее - Постановление N 261-ПП).
В силу пункта 4 Постановления N 261-ПП муниципальные районы (городские округа) Мурманской области, получающие субвенции, возмещают перевозчику недополученные доходы в связи с предоставлением права льготного проезда обучающимся на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения в границах муниципального образования в соответствии с требованиями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с положениями статьи 78 БК РФ такое возмещение производится за счет средств субвенции в форме субсидии соответствующему перевозчику в порядке, установленном постановлением администрации города Мурманска от 27.02.2018 N 481.
При этом субсидия предоставляется в пределах субвенции, поступившей из областного бюджета на реализацию Закона Мурманской области от 26.10.2007 N 901-01-ЗМО "О предоставлении льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования обучающимся государственных областных и муниципальных образовательных организаций Мурманской области" (далее - Закон N 901-01-ЗМО).
Как обоснованно указали суды, иных источников финансирования возмещения перевозчику недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда обучающимся нормативными правовыми актами Мурманской области и муниципального образования город Мурманск не установлено.
Финансирование данной льготы относится к расходным обязательствам публично-правового образования Мурманская область.
Механизм возмещения расходов транспортной организации на предоставление права льготного проезда обучающимся предусмотрен Законом N 901-01-ЗМО. Данным законом утверждена Методика расчета объема субвенции, предоставляемой местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий.
Как установлено судами и следует из материалов дела, рассчитанные в соответствии с Методикой субвенции не полностью покрывают недополученные Обществом доходы, вызванные предоставлением права льготного проезда обучающимся в октябре - декабре 2020 года.
При расчете объема субвенции в соответствии с указанной Методикой применен тариф на перевозки пассажиров и багажа троллейбусами и автобусами в городском сообщении на одну перевозку в размере 33 рубля, установленный постановлением Администрации от 19.11.2019.
Из материалов дела видно, что требования Общества основаны на разнице между полной стоимостью проезда (экономически обоснованным тарифом) в размере 37 руб. 49 коп. и примененной для расчета субсидии провозной платой по регулируемому тарифу (платой, взимаемой перевозчиком с пассажира в салоне транспортного средства за разовую поездку, провоз багажа, то есть тарифом для потребителей (пассажиров) в размере 33 руб.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка, установленного постановлением от 01.09.2008 N 410-ПП "О предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов перевозчикам в связи с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан по единому социальному проездному билету на территории Мурманской области" (далее - Порядок) перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров автомобильным и электрическим транспортом общего пользования, при условии обеспечения перевозок льготных категорий граждан, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 названного Порядка, по единым социальным проездным билетам имеют право на получение субсидии.
Главным распорядителем бюджетных средств по данному виду расходов является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области (пункт 1.3 Порядка)
В силу пункта 1.2 Порядка N 410-ПП предоставление субсидий осуществляется в целях возмещения Перевозчику недополученных доходов в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка.
В пункте 2.1 Порядка N 410-ПП предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется на основании договора, заключенного между Распорядителем и Перевозчиком в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Мурманской области.
Такой договор между истцом и ответчиком заключен, документы для предоставления субсидии получены стороной Соглашения.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов субъекта Российской Федерации или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Как верно указали суды, финансирование льготного проезда обучающихся является расходным обязательством публично-правового образования Мурманская область, которое, являясь лицом, установившим право на льготный проезд по таким билетам, должно компенсировать Обществу недополученный им доход в виде разницы между экономически обоснованным тарифом на перевозку и провозной платой, взимаемой с пассажиров, уменьшенной на сумму предоставленных им льгот.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В этой связи довод Министерства о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу судами правомерно отклонен.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что доводы подателя кассационной жалобы выводов судов не опровергают и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального права.
Поскольку исследование доказательственной стороны спора к компетенции суда округа не относится, доводы Министерства, направленные на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств, не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2021 по делу N А42-1859/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 января 2022 г. N Ф07-17156/21 по делу N А42-1859/2021