26 января 2022 г. |
Дело N А56-18603/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Щуриновой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная корпорация "Лидер Северо-Запад" Панкиной В.С. (доверенность от 20.02.2022), от Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Пономаренко Г.В. (доверенность от10.01.2022), от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мурино" Коноковой Ф.Д. (доверенность от 09.09.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная корпорация "Лидер Северо-Запад" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А56-18603/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-строительная корпорация "Лидер Северо-Запад", адрес: 188660, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Бугры, Воронцовский бульвар, д. 11, корп. 1, пом. 7-Н, ОГРН 1147847002137, ИНН 7802847404 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, литера А, ОГРН 1037843016628, ИНН 7825681674 (далее - Комитет), о признании незаконным решения Комитета об отказе в установлении для Общества тарифов на услуги по транспортировке холодной воды и сточных вод на 2020 год и об обязании Комитета установить для Общества экономически обоснованные тарифы на услуги по транспортировке холодной воды и сточных вод на 2020 год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального округа "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мурино" (далее - ООО "УК "Мурино").
Решением от 08.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.10.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 08.07.2021 и постановление апелляционного суда от 12.10.2021, принять новый судебный акт, которым заявление удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что согласно пункту 17(1) Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", в редакции, действующей в спорный период, (далее - Правила N 406), для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось договоры на оказание услуг по транспортировке холодной воды, сточных вод к заявлению об установлении тарифов не прилагаются. Общество представило необходимые и достаточные доказательства, подтверждающие законность владения сетями водоснабжения и водоотведения, а также подтверждающие факт осуществления Обществом регулируемой деятельности. Расхождение данных о протяженности сетей водоснабжения и водоотведения не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для отказа в установлении тарифа.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "УК "Мурино" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Комитета и ООО "УК "Мурино" возражали против ее удовлетворения.
Администрация извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.06.2020 от Общества в Комитет поступило заявление (от 25.05.2020 N 973/20) об установлении тарифов на услуги по транспортировке питьевой воды и услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые Обществом в Бугровском сельском поселении Всеволожского района Ленинградской области, на 2020 год.
Тарифы на услуги определены в следующем размере: тариф на услуги по транзиту питьевой воды - 16,20 руб./куб.м; тариф на услуги по транзиту сточных вод - 22,40 руб./куб.м.
По результатам рассмотрения заявления Комитет направил Обществу письмо от 23.06.2020 N КТ-1-3497/2020 о необходимости предоставления дополнительных документов, а именно копии договоров, заключенных организацией водопроводно-канализационного хозяйства ООО "УК "Мурино" с абонентами, которые осуществляют прием холодной воды и отведение сточных вод по сетям Общества.
Письмом от 03.07.2020 N 1119/20 Общество представило договоры от 01.01.2020 N 172/ЕД-1/396-УКЭ, от 01.01.2020 N 173/ЕД-1/396-Б24, от 01.01.2020 N 174/ЕД1/396-Б24, от 01.01.2020 N 175/ЕД-1/396-Б24, от 01.01.2020 N 176/ЕД-1/396-Б24, по результатам рассмотрения которых Комитет открыл дела об установлении тарифов: дело N 36-В об установлении тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения (транспортировка воды) и дело N 390-К об установлении тарифов на услуги в сфере водоотведения (транспортировка сточных вод).
Комитет 27.08.2020 с участием Общества, председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области и организацией водопроводно-канализационного хозяйства провел рабочее совещание по вопросу регулирования тарифов Общества, по результатам которого Администрации поручено проинформировать Комитет об основании внесении сведений в схему водоснабжения, схему водоотведения муниципального образования "Бугровское сельское поселение" данных, не соответствующих представленных Обществом документов в части протяженности сетей, по которым осуществляется транспортировка холодной воды и сточных вод, а также технологическом присоединении сетей абонентов к сетям Общества, и вариантах устранения указанных несоответствий. Результаты рабочего совещания оформлены протоколом от 27.08.2020 N 5.
Комитет 18.11.2020 повторно провел заседание правления, по результатам которого было решено перенести рассмотрение вопроса об установлении Обществу спорных тарифов на 2020 год на очередное заседание Комитета.
Решением правления Комитета, оформленным протоколом заседания правления Комитета от 16.12.2020 N 32, Обществу отказано в установлении тарифов на оказание услуг по транспортировке холодной воды и сточных вод в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как следует из оспариваемого решения, причиной для отказа Обществу в установлении тарифов послужило отсутствие подтвержденного факта осуществления Обществом регулируемой деятельности (не представлены документы, подтверждающие пользование имуществом, договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности), а также получение информации от ООО "УК "Мурино" об отсутствие заключенных с Обществом соглашений о разграничении эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности к договорам водоснабжения и водоотведения между ООО "УК "Мурино" и абонентами.
Не согласившись с решением Комитета от 16.12.2020 N 32, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявления отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) тарифы на услуги в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения подлежат государственному регулированию.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким органом в Ленинградской области является Комитет (пункт 2.3 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274 (далее - Положение N 274).
В силу части 2 и 7 статьи 31 Закона N 416-ФЗ транспортировка воды и транспортировка стоков относятся к регулируемым видам деятельности. Тарифы на транспортировку воды и тарифы на транспортировку стоков подлежат государственному регулированию.
Как следует из пункта 27 Правил N 406, пункта 17 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э (далее - Регламент N 1154-э), решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов.
Как следует из пункта 4.6 Положения N 274, для определения основных направлений деятельности Комитета и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - правление Комитета.
Перечень вопросов, по которым правление Комитета уполномочено принимать решения в рамках своей компетенции, определен пунктом 3 приказа Комитета от 09.10.2017 N 122-п "Об утверждении порядка деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области" (далее - Порядок N 122-п).
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что оспариваемое решение принято Комитетом в соответствии с компетенцией и соответствует требованиям Порядка N 122-п.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил N 406 открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации.
Из содержания пунктов 14 и 16 Правил N 406 следует, что регулируемая организация направляет в орган тарифного регулирования заявление об установлении тарифов и прилагаемые к нему расчетные и обосновывающие документы и материалы (предложение об установлении тарифов) до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 Правил N 406 к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.
Согласно подпункту "м" пункта 17 Правил N 406 для целей установления тарифов в орган регулирования предоставляются документы, подтверждающие осуществление регулируемой деятельности.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что из представленных Обществом документов усматривается ряд противоречий, не позволяющих сделать вывод о соблюдении заявителем требований подпункта "а" пункта 17 Правил N 406.
Так, в ходе анализа документов, представленных Обществом во исполнение подпункта "а" пункта 17 Правил N 406 выявлены противоречивые данные о протяженности сетей, с использованием которых планируется осуществлять регулируемую деятельность по транспортировке воды и стоков.
В соответствии с выписками из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) Общество владеет на праве собственности сетями водоснабжения протяженностью 987 м. (выписка из ЕГРН от 07.02.2019), протяженностью 547 м. (выписка из ЕГРН от 29.01.2019), протяженностью 846 м. (выписка из ЕГРН от 12.04.2019), расположенными в пос. Бугры Всеволожского муниципального района Ленинградской области, то есть суммарная протяженность составляет 2380 м.
Вместе с тем в соответствии с утвержденной схемой водоснабжения пос. Бугры протяженность водопровода жилого комплекса "Светлановский" (далее - ЖК "Светлановский") от застройщика (Общества) и участка водопровода для ЖК "Светлановский" от Общества составляет 2354 м.
Также представлены сведения о праве собственности Общества в отношении хозяйственно-бытовой канализации протяженностью 1068 м (выписка из ЕГРН от 07.02.2019), хозяйственно-бытовой канализации протяженностью 506 м (выписка из ЕГРН от 29.01.2019), хозяйственно-бытовой канализации протяженностью 815 м (выписка из ЕГРН от 12.04.2019), которые расположены в пос. Бугры Всеволожского муниципального района Ленинградской области, то есть суммарная протяженность составляет 2389 м.
При этом в представленном Обществом для целей установления тарифов расчете протяженности указано, что протяженность сетей хозяйственно-бытовой канализации составляет 2388,85 м., а в соответствии с утвержденной схемой водоотведения протяженность канализационной сети Общества составляет 2411,85 м.
Таким образом, выявлены противоречивые данные о протяженности сетей, с использованием которых Общество планирует осуществлять регулируемую деятельность по транспортировке воды и стоков, которые не были устранены. Протяженность сетей имеет существенное значение при установлении тарифа, поскольку влияет на его размер.
Также суды установили, что в схеме водоотведения указано, что хозяйственно-бытовые стоки ЖК "Светлановский" от коллектора Общества передаются с помощью канализационно-насосной станции К1 в коллектор ООО "УК "Мурино", где проходят очистку и сбрасываются. Указанное обстоятельство противоречит тому, как организовано водоснабжение и водоотведение потребителей ЖК "Светлановский", согласно представленным для целей установления тарифов материалам и документам.
Апелляционный суд обоснованно указал на то, что названные обстоятельства свидетельствуют о выявленных органом тарифного регулирования противоречиях в представленных в качестве правоустанавливающих документах к заявлению Общества об установлении тарифов на транспортировку воды и стоков, что не позволяет сделать вывод о соблюдении заявителем требований подпункта "а" пункта 17 Правил N 406.
Неподтверждение регулируемой организацией одного из условий установления тарифа исключает возможность его установления и является основанием для отказа в установлении тарифа в силу пункта 10 Регламента N 1154-э.
Из материалов дела следует и стороны нет оспаривают, что одним из основных видов деятельности истца является строительство многоквартирных жилых домов.
При рассмотрении настоящего спора следует учитывать, что сети, в отношении которых истец просит установить тариф на услуги по транспортировке холодной воды и сточных вод, построены исключительно для осуществления подключения вновь построенных многоквартирных домов к системе централизованного водоснабжения и водоотведения и оказания населению этих домов коммунальных услуг.
В силу пункта 17(1) Правил N 406 при установлении тарифов для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, документы, указанные в подпунктах "л" - "н" пункта 17 названных Правил к заявлению об установлении тарифов не прилагаются.
Ошибочный вывод судов о том, что в данном случае истец должен представить документы, предусмотренные подпунктом "м" пункта 17 Правил N 406, не привел к принятию неправильного судебного акта.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что оспариваемое решение Комитета не нарушает прав и законных интересов истца.
Апелляционный суд обоснованно указал на то, что заявленное Обществом требование об обязании Комитет установить тарифы на услуги по транспортировке холодной воды и сточных вод на 2020 год является неисполнимым и противоречит действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 406 решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.
Решение об установлении тарифов принимается в форме нормативного правового акта органа тарифного регулирования.
Таким образом, принимая нормативный акт об установлении тарифов в текущем периоде (2021 году) Комитет не вправе распространять его действие на прошедший период (2020 год).
С учетом конкретных обстоятельств дела суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 по делу N А56-18603/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФСК "Лидер Северо-Запад" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд обоснованно указал на то, что названные обстоятельства свидетельствуют о выявленных органом тарифного регулирования противоречиях в представленных в качестве правоустанавливающих документах к заявлению Общества об установлении тарифов на транспортировку воды и стоков, что не позволяет сделать вывод о соблюдении заявителем требований подпункта "а" пункта 17 Правил N 406.
Неподтверждение регулируемой организацией одного из условий установления тарифа исключает возможность его установления и является основанием для отказа в установлении тарифа в силу пункта 10 Регламента N 1154-э.
...
В силу пункта 17(1) Правил N 406 при установлении тарифов для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, документы, указанные в подпунктах "л" - "н" пункта 17 названных Правил к заявлению об установлении тарифов не прилагаются.
Ошибочный вывод судов о том, что в данном случае истец должен представить документы, предусмотренные подпунктом "м" пункта 17 Правил N 406, не привел к принятию неправильного судебного акта.
...
В соответствии с пунктом 33 Правил N 406 решение об установлении тарифов не имеет обратной силы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2022 г. N Ф07-17518/21 по делу N А56-18603/2021