28 января 2022 г. |
Дело N А42-11063/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Сергеевой И.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Мурманску Клюшкина Н.В. (доверенность от 30.12.2021), от Комаревича Александра Петровича - адвоката Афанасьева Д.Б. (доверенность от 11.03.2021),
рассмотрев 19.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 по делу N А42-11063/2020,
УСТАНОВИЛ:
Комаревич Александр Петрович обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, адрес: 183038, г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 4, ОГРН 1045100223850, ИНН 5190100360 (далее - Инспекция), и Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - Управление), с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Инспекции от 05.11.2019 N 1683 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью "Армада Мурманск", адрес: 183034, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 33, ОГРН 1125190013629, ИНН 5190011695 (далее - Общество), из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), о признании незаконными действий Инспекции по исключению Общества из ЕГРЮЛ, а также об обязании Инспекции внести в ЕГРЮЛ запись о недействительности записи от 21.02.2020 за государственным регистрационным номером (далее - ГРН) 2205100021146 о прекращении деятельности Общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Кукло Алексей Кириллович.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Комаревич А.П. заявил об отказе от требований к Управлению.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 01.06.2021 принят отказ заявителя от требований к Управлению, производство по делу в отношении Управления прекращено; требования Комаревича А.П. к Инспекции удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 01.06.2021 и постановление от 16.09.2021, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Комаревичем А.П. требований.
Податель жалобы считает, что оспариваемые заявителем решения и действия Инспекции соответствует положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), и что у Инспекции имелись основания для внесения записи о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Комаревича А.П. возражал против ее удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 26.09.2012.
Участниками Общества являются Комаревич А.П. и Кукло А.К. с долями в уставном капитале по 50 % у каждого.
В ЕГРЮЛ содержатся также сведения о Кукло А.К. как генеральном директоре Общества.
В Инспекцию 07.11.2016 поступило заявление Кукло А.К. о недостоверности сведений о нем как руководителе Общества.
На основании указанного заявления 14.11.2016 в реестр была внесена запись о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества.
В дальнейшем Инспекцией было принято решение от 13.05.2019 N 883 о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ в связи с наличием в реестре записи о недостоверности сведений о юридическом лице.
27.06.2019 Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2195190144873 о недостоверности сведений об адресе Общества, содержащихся в реестре.
17.07.2019 Комаревичем А.П. в Инспекцию были поданы возражения относительно исключения Общества из ЕГРЮЛ.
С учетом поступивших от Комаревича А.К. возражений Инспекцией было принято решение от 24.07.2019 о прекращении процедуры исключения Общества из реестра, о чем в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 2195190158106.
Инспекция 05.11.2019 приняла решение N 1683 о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ со ссылкой на наличие в реестре сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
21.02.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2205100021146 о прекращении деятельности Общества (исключении его из ЕГРЮЛ в связи с наличием в реестре сведений о недостоверности данных).
Комаревич А.П. 18.03.2020 обжаловал решения Инспекции в Управление.
Решением Управления от 07.04.2020 N 108 в удовлетворении жалобы Комаревича А.П. отказано.
Ссылаясь на то, что действиями по исключению Общества из указанного реестра нарушены его права и законные интересы, Комаревич А.П. обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, посчитав, что исключение Общества из ЕГРЮЛ произведено Инспекцией в нарушение требований Закона N 129-ФЗ и без соблюдения предусмотренного названным Законом порядка, удовлетворил требования заявителя к Инспекции.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно положениям части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременно как их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение указанными актами, решениями, действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом N 129-ФЗ.
Статьей 21.1 названного Закона установлены основания и порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
В силу подпункта "б" пункта 5 названной статьи предусмотренный этой статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Согласно пункту 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии оснований для исключения юридического лица из реестра в административном порядке регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Исходя из приведенных положений пункта 4 статьи 21.1, пункта 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо не может быть исключено из реестра в случае поступления соответствующих мотивированных возражений от заинтересованных лиц.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П, решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2021 N 305-ЭС21-7837, повторная процедура исключения юридического лица из реестра в соответствии со статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ не может быть инициирована регистрирующим органом ранее истечения предусмотренного этой статьей срока со дня прекращения предыдущей процедуры.
Как установили суды и подтверждается материалами деле, решение от 05.11.2019 N 1683 о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ было принято менее чем через шесть месяцев с момента внесения записи от 27.06.2019 за ГРН 2195190144873 о недостоверности сведений об адресе Общества, содержащихся в реестре.
Суды также учли, что после принятия Инспекцией решения от 13.05.2019 об исключении Общества из ЕГРЮЛ в связи с наличием в этом реестра сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности, процедура исключения Общества из ЕГРЮЛ была прекращена регистрирующим органом 24.07.2019 в связи с поступлением возражений заинтересованного лица, и что повторная процедура исключения была инициирована спустя незначительный период времени (05.11.2019) - менее чем через четыре месяца с даты прекращения первой.
На основании установленных при рассмотрении дела обстоятельств суды правомерно посчитали, что повторная процедура исключения Общества из ЕГРЮЛ по мотиву недостоверности сведений о нем в реестре была инициирована Инспекцией ранее истечения периода, предусмотренного статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, и что допущенное Инспекцией нарушение порядка, установленного названной нормы, привело к ограничению прав заявителя.
При таком положении суды обоснованно удовлетворили заявленные Комаревичем А.П. требования.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 по делу N А42-11063/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2021 N 305-ЭС21-7837, повторная процедура исключения юридического лица из реестра в соответствии со статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ не может быть инициирована регистрирующим органом ранее истечения предусмотренного этой статьей срока со дня прекращения предыдущей процедуры.
...
На основании установленных при рассмотрении дела обстоятельств суды правомерно посчитали, что повторная процедура исключения Общества из ЕГРЮЛ по мотиву недостоверности сведений о нем в реестре была инициирована Инспекцией ранее истечения периода, предусмотренного статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, и что допущенное Инспекцией нарушение порядка, установленного названной нормы, привело к ограничению прав заявителя.
...
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.06.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 по делу N А42-11063/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 января 2022 г. N Ф07-18688/21 по делу N А42-11063/2020