02 февраля 2022 г. |
Дело N А42-1257/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Щуриновой С.Ю.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Сергеевой А.А. (доверенность от 10.01.2022 N 8),
рассмотрев 01.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021 по делу N А42-1257/2021,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Полярные зори с подведомственной территорией "Энергия", адрес: 184230, Мурманская область, город Полярные зори, улица Промышленная, дом 1, квартира 17, ОГРН 1155190009424, ИНН 5117000065 (далее - Предприятие, истец), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управлением имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение, ответчик), о взыскании 1 435 498 руб. 02 коп. задолженности за жилищно-коммунальные услуги, оказанные в период с 01.07.2020 по 31.12.2020 в незаселенных квартирах, расположенных в жилых домах по адресам: Мурманская область, населенный пункт Африканда: улица Гвардейская, дом 3А, улица Кирова, дом 2 и улица Октябрьская, дом 11.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное казенное учреждение "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство), федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ").
Решением суда первой инстанции от 23.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.10.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Как указывает податель жалобы, объем и стоимость предъявленного ко взысканию коммунального ресурса не подтверждены надлежащими доказательствами. Предприятие не представило в материалы дела доказательства того, что спорные квартиры являются не заселенными.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является поставщиком тепловой энергии, в том числе в границах населенных пунктов Африканда, Африканда-1 Мурманской области.
В собственности Российской Федерации находятся жилые дома N 3А на ул. Гвардейская, N 2 на ул. Кирова и N 11 на ул. Октябрьская в населенном пункте Африканда Мурманской области, что подтверждается свидетельствами о регистрации права.
Согласно разделу XI технических паспортов спорные многоквартирные дома ранее находились на балансе федерального государственного учреждения "Мончегорская квартирно-эксплуатационная часть (района)".
В соответствии с пунктом 3 приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 Учреждение реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, в том числе путем присоединения федерального государственного учреждения "Мончегорская квартирно-эксплуатационная часть (района)".
Указанная информация также подтверждается общедоступными сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Приказом директора Департамента военного имущества Министерства от 16.10.2019 N 2151 прекращено право оперативного управления Учреждения на спорные жилые дома с одновременным закреплением 226 квартир на праве оперативного управления за Учреждением.
В период с 01.07.2020 до 31.12.2020 квартиры, перечень которых указан в расчете исковых требований, были не заселены, а тепловая энергия, поставленная Предприятием с целью оказания коммунальных услуг, не оплачена.
По расчету Предприятия задолженность за оказанные в период с 01.07.2020 по 31.12.2020 коммунальные услуги составляет 1 435 498 руб. 02 коп.
Неисполнение Учреждением требований претензии об оплате задолженности явилось основанием для предъявления настоящего иска.
Суды установил факт поставки Предприятием коммунального ресурса и в отсутствие доказательств его оплаты удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539-547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Статей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Исходя из смысла статей 210 и 296 ГК РФ и правовой позиции, изложенной в пункте 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования части 3 статьи 30, частей 1 - 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1). Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2).
На основании статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1).
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что на Учреждение, в оперативном управлении которого находятся спорные помещения, законом возложена обязанность нести коммунальные расходы.
Судами установлено, что факт предоставления Предприятием коммунальных услуг подтверждается материалами дела и Учреждением не оспаривается. Доказательств направления Предприятию в спорный период каких-либо заявлений или претензий о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в материалы дела не представлено.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Учреждение, ссылаясь в кассационной жалобе на отсутствие доказательств того, что спорные квартиры являются пустующими, доказательств заселения их по договорам найма не представило.
Управляющей организацией в отношении домов, в которые осуществлялась поставка коммунального ресурса, является ФГБУ "ЦЖКУ", которое в отзыве на исковое заявление сообщило, что обязательство по оплате коммунальных услуг по пустующим помещениям, находящимся в собственности Российской Федерации, распоряжение которыми осуществляет Министерство, возложено на Учреждение.
С учетом установленных обстоятельств дела суды правомерно удовлетворили иск.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2021 по делу N А42-1257/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1). Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2).
На основании статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1).
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 февраля 2022 г. N Ф07-19580/21 по делу N А42-1257/2021