10 февраля 2022 г. |
Дело N А42-4907/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 08.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2021 по делу N А42-4907/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (ранее - публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"), адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, адрес: 183039, г. Мурманск, ул. Академика Книповича, д. 9А, ОГРН 1025100848630, ИНН 5191501854 (далее - Управление), от 25.05.2021 по делу N 051/04/9.21-283/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 23.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.11.2021, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 23.08.2021 и постановление от 01.11.2021, принять по делу новый судебный акт - о признании незаконными и отмене оспариваемого постановления.
По мнению подателя кассационной жалобы, в совершении административного правонарушения нет вины Общества, поскольку оно осуществляло действия по технологическому присоединению энергопринимающего устройства Бейсовой Ольги Евгеньевны; Общество разрабатывало инвестиционную программу, осуществляло поиск альтернативных способов технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя, что не может расцениваться как уклонение от осуществления мероприятий по такому присоединению; на момент вынесения оспариваемого постановления истек срок давности привлечения к административной ответственности, а административное правонарушение вопреки выводу судов не являлось длящимся; Общество не нарушало пункт 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), поскольку заключило с Бейсовой О.Е. договор об осуществлении технологического присоединения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Общество и Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество (сетевая организация) и Бейсова О.Е. (заявитель) 21.03.2018 заключили договор N 43-009541/18 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор), по условиям которого сетевая организация обязалась осуществить технологическое присоединение к своим сетям энергопринимающего устройства заявителя, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 51:01:2701001:0048 по адресу: Мурманская обл., Кольский р-н, 9-й км автодороги Кола - Туманный.
В силу пункта 5 Договора срок выполнения мероприятий по нему составлял 1 год со дня его заключения.
Согласно пункту 6.1 Договора сетевая организация обязалась выполнить мероприятия по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположено указанное в технических условиях присоединяемое энергопринимающее устройство заявителя, а также урегулировать отношения с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 8.1 Договора заявитель обязался выполнить возложенные на него мероприятия по технологическому присоединению в границах земельного участка, на котором расположено энергопринимающее устройство.
Пунктами 13.1 - 13.2 технических условий, являющихся неотъемлемой частью Договора, предусмотрены обязанности сетевой организации проложить линию электропередачи напряжением 6 кВ от фидера 18 опоры воздушной линии электропередачи напряжением 6 кВ подстанции 108 до места установки трансформаторной подстанции; на первой отпаечной опоре проектируемой линии электропередачи установить разъединитель; установить трансформаторную подстанцию; в распределительном устройстве вновь построенной трансформаторной подстанции установить рубильник, автоматический выключатель, трехфазный счетчик электрической энергии, трансформаторы тока; протянуть от распределительного устройства построенной трансформаторной подстанции до границы земельного участка заявителя линию электропередачи напряжением 0,4 кВ; установить у границы земельного участка заявителя опору линии электропередачи, а на ней - воздушный (кабельный) ввод; перед присоединением провести необходимые наладочные работы и профилактические испытания оборудования.
Дополнительным соглашением от 23.05.2019 к Договору стороны согласовали технические условия к нему в новой редакции.
В поступившем 03.03.2021 в Управление заявлении Бейсова О.Е. сообщила о длительном неисполнении Обществом обязанностей по технологическому присоединению ее энергопринимающего устройства.
Управление, усмотрев в действиях Общества нарушение пункта 3 Правил N 861, возбудило в отношении сетевой организации дело N 051/04/9.21-283/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 19.04.2021 составило протокол об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 25.05.2021 по делу об административном правонарушении N 051/04/9.21-283/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 300 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций признали доказанными Управлением состав и событие вмененного Обществу административного правонарушения, не установили процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, в связи с чем отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде 100 000 - 500 000 руб. административного штрафа за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке - на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер; договор является публичным.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861, в соответствии с пунктом 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
В пункте 14 Правил N 861 указано, что заявителями являются физические лица, направляющие сетевой организации заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные указанными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В соответствии с пунктами 5, 23 Договора технологическое присоединение энергопринимающего устройства Бейсовой О.Е. должно было состояться не позднее 05.04.2019.
Исследовав обстоятельства дела, Управление пришло к выводу о длительном неосуществлении Обществом мероприятий по технологическому присоединению объекта Бейсовой О.Е.
Как указало Общество, для осуществления технологического присоединения объекта Бейсовой О.Е. оно подготовило инвестиционный проект по строительству предусмотренной техническими условиями к Договору инфраструктуры.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в декабре 2019 года - январе 2020 года (спустя значительное время после истечения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению) Общество провело закупку с целью определения подрядной организации для строительства линий электропередачи, трансформаторной подстанции для осуществления технологического присоединения объекта Бейсовой О.Е. Закупка не состоялась в связи с отсутствием заявок на участие в ней.
В апреле 2020 года закупка по определению подрядной организации для выполнения соответствующих работ проводилась дважды, по итогам переговоров с подрядными организациями Общество откорректировало техническое задание в части сроков выполнения и объемов работ, после чего договор подряда был заключен с обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Энергокомплект - Сервис".
При прокладке трассы будущей линии электропередачи ООО "Энергокомплект - Сервис" столкнулось с трудностями при получении разрешительных документов на прокладку такой линии по землям лесного фонда. В связи с истечением срока действия договора Общества с ООО "Энергокомплект - Сервис" и невыполнением предусмотренных данным договором работ подрядчику 16.03.2021 было направлено уведомление об отказе от исполнения договора.
Поблизости с земельным участком Бейсовой О.Е. располагается земельный участок федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району" (далее - Учреждение), с которым Общество 25.08.2020 заключило договор об осуществлении технологического присоединения.
Для выполнения обязательств по технологическому присоединению объектов Учреждения Общество 01.03.2021 заключило договор подряда с ООО "Энергосетьстрой".
Согласно представленным Обществом сведениям на момент рассмотрения Управлением дела об административном правонарушении ООО "Энергосетьстрой" осуществляло разработку проекта прокладки линии электропередачи с учетом присоединения энергопринимающего устройства Бейсовой О.Е.
Таким образом, на момент обращения Бейсовой О.Е. к Управлению предусмотренные техническими условиями к Договору мероприятия по технологическому присоединению ее энергопринимающего устройства не были начаты.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 2 этой статьи.
В кассационной жалобе Общество настаивает на отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, поскольку оно предпринимало все необходимые меры для исполнения обязательств по Договору.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос наличия вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении и судами в ходе судебного разбирательства.
Как отметили суды, материалы дела не содержат доказательств существования объективных причин, не позволивших осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающего устройства заявителя, принятия Обществом исчерпывающих мер, направленных на выполнение принятых на себя по Договору обязательств.
Вывод судов о наличии или отсутствии вины Общества во вмененном ему административном правонарушении связан с оценкой доказательств по делу и установлением его фактических обстоятельств.
Довод Общества об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ направлен на иную оценку установленных судами фактических обстоятельств.
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности Управление не допустило. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, позволяющих заменить назначенный ему штраф на предупреждение, признать совершенное административное правонарушение малозначительным, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Суды обоснованно отклонили довод Общества об истечении предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку в рассматриваемом случае вмененное Обществу правонарушение (нарушение пункта 3 Правил N 861) заключается не в нарушении предусмотренного в Правилах N 861 и Договоре срока технологического присоединения объекта, а в длящемся уклонении от выполнения технологического присоединения энергопринимающего устройства Бейсовой О.Е.
Назначенное Обществу с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела наказание в виде 300 000 руб. штрафа отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2021 по делу N А42-4907/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности Управление не допустило. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, позволяющих заменить назначенный ему штраф на предупреждение, признать совершенное административное правонарушение малозначительным, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Суды обоснованно отклонили довод Общества об истечении предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку в рассматриваемом случае вмененное Обществу правонарушение (нарушение пункта 3 Правил N 861) заключается не в нарушении предусмотренного в Правилах N 861 и Договоре срока технологического присоединения объекта, а в длящемся уклонении от выполнения технологического присоединения энергопринимающего устройства Бейсовой О.Е.
Назначенное Обществу с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела наказание в виде 300 000 руб. штрафа отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2022 г. N Ф07-123/22 по делу N А42-4907/2021