10 февраля 2022 г. |
Дело N А56-4112/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Корабухиной Л.И. Родина Ю.А.,
при участии от Кингисеппской таможни представителя Сассиан М.В. (доверенность от 09.11.2020 N 134), от общества с ограниченной ответственностью "Мется Форест Санкт-Петербург" представителя Дорошенко Л.А. (доверенность от 10.11.2020),
рассмотрев 03.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кингисеппской таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 по делу N А56-4112/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мется Форест Санкт-Петербург", адрес: 190005, Санкт-Петербург, 6-я Красноармейская ул., д. 5-7, лит. А, пом. 2-Н, ком. 95, ИНН 7825420672, ОГРН 1027809225399 (далее - ООО "Мется Форест Санкт-Петербург", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ), о признании недействительными решений Кингисеппской таможни, адрес: 188480, Ленинградская обл., г. Кингисепп, Б. Гражданская ул., д. 5, ОГРН 1024701427376, ИНН 4707011004, (далее - Таможня), от 13.01.2021 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларациях на товары (далее - ДТ) N 10218040/190218/0003497, 10218040/070518/0008436, а также об обязании Таможни восстановить нарушенные права Общества путем возврата незаконно взысканной суммы таможенных платежей в размере 30 200 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 27.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 30.09.2021 решение суда от 27.04.2021 отменено, заявленные требования удовлетворены: оспариваемые решения таможенного органа признаны недействительными, на Таможню возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем возврата взысканной суммы таможенных платежей в размере 30 200 000 руб.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 30.09.2021, решение суда первой инстанции от 27.04.2021 оставить в силе, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, Общество при декларировании и перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) неправомерно использовало лицензии, выданные Министерством промышленной торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг), поскольку после их получения адрес Общества изменился, в связи с чем заявитель был обязан получить новые лицензии. Апелляционный суд не учел, что место нахождения Общества изменилось, поскольку изменился муниципальный округ (внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга), в котором находится адрес заявителя: раньше местом нахождения Общества являлся муниципальный округ Екатерингофский в Санкт-Петербурге, а теперь - муниципальный округ Измайловское.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, полагая обжалуемое постановление законным и обоснованным, просило оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение обязательств по контракту от 04.12.2017 N 203/18, заключенному с компанией "МЕТСЯЛИИТТО ОСУУСКУНТА" (Финляндия), Общество поместило под таможенную процедуру экспорта, задекларировав по временным таможенным декларациям (ВТД) N 10218040/140218/0003235, 10218040/090418/000702 (впоследствии поданы декларации на товары (ДТ) N 10218040/190218/0003497, 10218040/070518/0008436) товар N 1 "прочие лесоматериалы (балансы) из ели обыкновенной "Picea abies Karst", код 4403 23 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС, и товар N 2 "прочие лесоматериалы (балансы) из сосны обыкновенной вида "Pinus sylvestris L.", код 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таможенные пошлины уплачены Обществом исходя из ставок вывозных таможенных пошлин, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", согласно которому товары, классифицируемые по коду 4403 23 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС, облагаются вывозной таможенной пошлиной в размере 80% от таможенной стоимости товара, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м, а на товары, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом - в размере 13% от таможенной стоимости товара соответственно; товары, классифицируемые по коду 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС, облагаются вывозной таможенной пошлиной в размере 80% от таможенной стоимости товара, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м, а на товары, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом - в размере 15% от таможенной стоимости товара соответственно.
Для применения ставок таможенных пошлин в размере 13% и 15% от таможенной стоимости товаров Общество представило в таможенный орган разовые лицензии Минпромторга от 10.01.2018 N 282RU17002011794, 281RU17002011795 на вывоз в страны ЕС лесоматериалов из сосны и ели обыкновенной в период с 10.01.2018 по 31.12.2018;
В лицензиях к графе 5 "Заявитель" указан юридический адрес Общества: 190103, Санкт-Петербург, 10-я Красноармейская ул., д. 22 литер А.
В дальнейшем в ходе камеральной проверки (акт N 10218000/210/041220/А000019) Таможня пришла к выводу об отсутствии оснований для применения в отношении вывезенного товара льготных ставок таможенных пошлин на основании упомянутых лицензий, поскольку указанные в лицензиях сведения об адресе Общества не соответствовали сведениям о месте нахождения Общества, указанным в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), а именно: 12.02.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, согласно которым адрес Общества изменен на Санкт-Петербург, ул. 6-я Красноармейская, д. 5-7, литер А, помещение 2-Н, ком. 95.
Установив, что после получения лицензий адрес Общества изменился, таможенный орган пришел к выводу о том, что заявитель не исполнил обязанность по прекращению действия лицензий в связи с изменением сведений о месте нахождения юридического лица и не принял меры по получению в Минпромторге новых лицензий, содержащих достоверные сведения, и осуществил декларирование товаров по спорным ДТ с представлением разовых экспортных лицензий, в которых сведения о месте нахождения Общества не соответствовали действительности.
Таможня сочла, что лицензии Минпромторга от 10.01.2018 N 282RU17002011794, 281RU17002011795 не могли применяться в отношении товаров, вывезенных Обществом с таможенной территории ЕАЭС после 12.02.2018, а также не могли являться основанием для применения льготных ставок вывозной таможенной пошлины в отношении товаров по ДТ N 10218040/190218/0003497 и 10218040/070518/0008436.
С учетом изложенного Таможня приняла решения от 13.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, обязав Общество внести изменения в декларации и уплатить таможенные платежи в сумме 30 876 179,94 руб. Впоследствии в безакцептном порядке со счета Общества списаны таможенные платежи в общей сумме 30 200 000 руб. по ДТ N 10218040/190218/0003497, 10218040/070518/0008436.
Посчитав решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав правильными выводы таможенного органа об изменении в учредительных документах места нахождения заявителя, ввиду чего декларанту следовало получить новые лицензии, поскольку ранее оформленные лицензии не могли применяться при декларировании товаров после внесения в ЕГРЮЛ упомянутых изменений.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что представленные при таможенном декларировании лицензии не могли применяться при декларировании вывезенных партий лесоматериалов, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы таможенного органа.
В пункте 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно статье 351 ТК ЕАЭС таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают и выполняют на таможенной территории ЕАЭС функции и задачи по обеспечению соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а также по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, в раздел 2.28 которого включены ель обыкновенная вида "Picea abies Karst." (коды 4403 23 110 0, 4403 23 190 0, 4403 24 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС), а также сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L." (коды 4403 21 110 0, 4403 21 190 0, 4403 22 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС). Ограничения применяется в отношении товаров, происходящих из государства-члена ЕАЭС, устанавливающего тарифную квоту на экспорт в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации, в порядке, установленном законодательством этого государства.
Использование тарифной квоты экспортерами осуществляется на основании экспортной лицензии, выданной компетентными органами России (пункт 1 статьи 8 Протокола между Правительством Российской Федерации и Европейским Союзом о технических модальностях во исполнение Соглашения в форме обмена письмами между Российской Федерацией и Европейским Союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский Союз, подписанного в г. Женеве 16.12.2011; далее - Протокол о модальностях).
В пункте 3 статьи 8 Протокола о модальностях определен перечень документов, представляемых для получения указанной лицензии, а именно: надлежаще заполненное заявление, копия контракта, копия документа о постановке экспортера на учет в налоговых органах, копия документа на оплату лицензионного сбора. Вместе с перечисленными документами для получения экспортной лицензии экспортером представляется разрешение на квоту, предоставленную импортеру в соответствии со статьей 5 Протокола о модальностях.
Согласно пункту 4 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации.
Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В отношении товаров с кодами 4403 21 110 0, 4403 21 190 0, 4403 22 100 0, 4403 23 110 0, 4403 23 190 0, 4403 24 100 0 ТН ВЭД применяется ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80% таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м, а при наличии лицензии, выданной Минпромторгом, - 13% таможенной стоимости (в отношении ели) и 15% (в отношении сосны) (постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Распределение тарифных квот осуществляется в порядке, предусмотренном международным договором Российской Федерации, посредством выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разовых лицензий (пункт 2 Правил распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779; далее - Правила N 779).
При этом, в силу пункта 3 Правил N 779 лицензия выдается в порядке, установленном Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 17 Правил выдачи лицензий внесение изменений в выданные лицензии, в том числе по причинам технического характера, не допускается.
Согласно пункту 18 Правил выдачи лицензий в случае если внесены изменения в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменены паспортные данные заявителя, являющегося физическим лицом, заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.
В пункте 19 Правил выдачи лицензий предусмотрено, что уполномоченный орган вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии, в том числе в случаях: обращения заявителя, представленного в письменной форме или в форме электронного документа, если это предусмотрено законодательством государства-члена; внесения изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменения паспортных данных заявителя, являющегося физическим лицом.
В данном случае таможенный орган и суды установили, что в графе 5 лицензий Минпромторга от 10.01.2018 N 282RU17002011794, 281RU17002011795 указан адрес Общества: 190103, Санкт-Петербург, ул. 10-я Красноармейская, д. 22, литер А.
После получения лицензий в ЕГРЮЛ 12.02.2018 внесена запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы Общества, согласно которым юридический адрес ООО "Мется Форест Санкт-Петербург" изменен на 190005, Санкт-Петербург, ул. 6-я Красноармейская, д. 5-7, литер А, помещение 2-Н, ком. 95.
Установив изложенное, таможенный орган пришел к выводу, что лицензии Минпромторга от 10.01.2018 N 282RU17002011794, 281RU17002011795 не могли применяться в отношении товаров, вывозимых Обществом с таможенной территории ЕАЭС после 12.02.2018, а, следовательно, не имелось оснований для применения ставок вывозной таможенной пошлины в размере 13% и 15% от таможенной стоимости в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10218040/190218/0003497, 10218040/070518/0008436. Соответственно, в отношении товаров по ДТ N 10218040/190218/0003497, 10218040/070518/0008436, подлежит применению ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80% от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м вывозимых лесоматериалов.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом не согласился, правомерно руководствуясь следующим.
В силу положений пунктов 18 и 19 Правил выдачи лицензий прекращение действия ранее выданной лицензии и оформление новой лицензии производится в случае внесения изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица, а именно: в случае изменения организационно-правовой формы, наименования либо места нахождения юридического лица.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 ГК РФ), определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.
Поскольку положениями актов международного права, регулирующих лицензирование внешнеэкономической деятельности, а также положениями Правил выдачи лицензий не раскрываются понятия "место нахождения юридического лица" и "юридический адрес" (которые, исходя из их буквального толкования, несут различную смысловую нагрузку), суд посчитал правомерным применение к рассматриваемым правоотношениям норм национального законодательства, содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 54 ГК РФ и приведенных разъяснений суд обоснованно заключил, что местом нахождения ООО "Мется Форест Санкт-Петербург" является город Санкт-Петербург (пункт 1.3 Устава в редакции от 26.01.2018, пункт 5 Устава в редакции от 09.03.2012). При этом какие-либо изменения относительно места нахождения Общества не производились и в учредительные документы не вносились. Изменения, внесенные в учредительные документы и в ЕГРЮЛ в феврале 2018 года, касались адреса юридического лица, но не его места нахождения в смысле, придаваемом данному понятию статьей 54 ГК РФ. Местом нахождения Общества остался город Санкт-Петербург.
Как правильно указал апелляционный суд, изменение адреса Общества, повлекшее изменение муниципального округа, в котором находится адрес Общества (ранее адрес Общества находился в муниципальном округе Екатерингофский, а после 12.02.2018 в муниципальном округе Измайловское), не повлекло изменения места нахождения Общества, которым в данном случае является город Санкт-Петербург (а не конкретная внутригородская территория города федерального значения Санкт-Петербург).
При таких обстоятельствах следует признать, что в связи с внесением изменений в учредительные документы и в ЕГРЮЛ в феврале 2018 года у Общества не возникла предусмотренная пунктом 18 Правил выдачи лицензий обязанность по обращению в уполномоченный орган с заявлением о прекращении действия выданных лицензий и оформлении новых лицензий, а у уполномоченного органа не возникли предусмотренные пунктом 19 Правил выдачи лицензий основания для принятия решения о прекращении действия лицензии, поскольку изменение места нахождения Общества не произошло, а перемена его адреса в пределах места его нахождения (город Санкт-Петербург) с внесением таких изменений в ЕГРЮЛ не влечет прекращение действия ранее выданных лицензий от 10.01.2018 N 282RU17002011794, 281RU17002011795.
При отсутствии иных оснований для прекращения или приостановления действия названных лицензий, предусмотренных Правилами выдачи лицензий, такие лицензии являются действительными, предоставляющими Обществу в соответствии с пунктом 8 Правил N 779 право на использование тарифной квоты по ставкам 13% и 15% от таможенной стоимости товаров.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении Обществом установленных таможенным законодательством запретов и ограничений, правомерном применении по спорным ДТ льготных ставок вывозной таможенной пошлины. Следовательно, у таможенного органа отсутствовали основания для принятия оспариваемых решений от 13.01.2021 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ N 10218040/190218/0003497, 10218040/070518/0008436, и применения в отношении вывезенных лесоматериалов ставки вывозной таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемые решения таможенного органа недействительными и возложив на заинтересованное лицо обязанность возвратить заявителю из бюджета излишне уплаченные суммы таможенных платежей.
Выводы апелляционного суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 по делу N А56-4112/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Кингисеппской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений статьи 54 ГК РФ и приведенных разъяснений суд обоснованно заключил, что местом нахождения ООО "Мется Форест Санкт-Петербург" является город Санкт-Петербург (пункт 1.3 Устава в редакции от 26.01.2018, пункт 5 Устава в редакции от 09.03.2012). При этом какие-либо изменения относительно места нахождения Общества не производились и в учредительные документы не вносились. Изменения, внесенные в учредительные документы и в ЕГРЮЛ в феврале 2018 года, касались адреса юридического лица, но не его места нахождения в смысле, придаваемом данному понятию статьей 54 ГК РФ. Местом нахождения Общества остался город Санкт-Петербург.
...
При отсутствии иных оснований для прекращения или приостановления действия названных лицензий, предусмотренных Правилами выдачи лицензий, такие лицензии являются действительными, предоставляющими Обществу в соответствии с пунктом 8 Правил N 779 право на использование тарифной квоты по ставкам 13% и 15% от таможенной стоимости товаров."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 февраля 2022 г. N Ф07-19649/21 по делу N А56-4112/2021