г. Санкт-Петербург |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А56-4112/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Згурской М.Л., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: Дорошенко Л.А. по доверенности от 10.11.2020
от заинтересованного лица: Тимошенко С.С. по доверенности от 23.08.2021, Сассиан М.В. по доверенности от 09.11.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19648/2021) общества с ограниченной ответственностью "Мется Форест Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2021 по делу N А56-4112/2021 (судья Грачева И.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мется Форест Санкт-Петербург"
к Кингисеппской таможне
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мется Форест Санкт-Петербург" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решений Кингисеппской таможни (далее - таможенный орган, Таможня) от 13.01.2021 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларациях на товары N 10218040/190218/0003497 и N 10218040/070518/0008436, а также об обязании Кингисеппской таможни восстановить нарушенные права Общества путём возврата незаконно взысканной суммы таможенных платежей в размере 30 200 000 руб.
Решением суда от 27.04.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда 27.04.2021, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что на дату декларирования Обществом спорных партий товара лицензии не были отменены и являлись формально действующими, их использование не было ограничено, поскольку решения о прекращении действия лицензий уполномоченным органом не принималось, в связи с чем Общество правомерно использовало их для декларирования товаров как до смены своего юридического адреса, так и после. Также податель жалобы указывает, что согласно Правилам выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, являющихся приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) (далее - Правила выдачи лицензий) изменение адреса юридического лица не имеет правового значения и не может служить основанием для возникновения обязанности по обращению за новой лицензией; по мнению подателя жалобы, правовое значение имеет изменение места нахождения юридического лица, которым применительно к Обществу был и остается город Санкт-Петербург.
Протокольным определением суда от 03.08.2021 рассмотрение апелляционной жалобы Общества отложено на 24.08.2021.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители таможенного органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Мется Форест Санкт-Петербург" в рамках исполнения внешнеторгового контракта от 04.12.2017 N 203/18, заключенного с фирмой "МЕТСЯЛИИТТО ОСУУСКУНТА" (Финляндия), помещен под таможенную процедуру экспорта вывезенный с таможенной территории ЕАЭС в Финляндию с применением временного периодического таможенного декларирования следующий товар
1) по временной таможенной декларации (далее - ВТД) N 10218040/140218/0003235 (далее была подана постоянная декларация на товары (далее - ДТ N 10218040/190218/0003497):
- товар N 1: "Прочие лесоматериалы (балансы) из ели обыкновенной "picea abies karst", с размером наибольшего поперечного сечения 15 см и более, неокоренные, необработанные консервантом, небрусованные. Диаметр верхнего торца от 6 до 40, диаметр нижнего торца от 15 до 65. Объем с учетом номинальной длины и без учета коры 434,60 м3, фактический объем с корой 478,10 м3...", товар классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4403231900, далее - балансы из ели, объем с корой - 478,10 куб. м.; таможенная стоимость товара -1 197 425,96 руб., статистическая стоимость - 24625,59 долл. США;
- товар N 2: "Прочие лесоматериалы (балансы) из сосны обыкновенной вида "pinussylvestris 1.", с размером наибольшего поперечного сечения 15 см и более; неокоренные, необработанные консервантом, небрусованные. Диаметр верхнего торца от 6 до 40, диаметр нижнего торца от 15 до 65. Объем с учетом номинальной длины И без учета коры 726,80 м3, фактичекий объем с корой 799,80 м3", товар классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4403211900, далее - балансы из сосны, объем с корой - 799.8 куб.м.; таможенная стоимость товара - 2 002 506,18 руб., статистическая стоимость - 41 182,42 долл. США;
2) по ВТД N 10218040/090418/000702 (далее подана ДТ N 10218040/070518/0008436):
- товар N 1: "Прочие лесоматериалы (балансы) из ели обыкновенной "picea abies karst", с размером наибольшего поперечного сечения 15 см и более, неокоренные, необработанные консервантом, небрусованные. диаметр верхнего торца от 6 до 40, диаметр нижнего торца от 15 до 65. Объем с учетом номинальной длины и без учета коры 4354,80 м3, фактичекий объем с корой 4797,60 м3...", товар классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4403231900, далее - балансы из ели, объем с корой - 4797,60 куб.м.; таможенная стоимость товара -12 846 349,94 руб., статистическая стоимость - 235 574,28 долл. США;
- товар N 2: "Прочие лесоматериалы (балансы) из сосны обыкновенной вида "pinussylvestris 1.", с размером наибольшего поперечного сечения 15 см и более, неокоренные, необработанные консервантом, небрусованные. диаметр верхнего торца от 6 до 40, диаметр нижнего торца от 15 до 65. Объем с учетом номинальной длины и без учета коры 781,90 м3, фактический объем с корой 863,70 м3", товар классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4403211900, далее - балансы из сосны, объем с корой 863,70 куб.м.; таможенная стоимость товара - 2 306549,33 руб., статистическая стоимость - 42297,13 долл. США.
Таможенные пошлины были уплачены Обществом исходя из ставок вывозных таможенных пошлин, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", которым установлены следующие ставки вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе:
- товары, классифицируемые по коду 4403 23 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС, облагаются вывозной таможенной пошлиной в размере 80% от таможенной стоимости товара, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м., а на товары, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом - в размере 13% от таможенной стоимости товара соответственно;
- товары, классифицируемые по коду 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС - облагаются вывозной таможенной пошлиной в размере 80% от таможенной стоимости товара, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м., а на товары, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом - в размере 15% от таможенной стоимости товара соответственно.
Для применения ставки таможенных платежей в размере 13% и 15% от таможенной стоимости товаров Общество представило в таможенный орган разовые лицензии, выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России):
- от 10.01.2018 N 282RU17002011794 на вывоз в страны ЕС по контракту от 04.12.2017 N 203/18 лесоматериалов из сосны (PINUS SPP.) обыкновенной вида "PINUS SYLVESTRIS L.", с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более (балансы сосновые), код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 4403211900, в количестве 8046 м3 на сумму 273000 евро. Период действия лицензии с 10.01.2018 по 31.12.2018;
- от 10.01.2018 N 281RU17002011795 на вывоз в страны ЕС по контракту от 04.12.2017 N 203/18 лесоматериалов прочих из пихты (ABIES SPP.) белой европейской вида "ABIES ALBA и ели (PICEA SPP.) обыкновенной вида "PICEA ABIES KARST", с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более (балансы еловые), код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 4403231900, в количестве 12500 м3 на сумму 429000 евро. Период действия лицензии с 10.01.2018 по 31.12.2018.
Сведения о выданных лицензиях от 10.01.2018 N 282RU17002011794, от 10.01.2018 N 281RU17002011795 (далее - Лицензии) указаны в графе 44 "Дополнительная информация. Представленные документы" ДТ N10218040/190218/0003497 (ВТД N 10218040/140218/0003235) и ДТ N10218040/070518/0008436 (ВТД N 10218040/090418/0007025) под кодом 01011.
В графе 5 "Заявитель" Лицензий указан следующий юридический адрес ООО "Мется Форест Санкт-Петербург": 190103, Санкт-Петербург, ул. 10-я Красноармейская, д. 22 литер А.
По результатам проведенной камеральной таможенной проверки Кингисеппской таможней установлено, что представленные Обществом в целях подтверждения применения таможенной ставки в размере 13% и 15% лицензии не могли применяться Обществом в связи с тем, что сведения об адресе местонахождения Общества, указанные в лицензиях от 10.01.2018 N 282RU17002011794, от 10.01.2018 N 281RU17002011795, не соответствовали сведениям о месте нахождения Общества, указанным в ЕГРЮЛ, а именно: 12.02.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, на основании заявления, согласно которому юридический адрес ООО "Мется Форест Санкт-Петербург" был изменен на: 190005, Санкт-Петербург, ул. 6-я Красноармейская, д. 5-7, литер А, помещение 2-Н, ком. 95 (акт камеральной таможенной проверки от 04.12.2020 N10218000/210/041220/А000019).
На основании изложенного, таможенный орган пришел к выводу о том, что Общество не исполнило обязанность по прекращению действия лицензий в связи с изменением сведений о месте нахождения юридического лица и не приняло меры по получению в Минпромторге России новых лицензий, содержащих достоверные сведения, и осуществило декларирование товаров по проверяемым ДТ с представлением разовых экспортных лицензий Минпромторга России, в которых сведения о месте нахождения Общества не соответствовали действительности.
Таким образом, таможенный орган посчитал, что поскольку лицензии Минпромторга России от 10.01.2018 N 282RU17002011794, от 10.01.2018 N 281RU17002011795 не могли применяться в отношении товаров, вывозимых Обществом с таможенной территории ЕАЭС после 12.02.2018, данные лицензии не могли являться основанием для применения ставок вывозной таможенной пошлины в размере 12% и 15% от таможенной стоимости в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10218040/190218/0003497 и N 10218040/070518/0008436
В соответствии с частью 28 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) Таможней 13.01.2021 вынесены решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10218040/190218/0003497 и 10218040/070518/0008436, в соответствии которыми Обществу надлежит в течение 10 рабочих дней после получения решений внести изменения в вышеуказанные декларации и уплатить таможенные платежи в сумме 30876179,94 руб.
Согласно представленному Обществом в материалы дела отчету о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в безакцептном порядке с Общества списаны таможенные платежи в общей сумме 30200000 руб. по ДТ N N 10218040/190218/0003497 и 10218040/070518/0008436.
Не согласившись с указанными решениями таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлениями об их оспаривании.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения Кингисеппской таможни от 13.01.2021 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларациях на товары N 10218040/190218/0003497 и N 10218040/070518/0008436, являются законными и обоснованными.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены обжалуемого решения суда от 27.04.2021 ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, в разделе 2.28 которого "Товары, в отношении которых государствами - членами Евразийского экономического союза применяются ограничения в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации" включены Ель обыкновенная вида "Picea abies Karst." и пихта белая европейская вида "Abies alba Mill." (коды ТН ВЭД 4403 23 110 0, 4403 23 190 0, 4403 24 100 0), а также сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L." (коды ТН ВЭД 4403 21 110 0, 4403 21 190 0, 4403 22 100 0). Ограничения применяются в отношении товаров, происходящих из государства - члена Евразийского экономического союза, устанавливающего тарифную квоту на экспорт в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации, в порядке, установленном законодательством этого государства.
Протоколом о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (Женева, 16.12.2011) Российская Федерация взяла на себя обязательства по установлению пониженной ставки экспортной пошлины в отношении лесоматериалов, вывозимых в объеме установленной Протоколом квоты (для ЕС установлен отдельный объем квоты на вывоз), для лесоматериалов из сосны обыкновенной ставка в квоте установлена в размере 15% от стоимости, для лесоматериалов из ели обыкновенной - 13% соответственно.
Администрирование тарифных квот, включая условия сотрудничества между органами власти Российской Федерации и Европейского Союза, устанавливается Протоколом между Правительством Российской Федерации и Европейским Союзом о технических модальностях во исполнение Соглашения в форме обмена письмами между Российской Федерацией и Европейским Союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский союз (Женева, 16.12.2011) (далее - Протокол о модальностях; применяется с 22.08.2012).
Указанный Протокол о модальностях применяется в отношении экспорта регулируемых товаров из России в ЕС (пункт 2 статьи 1 Протокола о модальностях).
Право экспортера лесоматериалов на доступ к тарифной квоте подтверждается экспортной лицензией, выдаваемой экспортеру компетентным органом России (п.п. f) пункта 3 статьи 1 Протокола о модальностях).
Пунктом 3 статьи 8 Протокола о модальностях установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых для получения указанной лицензии, а именно: надлежаще заполненное заявление, копия контракта, копия документа о постановке экспортера на учет в налоговых органах, копия документа на оплату лицензионного сбора.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Протокола о модальностях предусмотрено, что вместе с вышеперечисленными документами для получения экспортной лицензии экспортером представляется разрешение на квоту, предоставленного импортеру в соответствии со статьей 5 Протокола о модальностях.
Протокол о присоединении России к ВТО, Протокол о модальностях, а также принятые в их развитие на основании Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе в Российской Федерации" от 21.05.1993 N 5003-1 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779, утвердившее Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз", представляют в своей совокупности нормы, регулирующие отношения, связанные с торговлей товарами в рамках ВТО.
Пунктом 1 статьи 2 Договора о функционировании Таможенного союза от 19.05.2011 (действующего в период спорных правоотношений согласно Приложению N 31 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014) установлено, что нормы ВТО имеют приоритет над правом Таможенного союза (впоследствии ЕАЭС), включая решения, принятые его органами.
Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" установлены тарифные квоты в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 23 110 0, 4403 23 190 0 и 4403 24 100 0) и сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 21 110 0, 4403 21 190 0 и 4403 22 100 0), вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, а также утверждены Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз (далее - Правила N 779, в редакции, действовавшей на дату оформления спорных лицензий).
Пунктом 2 Правил N 779 предусмотрено, что распределение тарифных квот осуществляется в порядке, предусмотренном международным договором Российской Федерации, посредством выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разовых лицензий (далее - лицензия).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 779 для оформления лицензии участником внешнеэкономической деятельности (далее - заявитель) представляются следующие документы: заявление о выдаче лицензии и электронная копия заявления; копия внешнеторгового договора (контракта); копия документа о постановке на учет в налоговом органе; копия документа, подтверждающего оплату государственной пошлины.
В силу пункта 7 Правил N 779 лицензия выдается при представлении оригинала или дубликата разрешения на квоту.
Таким образом, указанные положения пунктов 6 и 7 Правил N 779 содержат аналогичный перечень документов, что и статья 8 Протокола о модальностях.
При этом, в силу пункта 3 Правил N 779 лицензия выдается в порядке, установленном Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 8 Правил выдачи лицензий, оформление заявления на выдачу лицензии и оформление лицензии осуществляются в соответствии с инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утверждаемой Комиссией.
В целях реализации пункта 8 Правил выдачи лицензий Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2019 N 199 утверждена Инструкция об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии (далее - Инструкция).
Заявление оформляется заявителем на бумажном носителе и заполняется с использованием электронных печатающих устройств по формам 1 и 2 согласно приложению N 1 (пункт 5 Инструкции).
В силу подпункта 5 пункта 6 Инструкции в графе 5 заявления указываются следующие сведения о заявителе: для юридических лиц - полное официальное наименование и юридический адрес.
Таким образом, графа 5 лицензии должна содержать полное официальное наименование и юридический адрес заявителя.
В силу пункта 17 Правил выдачи лицензий внесение изменений в выданные лицензии, в том числе по причинам технического характера, не допускается
При этом, согласно пункту 18 Правил выдачи лицензий в случае если внесены изменения в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменены паспортные данные заявителя, являющегося физическим лицом, заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.
Пунктом 19 Правил выдачи лицензий предусмотрено, что уполномоченный орган вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии, в том числе в следующих случаях:
1) обращение заявителя, представленное в письменной форме или в форме электронного документа, если это предусмотрено законодательством государства-члена;
2) внесение изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменение паспортных данных заявителя, являющегося физическим лицом (пункт 19).
Таможенный орган по результатам проведенной проверки пришел к выводу о том, что представленные Обществом в целях подтверждения применения таможенной ставки в размере 13% и 15% лицензии не могли применяться Обществом в связи с тем, что сведения об адресе местонахождения Общества, указанные в лицензиях от 10.01.2018 N 282RU17002011794, от 10.01.2018 N 281RU17002011795, не соответствовали сведениям о месте нахождения Общества, указанным в ЕГРЮЛ, на дату подачи ДТ N 10218040/190218/0003497 и N 10218040/070518/0008436, а именно: 12.02.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, на основании заявления, согласно которому юридический адрес ООО "Мется Форест Санкт-Петербург" был изменен на: 190005, Санкт-Петербург, ул. 6-я Красноармейская, д. 5-7, литер А, помещение 2-Н, ком. 95.
При этом, в графе 5 лицензий от 10.01.2018 N 282RU17002011794, от 10.01.2018 N 281RU17002011795 был указан адрес заявителя: 190103, Санкт-Петербург, ул. 10-я Красноармейская, д. 22, литер А.
Оценив указанные обстоятельства, таможенный орган пришел к выводу, поддержанному судом первой инстанции, что поскольку лицензии Минпромторга России от 10.01.2018 N 282RU17002011794, от 10.01.2018 N 281RU17002011795 не могли применяться в отношении товаров, вывозимых ООО "Мется Форест Санкт-Петербург" с таможенной территории ЕАЭС после 12.02.2018, данные лицензии не могли являться основанием для применения ставок вывозной таможенной пошлины в размере 13%и 15% от таможенной стоимости в отношении товаров, задекларированных по ДТ NN10218040/190218/0003497, 10218040/070518/0008436. Таким образом, в отношении товаров, задекларированных по ДТ NN 10218040/190218/0003497, 10218040/070518/0008436, подлежит применению ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80% от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м. вывозимых лесоматериалов.
Суд апелляционной инстанции полагает ошибочными указанные выводы суда первой инстанции, как основанные на неправильном применении норм материального права и не соответствующие обстоятельствам дела.
В силу вышеприведенных положений пунктов 18 и 19 Правил выдачи лицензий прекращение действия ранее выданной лицензии и оформление новой лицензии производится в случае внесения изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица, а именно в случае изменения организационно-правовой формы, наименования либо места нахождения юридического лица.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (пункт 2); в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3); наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц (пункт 5).
Таким образом, положения статьи 54 ГК РФ придают различное содержание понятиям "место нахождения юридического лица" и "адрес юридического лица".
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61) разъяснено, что при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 также разъяснено, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 ГК РФ), определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.
На основании изложенного, поскольку положениями актов международного права, регулирующих лицензирование внешнеэкономической деятельности, а также положениями Правил выдачи лицензий и Инструкции не раскрываются понятия таких дефиниций как "место нахождения юридического лица" и "юридический адрес" (которые, исходя из их буквального толкования, несут различную смысловую нагрузку), то к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы национального законодательства, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Исходя из приведенных в пунктах 18 и 19 Правил выдачи лицензии нормативных положений лицензия подлежит прекращению в случае возникновения сложного юридического факта, заключающегося в изменении места нахождения юридического лица и внесении соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица.
В рассматриваемом случае, местом нахождения ООО "Мется Форест Санкт-Петербург" является город Санкт-Петербург (пункт 1.3 Устава в редакции от 26.01.2018, пункт 5 Устава в редакции от 09.03.2012). Какие-либо изменения относительно места нахождения Общества не производились и в учредительные документы не вносились (изменения, вносимые в учредительные документы и в ЕГРЮЛ в феврале 2018 года, касались адреса юридического лица, но не его места нахождения в смысле, придаваемом данному понятию статьей 54 ГК РФ и пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61, место нахождения Общества остался город Санкт-Петербург).
Вопреки выводам суда первой инстанции изменение адреса Общества, повлекшее изменение муниципального округа, в котором находится адрес Общества (ранее адрес Общества находился в муниципальном округе Екатеригофский, а после 12.02.2018 в муниципальном округе Измайловское) не повлекли изменения места нахождения Общества, которым в данном случае является город Санкт-Петербург (а не конкретная внутригородская территория города федерального значения Санкт-Петербург).
На основании изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что у Общества отсутствовала установленная пунктом 18 Правил выдачи лицензий обязанность по обращению в уполномоченный орган с заявлением о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии, а у уполномоченного органа - предусмотренные пунктом 19 Правил выдачи лицензий основания для принятия решения о прекращении действия лицензии, поскольку изменений относительно места нахождения Общества не произошло, а перемена его адреса в пределах места его нахождения (город Санкт-Петербург) с внесением таких изменений в ЕГРЮЛ не свидетельствует об утрате силы ранее выданных лицензий от 10.01.2018 N 282RU17002011794, от 10.01.2018 N 281RU17002011795.
При указанных обстоятельствах и при отсутствии иных оснований для прекращения или приостановления действия лицензий от 10.01.2018 N 282RU17002011794, от 10.01.2018 N 281RU17002011795, предусмотренных Правилами выдачи лицензий, такие лицензии являются действительными, предоставляющими Обществу в соответствии с пунктом 8 Правил N 779, право на использование тарифной квоты по ставкам 13% и 15% от таможенной стоимости товаров.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении Обществом установленных таможенным законодательством запретов и ограничений, правомерном применении по спорным ДТ ставок вывозной таможенной пошлины в размере 13% и 15% на основании полученных лицензий от 10.01.2018 N 282RU17002011794, от 10.01.2018 N 281RU17002011795.
Учитывая изложенное, у Таможни отсутствовали основания для принятия оспариваемых решений от 13.01.2021 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ N 10218040/190218/0003497 и N 10218040/070518/0008436 и применении ставки вывозной таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб м. в отношении вывозимых лесоматериалов.
Как разъяснено в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей во исполнение решения суда производится таможенным органом в порядке, установленном таможенным законодательством.
Согласно представленному Обществом в материалы дела отчету о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в безакцептном порядке с Общества списаны таможенные платежи в общей сумме 30200000 руб. по ПДВ N N 10218040/190218/0003497 и 10218040/070518/0008436 (данные обстоятельства таможенным органом не опровергнуты).
С учетом вышеприведенных положений, поскольку решения Кингисеппской таможни от 13.01.2021 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ N 10218040/190218/0003497 и N 10218040/070518/0008436 признаны судом незаконными, то в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей, возврат которых производится таможенным органом в порядке, установленном таможенным законодательством.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба ООО "Мется Форест Санкт-Петербург" подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 27.04.2021 подлежит отмене, с вынесением по делу нового судебного акта.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Кингисеппской таможни в пользу ООО "Мется Форест Санкт-Петербург" также подлежит взысканию 4500 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 апреля 2021 года по делу N А56-4112/2021 отменить.
Признать недействительными решения Кингисеппской таможни от 13.01.2021 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларациях на товары N 10218040/190218/0003497 и N 10218040/070518/0008436.
Обязать Кингисеппскую таможню устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Мется Форест Санкт-Петербург" путем возврата взысканной суммы таможенных платежей в размере 30 200 000 руб.
Взыскать с Кингисеппской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мется Форест Санкт-Петербург" 4500 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4112/2021
Истец: ООО "МЕТСЯ ФОРЕСТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
Ответчик: КИНГИСЕППСКАЯ ТАМОЖНЯ