21 февраля 2022 г. |
Дело N А05-849/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Боголюбовой Е.В., Константинова П.Ю.,
рассмотрев 21.02.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Окраина" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по делу N А05-849/2021,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Город Архангельск", адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 12.04.2021, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Окраина", адрес: 163038, Архангельская область, город Архангельск, улица Доковская, дом 38, офис 32, ОГРН 1182901010490, ИНН 2901290130 (далее - Общество), о возложении на ответчика обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенном напротив дома N 35 по улице Адмирала Макарова, произвести работы по оборудованию площадки с бетонным или асфальтовым покрытием с установкой по периметру ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.04.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Оспаривая законность вынесенных судами первой и апелляционной инстанций судебных актов, Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 отменить.
По мнению подателя кассационной жалобы, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие, что контейнерные площадки и территории вокруг контейнерных площадок относятся к общему имуществу многоквартирного дома (далее - МКД) и являются обслуживаемой территорией ответчика. Указывает, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Администрация и Общество надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
По общему правилу арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 286 АПК РФ).
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как установлено судами и видно из материалов дела, муниципальным образованием "Город Архангельск" (собственник жилых помещений) и Обществом заключен договор управления многоквартирным домом (домами) от 01.03.2019 N 3479р/Л1 (далее - договор), по условиям которого Общество приняло на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по управлению, надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в домах согласно приложению N1 к договору, в том числе, расположенных по адресу: город Архангельск, улица Адмирала Макарова, дома N 35, 36, 37.
Администрация письмом от 05.11.2020 N 87/37-18/1679 предложила ответчику организовать соответствующее санитарным требованиям место сбора ТКО для МКД по улице Адмирала Макарова для домов N 34, 35, 36, 37.
Ответчиком соответствующие мероприятия произведены не были.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о соответствии законодательству требований Администрации.
Суд кассационной инстанции полагает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В силу частей 1, 1.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Управляющая организация при управлении МКД несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), согласно подпункту "д (2)" пункта 11 которых содержание общего имущества включает в себя, в том числе содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Аналогичное положение содержится и в пункте 26 (1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), на организации по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила обустройства). Согласно данным правилам места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункты 3, 4).
В силу Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований 2.1.7.3550-19, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Порядок определения (согласования) мест накопления ТКО на территории муниципального образования "Город Архангельск", утвержденный постановлением администрации от 13.02.2020 N 285 (далее - Порядок N 285) устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования "Город Архангельск", в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления ТКО на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1.3 Порядка N 285 организации, управляющие жилищным фондом, обязаны организовывать место накопления ТКО путем оборудования контейнерной площадки с установкой на ней контейнеров в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
Заявитель - физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель подает в администрацию территориального округа по месту планируемого расположения контейнерной площадки заявку по утвержденной форме (пункт 1.5 Порядка N 285).
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка N 285 место накопления ТКО определяется на земельном участке с учетом возможности подъезда и проведения маневровых работ спецтехники, осуществляющей вывоз ТКО, с учетом требований, предусмотренных "СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и Правил благоустройства.
Пунктом 2.8 Порядка N 285 обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов, возложены на организации, осуществляющие управление жилыми домами.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 АПК РФ).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что исковые требования Администрации являются правомерными.
Суды исходили из того в соответствии с договором управляющая организация обязалась осуществлять работы по содержанию МКД в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. В функции по управлению МКД входят оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества собственников. В перечень коммунальных услуг (приложение N 4 к договору) входит уборка территории. Администрация, как представитель собственника помещений в спорных МКД, вправе требовать от управляющей организации исполнения ее обязательств в полном объеме.
Суды сделали обоснованный вывод о том, что из приведенных норм законодательства однозначно следует, что место (площадку) накопления твердых бытовых (коммунальных) отходов, образующихся в спорных МКД, обязано создать Общество, а не Администрация. Такой подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 16.04.2020 N 307-ЭС20-3601)
Общество, осуществляя функции управления в отношении спорных МКД, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, положений Правил N 491 отвечает за надлежащее содержание общего имущества МКД.
Действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТКО за границами земельного участка под многоквартирным домом и в случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД ввиду сложившейся застройки управляющая организация вправе ее разместить на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает управляющую организацию от обязанности по ее содержанию.
Доводы, приведенные в жалобе, были исследованы судами надлежащим образом. У суда кассационной инстанции нет оснований не согласиться с выводами судов, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.04.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по делу N А05-849/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Окраина" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований 2.1.7.3550-19, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
...
Суды сделали обоснованный вывод о том, что из приведенных норм законодательства однозначно следует, что место (площадку) накопления твердых бытовых (коммунальных) отходов, образующихся в спорных МКД, обязано создать Общество, а не Администрация. Такой подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 16.04.2020 N 307-ЭС20-3601)
Общество, осуществляя функции управления в отношении спорных МКД, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, положений Правил N 491 отвечает за надлежащее содержание общего имущества МКД."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2022 г. N Ф07-17814/21 по делу N А05-849/2021