г. Вологда |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А05-849/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Селивановой Ю.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Окраина" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 апреля 2021 года по делу N А05-849/2021,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Окраина" (ОГРН 1182901010490, ИНН 2901290130; адрес: 163038, Архангельская область, город Архангельск, улица Доковская, дом 38, офис 32; далее - общество) о возложении на ответчика обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенном напротив дома N 35 по улице Адмирала Макарова, произвести работы по оборудованию площадки с бетонным или асфальтовым покрытием с установкой по периметру ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме, с общества в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что действующее законодательство не возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах обязанность по содержанию земельных участков, а также имущества, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, в том числе и по оборудованию на таких земельных участках контейнерных площадок. Указывает, что возложение названной обязанности влечет несение дополнительных затрат и нарушает имущественные права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а также собственников многоквартирных домов.
От администрации отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, муниципальным образованием "Город Архангельск" (собственник жилых помещений) и обществом заключен договор управления многоквартирным домом (домами) (далее - МКД) от 01.03.2019 N 3479р/Л1, по условиям которого общество приняло на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по управлению, надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в домах согласно приложению 1 к договору, в том числе расположенных по адресу: город Архангельск, улица Адмирала Макарова, дома N 35, 36, 37.
Администрация письмом от 05.11.2020 N 87/37-18/1679 предложила ответчику организовать место сбора ТКО для МКД по улице Адмирала Макарова для домов N 34, 35, 36, 37, соответствующее санитарным требованиям.
Поскольку ответчиком соответствующие мероприятия не произведены, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением, впоследствии уточненным.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункту 3 Правил благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, в силу пункта 26 (1) которого в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта "д (2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением трафика удаления отходов.
Порядок определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск", утвержденный постановлением администрации от 13.02.2020 N 285 (далее - Порядок N 285) устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования "Город Архангельск", в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления ТКО на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1.3 Порядка N 285 организации, управляющие жилищным фондом, обязаны организовывать место накопления ТКО путем оборудования контейнерной площадки с установкой на ней контейнеров в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
Заявитель - физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель подает в администрацию территориального округа по месту планируемого расположения контейнерной площадки заявку по утвержденной форме (пункт 1.5 Порядка N 285).
В силу пункта 2.4 того же Порядка место накопления ТКО определяется на земельном участке с учетом возможности подъезда и проведения маневровых работ спецтехники, осуществляющей вывоз ТКО, с учетом требований, предусмотренных "СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и Правил благоустройства.
Пунктом 2.8 Порядка N 285 обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов, возложены на организации, осуществляющие управление жилыми домами.
Доказательств, свидетельствующих об организации обществом места накопления ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства для эксплуатации рассматриваемых многоквартирных жилых домов, обществом в материалы дела не представлено.
Доводы подателя жалобы со ссылкой на то обстоятельство, что земельный участок, на котором планируется создание контейнерной площадки, не входит в состав общего имущества многоквартирных жилых домов, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТКО за границами земельного участка под МКД. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД, ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить её на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает общество от обязанности по ее содержанию.
Поскольку общество, осуществляя функции управления в отношении МКД, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, положений Правил N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества названных домов и несет обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, доводы подателя жалобы о возложении такой обязанности на администрацию не соответствуют приведенным выше нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
В силу норм жилищного законодательства общество, заключив договор управления с условием об обязанности собственников выносить отходы в специально установленные для этого места, обязалось организовать и содержать место накопления ТКО, надлежаще оказывать все виды коммунальных услуг.
Вместе с тем при содержании общего имущества рассматриваемых многоквартирных жилых домов, ответчик надлежащим образом не организовал места накопления ТКО.
Согласно пункту 3.7.4 Правил N 170 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
В нарушение указанной нормы места сбора ТКО, расположенные по спорным адресам, не оборудованы бетонным или асфальтовым покрытием, отсутствует ограждение.
Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих об организации мест накопления ТКО по рассматриваемым адресам в соответствии с требованиями действующего законодательства. Обстоятельств, объективно препятствующих обществу исполнить указанную обязанность, в материалах дела не усматривается.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования администрации.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 апреля 2021 года по делу N А05-849/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Окраина" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-849/2021
Истец: администрация муниципального образования "Город Архангельск"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Окраина"