01 марта 2022 г. |
Дело N А05-7862/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 01.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Карпогорская коммунальная электросеть" муниципального образования "Пинежский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021 по делу N А05-7862/2021,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Карпогорская коммунальная электросеть" муниципального образования "Пинежский муниципальный район" (164600, Архангельская обл., Пинежский р-н, с. Карпогоры, ул. Победы, д. 26; ОГРН 1022901443443; ИНН 2919000120; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, офис 142; ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; далее - Управление) от 18.06.2021 N 029/04/9.21-382/2021 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также о признании недействительным представления от 18.06.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (129515, г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 1; ОГРН 1027739456084; ИНН 7717127211; далее - ФГУП "РТРС").
Решением суда первой инстанции от 14.09.2021 оспариваемое постановление изменено - назначенное Предприятию наказание в виде штрафа снижено до 100 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.11.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, Предприятие привлечено к административной ответственности с нарушением установленного порядка.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление поступило обращение ФГУП "РТРС" от 10.08.2020 о нарушении Предприятием законодательства об электроэнергетике, выразившемся в отказе от обязанности осуществить технологическое присоединение его энергопринимающих устройств к электрическим сетям (изменение категории надежности электроснабжения).
В ходе проверки обращения Управлением установлено, что ФГУП "РТРС" владеет энергопринимающими устройствами в структурном подразделении РТС "Городецк", находящимися по адресу: Архангельская обл., Пинежский р-н, МО "Сурское", д. Городецк; согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 21.11.2016 N 6/н РТС "Городецк" подключен к электрическим сетям Предприятия по третьей категории надежности электроснабжения с максимальной мощностью энергопринимающих устройств до 150 кВт включительно.
В связи с производственной необходимостью в обеспечении непрерывного и бесперебойного вещания ФГУП "РТРС", приняв решение о необходимости перевода своих объектов на вторую категорию надежности, направило Предприятию письмом от 15.06.2020 N 10-08/546 заявку на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств РТС "Городецк" по второй категории надежности без увеличения мощности присоединенных энергопринимающих устройств.
Предприятие письмом от 30.06.2020 N 265 представило ФГУП "РТРС" проект договора N 08/2020-ю об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с приложением технических условий для присоединения к электрическим сетям.
ФГУП "РТРС" направило Предприятию письмо от 09.07.2020 N 10-08/639 с мотивированным отказом от заключения договора в представленной редакции (пункты 1, 13 договора, раздел 1 договора (Технические условия), пункты 4, 8, 9, 9.1, 10.1 Технических условий), в котором просила устранить несоответствие проекта договора действующему законодательству посредством внесения в него соответствующих изменений.
Письмом от 27.07.2020 N 300 Предприятие направило новую редакцию проекта договора, не изменив при этом для объекта присоединения категорию надежности на вторую и не учтя замечания, изложенные в мотивированном отказе.
Письмом от 31.07.2020 N 303 Предприятие вновь направило ФГУП "РТРС" исправленную (третью) редакцию проекта договора, в котором пункты 9, 9.1 Технических условий не содержали перечня мероприятий по технологическому присоединению со стороны сетевой организации; из пункта 5 проекта договора следовало, что срок подключения составляет 6 лет 6 месяцев со дня заключения договора.
По указанному факту нарушения законодательства об электроэнергетике Управление составило в отношении Предприятия протокол от 12.05.2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, а постановлением от 18.06.2021 N 029/04/9.21-382/2021 признало его виновным в совершении этого административного правонарушения, назначив наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, Предприятию внесено представление от 18.06.2021.
Предприятие, не согласившись с постановлением Управления о привлечении к административной ответственности и его представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о доказанности наличия в действиях Предприятия состава административного правонарушения, в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления Управления и недействительным оспариваемого представления отказал. При этом суд изменил оспариваемое постановление, снизив размер штрафа до 100 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 8 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 14(1) Правил N 861 технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно. Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства. Энергопринимающие устройства, не отнесенные к первой или второй категориям надежности, относятся к третьей категории надежности.
Как предусмотрено пунктом 15 Правил N 861 (утратил силу; подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям), в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя).
Согласно пункту 16 Правил N 861 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) договор должен содержать, в частности, следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подпункт "а"); срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности; 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (подпункт "б").
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ФГУП "РТРС" относится к категории заявителей, указанных в пункте 12(1) Правил N 861 (максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет до 150 кВт включительно), в связи с чем Предприятие обязано заключить с ним договор независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя.
Судами также установлено, что в направленном ФГУП "РТРС" проекте договора срок подключения составляет 6 лет 6 месяцев со дня заключения договора, в то время как в силу подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 срок подключения для данного заявителя не может превышать один год.
Кроме того, суды установили, что в Технических условиях на подключение, выданных ФГУП "РТРС", в нарушение подпункта "а" пункта 16 Правил N 861 не указаны конкретные мероприятия, подлежащие выполнению Предприятием.
Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из отсутствия доказательств невозможности выполнения Предприятием упомянутых требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Как разъяснено в пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
В данном случае оспариваемое представление вынесено административным органом на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении от 18.06.2021 N 029/04/9.21-382/2021.
Свое право на обжалование представления Предприятие реализовало путем подачи заявления о признании его незаконным вместе с постановлением по делу об административном правонарушении.
Ввиду того, что Предприятию отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, незаконным.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Вопреки доводам Предприятия суды в полной мере оценили представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ. При этом каких-либо процессуальных нарушений, допущенных в ходе производства по делу об административном правонарушении, судами не выявлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Государственная пошлина, уплаченная Предприятием при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021 по делу N А05-7862/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Карпогорская коммунальная электросеть" муниципального образования "Пинежский муниципальный район" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальное унитарное предприятие "Карпогорская коммунальная электросеть" муниципального образования "Пинежский муниципальный район" (164600, Архангельская обл., Пинежский р-н, с. Карпогоры, ул. Победы, д. 26; ОГРН 1022901443443; ИНН 2919000120) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб., уплаченную по платежному поручению от 21.12.2021 N 670.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 марта 2022 г. N Ф07-132/22 по делу N А05-7862/2021