г. Вологда |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А05-7862/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 ноября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Архангельский областной радиотелевизионный передающий центр" Кондакова К.М. по доверенности от 21.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Карпогорская коммунальная электросеть" муниципального образования "Пинежский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 сентября 2021 года по делу N А05-7862/2021,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Карпогорская коммунальная электросеть" муниципального образования "Пинежский муниципальный район" (ОГРН 1022901443443, ИНН 2919000120; адрес: 164600, Архангельская область, Пинежский район, село Карпогоры, улица Победы, дом 26; далее - МУП "Каргопольская КЭС", предприятие, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, офис 142; далее - УФАС, управление, антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене постановления от 18.06.2021 по делу об административном правонарушении N 029/04/9.21-382/2021, которым привлечено к административной ответственности по части 1 стать 9.21 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 250 000 руб., а также представления от 18.06.2021 по делу N 029/04/9.21-382/2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Архангельский областной радиотелевизионный передающий центр" (ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211; адрес: 129515, Москва, улица Академика Королева, дом 13, строение 1; адрес филиала: 163061, Архангельская область, город Архангельск, улица Чумбарова-Лучинского, дом 32; далее - РТРС).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 сентября 2021 года по делу N А05-7862/2021 постановление управления от 18.06.2021 по делу об административном правонарушении N 029/04/9.21-382/2021 признано незаконным и изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере, превышающем 100 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Предприятие с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, в том числе положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Управление и РТРС в отзывах на апелляционную жалобу считают решение суда законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя третьего лица, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим заявлением РТРС о возможных нарушениях в действия предприятия антимонопольного законодательства и Правил N 861, в части отказа от исполнения обязанности по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств РТРС к электрическим сетям (изменение категории надежности электроснабжения) управлением установлено следующее.
РТРС владеет энергопринимающими устройствами в структурном подразделении РТС "Городецк", которые находятся по адресу: Архангельская обл., Пинежский р-н, МО "Сурское", д. Городецк. РТС "Городецк" в установленном законом порядке подключен к электрическим сетям МУП "Карпогорская КЭС" по III категории надежности электроснабжения, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 21.11.2016 N 6/н.
РТРС относится к категории заявителя, поименованного в пункте 12(1) Правил N 861 (максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет до 150 кВт включительно).
В связи с производственной необходимостью в обеспечении непрерывного и бесперебойного вещания РТРС принято решение о необходимости перевода своих объектов на II категорию надежности, в связи с этим письмом от 15.06.2020 N 10-08/546 направлена в адрес сетевой организации заявка на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта предприятия - РТС "Городецк" по II категории надежности без увеличения мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Сетевая организация письмом от 30.06.2020 N 265 представила РТРС проект договора N 08/2020-ю (далее - проект договора N 08) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с приложением технических условий для присоединения к электрическим сетям.
РТРС рассмотрело этот проект договора, и, не согласившись с представленной редакцией, в том числе в связи с его противоречием поданной заявке и действующему законодательству, направило письмо от 09.07.2020 N 10-08/639 с мотивированным отказом от заключения договора в представленной редакции (пункты 1, 13 договора N 08, раздел 1 договора (Технические условия N 08), пункты 4, 8, 9, 9.1, 10.1 Технических условий N 08), в котором также просила устранить несоответствие проекта договора N 08 действующему законодательству посредством внесения в него соответствующих изменений.
Письмом от 27.07.2020 N 300 сетевая организация направила новую редакцию проекта договора N 08, не изменив при этом для объекта присоединения категорию надежности, оставив ее прежней - третьей, и кроме того, не учла замечания РТРС, изложенные в мотивированном отказе.
Письмом от 31.07.2020 N 303 сетевая организация вновь представила предприятию исправленную (третью) редакцию проекта договора N 08, в котором пункты 9, 9.1 проекта Технических условий не содержали перечня мероприятий по технологическому присоединению со стороны сетевой организации; из пункта 5 проекта договора N 08 также следовало, что срок подключения составляет 6 лет 6 месяцев со дня заключения договора.
Установив отраженные выше обстоятельства, управление пришло к выводу о том, что в действиях предприятия, выразившихся в неуказании в проекте Технических условий (приложении к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям) конкретного перечня мероприятий по технологическому присоединению, как это предусмотрено пунктом 16 "а" Правил N 861, а также указании в проекте договора N 08 срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, не соответствующего подпункту "б" пункта 16 названных Правил, содержится состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В связи с выявленным нарушением УФАС в отношении МУП "Каргопольская КЭС" 12.05.2021 составлен протокол об административном правонарушении, а также 18.06.2021 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 029/04/9.21-382/2021, которым предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа с учетом отягчающего ответственность обстоятельства в виде продолжения противоправного деяния (пункт 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ) в размере 250 000 руб.
Кроме того, в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ управление 18.06.2021 по этому же делу выдало заявителю представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению, которым указало на совершение необходимых действий по осуществлению технологического присоединения объекта третьего лица по 2 категории надежности, изменив в соответствии с Правилами N 861 условия проекта договора с РТРС.
Не согласившись с вынесенными управлением 18.06.2021 по делу N 029/04/9.21-382/2021 постановлением и представлением, МУП "Каргопольская КЭС" оспорило их в судебном порядке.
Апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно общедоступным сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности предприятия является "35.12. Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям".
Таким образом, предприятие обязано соблюдать требования, установленные Правилами N 861.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац третий пункта 3 Правил N 861).
Согласно пункту 6 этих Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 15 Правил N 861 (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) установлено, что в адрес заявителей, указанных в пункте 12 (1) Правил (юридические лица, обращающиеся в целях технологического присоединения по II или III категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно), сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15-и дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно (пункт 14 (1) Правил N 861).
Отнесение энергопринимающих устройств ко II категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Как отмечалось ранее, РТРС относится к категории заявителя, поименованного в пункте 12(1) Правил N 861 (максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет до 150 кВт включительно), в связи с этим сетевая организация обязана заключить с РТРС договор независимо наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения, соответствующий нормам Правил N 861.
В рассматриваемом случае РТРС заявило сетевой организации об изменении категории надежности энергоснабжения с III на II категорию в связи с производственной необходимостью в обеспечении непрерывного и бесперебойного вещания для соблюдения конституционных прав граждан на получение информации и выполнении государственных задач.
В силу пункта 31 (6) названных Правил категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.
Пунктом 16 Правил N 861 в редакции, действующей в период совершения вмененного предприятию правонарушения, установлено, что договор должен содержать, в том числе, следующие существенные условия:
а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;
4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
в иных случаях:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;
2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.
Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет). В случае заключения сетевой организацией договора со смежной сетевой организацией в соответствии с требованиями пункта 41 настоящих Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению определяется в порядке, установленном настоящими Правилами;
Соответственно, как верно отметил суд, Правилами N 861 относительно заявителя срок не может превышать 1 год. Следовательно, установив в проекте договора N 08 срок продолжительностью 6 лет 6 месяцев, сетевая организация нарушила подпункт "б" пункта 16 Правил N 861.
Кроме того, поскольку в Технических условиях на подключение, выданных РТРС, не указаны конкретные мероприятия, подлежащие выполнению сетевой организацией, что не может обеспечить надлежащее технологическое присоединение, а их общее указание: "Резервный источник питания: проектируемая ВЛ-0,4 кВ; Сетевая организация осуществляет: строительство ВЛ" не относится к конкретным техническим параметрам присоединения, то управление сделало верный вывод и о нарушении положений подпункта "а" пункта 16 Правил N 861.
Факт нарушения предприятие вышеуказанных положений Порядка N 861 подтвержден материалами дела.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, в том числе пункта 16 Правил N 861, также доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Процедура привлечение к административной ответственности и установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности соблюдены.
Апелляционная коллегия поддерживает и вывод суда об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае таких исключительных обстоятельств по делу не усматривается.
Оценивая правомерность размера административного наказания, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 4.1 КоАП РФ, счел правомерным назначение штрафа в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, что повлекло за собой признание незаконным и изменение постановления УФАС от 18.06.2021 в части назначения наказания.
Не согласиться с такими выводами суда апелляционная инстанция не имеет оснований и кроме того учитывает и постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, в котором указано, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Возражений от сторон в указанной части от сторон не поступило.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Поскольку оспариваемое представление вынесено на основании обстоятельств, зафиксированных в постановлении о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 7.1 КоАП РФ, в действиях заявителя установлен состав административного правонарушения, то следует признать, что в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене представления от 18.06.2021 по делу N 029/04/9.21-382/2021 также отказано обоснованно.
Выводы суда, изложенные в решении от 14.09.2021, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 сентября 2021 года по делу N А05-7862/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Карпогорская коммунальная электросеть" муниципального образования "Пинежский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7862/2021
Истец: МУП "Карпогорская коммунальная электросеть" муниципального образования "Пинежский муниципальный район"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
Третье лицо: ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Архангельский областной радиотелевизионный передающий центр"