02 марта 2022 г. |
Дело N А56-15923/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Серовой В.К. и Щуриновой С.Ю.,
при участии от товарищества собственников жилья "Пенаты" Попова С.Ю. (доверенность от 08.06.2020),
рассмотрев 02.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Пенаты" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2021 по делу N А56-15923/2021,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тепловые сети", адрес: 187000, Ленинградская обл., г. Тосно, ул. Боярова, д. 1, ОГРН 1054700602990, ИНН 4716024190 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Пенаты", адрес: 187000, Ленинградская обл., г. Тосно, ул. М.Горького, д. 9, ОГРН 1024701896548, ИНН 4716013551 (далее - Товарищество), о взыскании 838 469 руб. 46 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в период с 01.10.2019 по 31.10.2020, а также 75 007 руб. 93 коп. неустойки, начисленной за период с 26.11.2019 по 10.03.2021, с дальнейшим ее начислением до дня фактической уплаты долга.
Решением суда от 02.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.11.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению ответчика, он при определении объема поставленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения правомерно в спорный период руководствовался внутриквартирными приборами учета горячей воды, а не нормативом потребления коммунальной услуги.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Общество, уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения жалоба.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом (энергоснабжающей организацией) и Товариществом (абонентом) заключен договор от 01.09.2015 на пользование тепловой энергией (в горячей воде), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения по адресу: г. Тосно, ул. Горького, д. 9, а абонент - своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Согласно пункту 4.3 договора при отсутствии приборов учета, их неисправности, повреждения или отсутствия пломб, при истечении срока поверки расчет количества потребляемой тепловой энергии производится в соответствии с нормами действующего законодательства.
Оплата тепловой энергии производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 5.4).
Во исполнение условий договора Общество в заявленный период поставило Товариществу тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, которая оплачена не полностью.
Расчет ресурса произведен истцом исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Рассчитав законную неустойку за несвоевременную оплату ресурса, Общество просило взыскать с Товарищества 838 469 руб. 46 коп. задолженности и 75 007 руб. 93 коп. неустойки.
Не соглашаясь с иском, Товарищество ссылалось на то, что в спорный период квартиры потребителей были оборудованы приборами учета горячей воды, в связи с чем полагало необоснованным расчет поставленной горячей воды по нормативу потребления.
Суды удовлетворили иск Общества, не согласившись с возражениями Товарищества.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Коммунальной услугой по теплоснабжению и горячему водоснабжению в данном случае обеспечивалось население жилого дома, а потому к правоотношениям между Обществом и Товариществом применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), регулирующие отношения между исполнителями и ресурсоснабжающими организациями, исполнителями и потребителями услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 8 пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В настоящем случае не имеется спора относительно примененного истцом в расчете двухкомпонентного тарифа на горячую воду.
Спор связан с определением объема поставленной в многоквартирный жилой дом горячей воды при отсутствии общедомового прибора учета горячей воды.
Истец при определении объема поставленной в жилой дом Товарищества горячей воды руководствовался постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2017 N 632 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 11.02.2013 N 25 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению гражданам, проживающими в многоквартирных домах и жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета", согласно которому исходя из степени благоустройства спорного жилого дома норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению составляет 2,97 куб.м/чел./мес. (приложение N 2), а норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях - 0,072 Гкал/куб. м/мес. (приложение N 3).
Товарищество считает, что при наличии у потребителей индивидуальных приборов учета горячей воды, такие потребители не могут рассчитываться за коммунальную услугу по нормативу потребления.
Товарищество представило в материалы дела справки о поквартирном потреблении горячей воды по данным индивидуальных приборов учета с доказательствами направления их Обществу, а также акты установки (замены) счетчиков горячей воды.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлен пунктом 21 Правил N 124.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, поставляемых за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:*, где: Vп - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; Vсред - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами N 354, Vн - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами N 354; Vрасч - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами N 354 исходя из расчетных объемов коммунального ресурса; Vкр - объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами N 354 (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); * - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом величины Vп, Vсред, Vрасч не включают объемы поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, при наличии в жилых помещениях индивидуальных приборов учета горячей воды, показания этих приборов должны учитываться при определении объема поставленного в жилой дом ресурса.
При этом положения подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 об использовании расчетной формулы при определении объемов коммунальных ресурсов относятся к определению объемов горячей воды, которые измеряются в кубических метрах.
При таких обстоятельствах следует признать, что возражения Товарищества заслуживали внимания и оценки. Суды не учли, что Товарищество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Учитывая указанный статус, а также согласно требованиям пункта 21 Правил N 124 и пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования Правил N 354 в договорах ресурсоснабжения, Товарищество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на Товарищество плату за коммунальный ресурс в большем объеме не имеется.
Неправильное применение судами норм материального и процессуального права привело к принятию неправильных судебных актов, которые подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для нового рассмотрения.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать оценку доводам ответчика, проверить, включен ли в его расчет объем горячей воды, потребленный при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также проверить расчет неустойки применительно к мораторию на начисление неустоек, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", принять законное и обоснованное решение, а также распределить судебные расходы, в том числе по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2021 по делу N А56-15923/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ином составе суда.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, поставляемых за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:*, где: Vп - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; Vсред - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами N 354, Vн - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами N 354; Vрасч - объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами N 354 исходя из расчетных объемов коммунального ресурса; Vкр - объем (количество) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами N 354 (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); * - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом величины Vп, Vсред, Vрасч не включают объемы поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, при наличии в жилых помещениях индивидуальных приборов учета горячей воды, показания этих приборов должны учитываться при определении объема поставленного в жилой дом ресурса.
При этом положения подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 об использовании расчетной формулы при определении объемов коммунальных ресурсов относятся к определению объемов горячей воды, которые измеряются в кубических метрах.
При таких обстоятельствах следует признать, что возражения Товарищества заслуживали внимания и оценки. Суды не учли, что Товарищество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Учитывая указанный статус, а также согласно требованиям пункта 21 Правил N 124 и пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования Правил N 354 в договорах ресурсоснабжения, Товарищество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на Товарищество плату за коммунальный ресурс в большем объеме не имеется.
...
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать оценку доводам ответчика, проверить, включен ли в его расчет объем горячей воды, потребленный при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также проверить расчет неустойки применительно к мораторию на начисление неустоек, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", принять законное и обоснованное решение, а также распределить судебные расходы, в том числе по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2022 г. N Ф07-19961/21 по делу N А56-15923/2021
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9885/2023
26.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38900/2022
30.10.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-15923/2021
02.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-19961/2021
04.11.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30331/2021
02.08.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-15923/2021