03 марта 2022 г. |
Дело N А21-4275/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "Янтарьэнерго" Медяник Д.Д. (доверенность от 01.01.2022 N 213-21), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области Казакова М.Ю. (доверенность от 03.09.2021 N 5301/01),
рассмотрев 28.02.2022 в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 по делу N А21-4275/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Янтарьэнерго", адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление), от 15.04.2021 по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-297/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 06.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.09.2021, в удовлетворении заявления отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование кассационной жалобы Общество ссылается на отсутствие вины во вменяемом административном правонарушении. По мнению подателя жалобы, Смирнова И.В. не вправе самостоятельно обращаться с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям. Такое право предоставлено только садоводческим или огородническим товариществам в силу положений пункта 8 (5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы поданной кассационной жалобы.
Представитель Управления, ссылаясь на необоснованность приведенных Обществом доводов, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.03.2021 в Управление поступило обращение Смирновой И.В. (заявителя) по факту незаключения договора технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
Проанализировав поступившее обращение и приложенные к нему документы, а также дополнительно запрошенные у Общества пояснения и документы, Управление установило, что заявитель обратилась в товарищество собственников жилья "Прибрежное" (далее - ТСН "Прибрежное, Товарищество) с целью подачи заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке с КН 39:03:080814:317 по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, дачное некоммерческое партнерство "Балтийская деревня", Полевая ул., 14.
В соответствии с пунктом 8 (5) Правил N 861 Товарищество направило Обществу сопроводительное письмо от 18.02.2021 с приложенной заявкой на технологическое присоединение и правоустанавливающими документами на земельный участок в интересах заявителя, а также указало, что земельный участок заявителя расположен в границах Товарищества.
Письмом от 26.02.2021 N ЯЭ/19/993 Общество, ссылаясь на нахождение вводного распределительного устройства в территориальных границах ДНП "Балтийская деревня", с которым заключен договор технологического присоединения от 21.08.2015 N 5743/08/15, сообщило о необходимости обратиться в ДНП "Балтийская деревня" для инициирования подачи заявления о внесении изменений в ранее заключенный договор.
По результатам административного расследования, установив нарушение Обществом требований пунктов 6, 15 Правил N 861, выразившееся в нерассмотрении заявки Смирновой И.В. и непринятии по результатам рассмотрения решения, уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол от 08.04.2021 N 039/04/9.21-297/2021 об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 15.04.2021 N 039/04/9.21-297/2021 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде 1 000 000 руб. штрафа.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности наличия в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861, в соответствии с пунктом 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 2 действие Правил N 861 распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств. При этом изменение точки присоединения является случаем технологического присоединения только тогда, когда в отношении ранее присоединенного энергопринимающего устройства меняется категория надежности, вид производственной деятельности без изменения максимальной мощности, но меняется схема внешнего электроснабжения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В пункте 14 Правил N 861 указано, что заявителями являются физические лица, направляющие сетевой организации заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения, включающая в себя, в том числе подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил (увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя) и непосредственно заключение договора.
В соответствии с пунктом 8(5) Правил N 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом.
Указанный порядок определен к исполнению с 01.01.2019 и относится к случаям технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
В силу пункта 15 Правил N 861, сетевая организация в течение 3-х рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3-х рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20-и рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в силу положений Устава Товарищество является некоммерческой организацией, объединяющей собственников недвижимости (земельных участков для ведения садоводства, дачного хозяйства, дачных домов). Согласно пункту 1.1 Устава Товарищество располагается по адресу: Калининградская обл., Гурьевский р-н, ДНП "Балтийская деревня".
Поскольку границы ДНП "Балтийская деревня" и Товарищества совпадают, заявитель вправе обратиться в Товарищество, к которому относится его земельный участок, с целью соблюдения требований пункта 8(5) Правил N 861 относительно направления заявки в сетевую организацию через садовое некоммерческое товарищество, в границах которого расположен участок заявителя.
Судами обоснованно принято во внимание, что пункт 8(5) Правил N 861 содержит указание на способ подачи заявки, а не на порядок заключения договора лицом, которое имеет намерение и право присоединить к сетям принадлежащее ему энергопринимающее устройство и заключить публичный договор.
Сопроводительное письмо в рассматриваемом случае является способом подтверждения того, что заявка подана Товариществом в целях присоединения объектов заявителя и соблюдения установленного пунктом 8(5) Правил N 861 порядка.
Судом апелляционной инстанции установлено, что с сопроводительным письмом были приложены все требуемые документы, в том числе заявка с указанием лица, которое намерено заключить договор, кадастровый номер земельного участка, подтверждение того, что заявитель является членом некоммерческого товарищества. Заявка подана не лично Смирновой И.В., а председателем ТСН "Прибрежное" Васильченко С.А., что подтверждается подписью, содержащейся на сопроводительном письме, печатью товарищества, а также почтовым уведомлением, адресованным для возврата Васильченко С.А.
Суды первой и апелляционной инстанций, констатировав соответствие заявки Смирновой И.В. и приложенных к ней документов требованиям, установленным Правилами N 861, приняв во внимание, что из ответа Общества от 26.02.2021 N ЯЭ/19/993 не следует принятие в соответствии с пунктом 15 Правил N 861 решения по результатам рассмотрения заявки (о заключении договора о технологическом присоединении, необходимости в предоставлении заявителем дополнительных документов, или аннулирование), признали Общество нарушившим положения пункта 15 Правил N 861, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, суды обоснованно посчитали, что материалами дела подтверждена вина Общества в совершенном правонарушении; Обществом не приняты все необходимые меры для исполнения требований законодательства.
Доказательств объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм, заявителем в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суды правомерно пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Назначенное Обществу наказание соответствует размеру санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Правовых оснований для замены административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
Судами установлено также, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, основания для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
С учетом изложенного судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отказано Обществу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Управления.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.07.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 по делу N А21-4275/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, констатировав соответствие заявки Смирновой И.В. и приложенных к ней документов требованиям, установленным Правилами N 861, приняв во внимание, что из ответа Общества от 26.02.2021 N ЯЭ/19/993 не следует принятие в соответствии с пунктом 15 Правил N 861 решения по результатам рассмотрения заявки (о заключении договора о технологическом присоединении, необходимости в предоставлении заявителем дополнительных документов, или аннулирование), признали Общество нарушившим положения пункта 15 Правил N 861, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Доказательств объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм, заявителем в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суды правомерно пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Назначенное Обществу наказание соответствует размеру санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Правовых оснований для замены административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
Судами установлено также, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, основания для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 марта 2022 г. N Ф07-17245/21 по делу N А21-4275/2021
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34869/2022
03.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17245/2021
29.09.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25223/2021
06.07.2021 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-4275/2021