05 марта 2022 г. |
Дело N А66-195/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от Министерства лесного комплекса Тверской области Морозовой А.С. (доверенность от 01.02.2022), от Правительства Тверской области Травкиной О.Н. (доверенность от 09.12.2019),
рассмотрев 01.03.2022 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства лесного комплекса Тверской области и Правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 21.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 по делу N А66-195/2018,
УСТАНОВИЛ:
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, адрес: 170034, Тверская область, город Тверь, улица Дарвина, дом 9, ОГРН 1026900561610, ИНН 6905010905 (далее - Прокуратура), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства Тверской области, адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97, кабинет 201, ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540 (в настоящее время Министерство лесного комплекса Тверской области; далее - Министерство), государственному унитарному предприятию Тверской области "Торжокское дорожное ремонтно-строительное управление", адрес: 172002, Тверская область, город Торжок, улица Осташковская, дом 29, ОГРН 1026901909990, ИНН 6943000545 (далее - Предприятие), о признании недействительными распоряжения Министерства от 12.10.2017 N 116 "О предоставлении лесного участка в аренду (без проведения аукциона) для разработки месторождения полезных ископаемых - разведки и добычи песка строительного на месторождении "Игнатово" на землях лесного фонда Тверского лесничества Тверской области" (далее - распоряжения Министерства от 12.10.2017 N 116), договора аренды лесного участка от 12.10.2017 N 53 (далее - Договор), заключенного между Министерством и Предприятием, а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки - об обязании Предприятия вернуть Министерству лесной участок площадью 26,8463 га, имеющий местоположение: Тверская область, Калининский район, на землях лесного фонда Тверского лесничества Тверской области, Тверского отдела лесного хозяйства - Чуприяновское участковое лесничество квартал 47 часть выдела 10; квартал 48 части выделов 4, 6, 7, 8; Красногорское участковое лесничество квартал 8 части выделов 2, 3, 4 в пределах кадастрового номера - 69:10:0000000:255, 69:10:0000000:260. Иск принят с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение Тверской области "Тверское лесничество Тверской области", адрес: 170019, Тверская область, город Тверь, шоссе Сахаровское, дом 5, ОГРН 1126952001054, ИНН 6952031807, Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, адрес: 170034, Тверская область, город Тверь, улица Дарвина, дом 17, ОГРН 1056900028437, ИНН 6901072330 (далее - Управление), Министерство природных ресурсов и экологии по Тверской области, адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221, Тверской филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг", адрес: 109316, Москва, Волгоградский проспект, дом 45, строение 1; адрес филиала: 170041, Тверская область, город Тверь, бульвар Шмидта, дом 16/14, ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952 (далее - ФГБУ "Рослесинфорг"), акционерное общество "Мосводоканал", адрес: 105005, Москва, переулок Плетешковский, дом 2, ОГРН 1127747298250, ИНН 7701984274, Правительство Тверской области, адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, площадь Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, дом 1, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство), федеральное государственное унитарное предприятие "Канал имени Москвы", адрес: 125362, Москва, улица Водников, дом 1, ОГРН 1027739526671, ИНН 7733022865.
Решением суда первой инстанции от 21.05.2021 (с учетом определения от 16.09.2021), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.10.2021 заявленные требования удовлетворены частично, признаны недействительными распоряжение Министерства от 12.10.2017 N 116 и Договор, в удовлетворении остальной части требований отказано, с Предприятия в доход федерального бюджета взыскано 3 000 руб. государственной пошлины.
В кассационных жалобах Министерство и Правительство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в иске в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представители Министерства и Правительства поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения Министерства от 12.10.2017 N 116 Министерством и Предприятием заключен Договор.
В соответствии с разделом 1 Договора в аренду Предприятию передан лесной участок площадью 26,8463 га, местоположение: Тверская область, Калининский район, на землях лесного фонда Тверского лесничества Тверской области, Тверского отдела лесного хозяйства - Чуприяновское участковое лесничество квартал 47 часть выдела 10; квартал 48 части выделов 4, 6, 7, 8; Красногорское участковое лесничество квартал 8 части выделов 2, 3, 4. Границы лесного участка определены в кадастровом паспорте, а также указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением N 1 к договору. Характеристики лесного участка приведены в приложении N 2 к договору.
Лесной участок передан арендатору в целях использования лесов для разработки месторождения полезных ископаемых - разведки и добычи песка строительного на месторождении "Игнатово". Приложениями к Договору установлено, что передаваемые в аренду леса по своему целевому назначению относятся к защитным (приложение N 4), аналогичные сведения содержатся в передаточном акте. Перед заключением Договора аренды Предприятие получило ответ Управления об отсутствии нарушений законодательства при предоставлении земельного участка, а также соответствующее экспертное заключение федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области".
Не согласившись с распоряжением Министерства от 12.10.2017 N 116 и Договором, Прокуратура обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, признав недействительными распоряжение Министерства от 12.10.2017 N 116 и Договор, отказав в удовлетворении остальной части требований в связи с возвратом лесного участка от Предприятия Министерству согласно акту приема-передачи от 12.08.2020.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Согласно статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в частности, на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах.
В части 1 статьи 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, в том числе для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (пункт 11).
В силу части 1 статьи 43 ЛК РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса.
Как предусмотрено пунктами 1 и 2 части 1 статьи 21 ЛК РФ, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Частью 1 статьи 102 ЛК определено, что к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 ЛК РФ.
К таким лесам относятся, в частности, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, а именно, леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт "а" пункта 3 части 2 статьи 102 ЛК РФ).
В силу части 5 статьи 102 ЛК РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
При этом частью 7 статьи 21 ЛК РФ предусмотрено, что перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р утвержден перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Данным Перечнем карьеры отнесены к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в эксплуатационных лесах и в резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов (пункт 2), а также к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, не являющимся объектами капитального строительства, для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, и в нерестоохранных полосах лесов, за исключением особо защитных участков лесов (пункт 2.1).
В связи с этим размещение карьера в защитных лесах, относящихся к иным категориям лесов, противоречит лесному законодательству и несовместимо с их целевым назначением.
В рассматриваемом случае судами установлено, что границы зоны санитарной охраны Иваньковского водохранилища определены постановлением Совета Министров РСФСР от 29.08.1967 N 651 "Об установлении зоны санитарной охраны Иваньковского водохранилища на реке Волга (источника водоснабжения г. Москвы)", а спорный лесной участок, переданный в аренду Предприятию, относится к категории защитных лесов, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
В данном случае суды исходя из установленных по делу обстоятельств о том, что оспариваемый Договор нарушает требования закона и при этом посягает на публичные интересы, пришли к верному выводу о наличии оснований для признания оспариваемых распоряжения и Договора недействительными.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21.05.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 по делу N А66-195/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства лесного комплекса Тверской области и Правительства Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.