14 марта 2022 г. |
Дело N А56-112871/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Боглачевой Е.В., Кустова А.А.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" Тютюнник Е.А. (доверенность от 29.12.2020 N 494), от общества с ограниченной ответственностью "Комацо" Пустовалова М.В. (доверенность от 28.01.2022),
рассмотрев 14.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комацо" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А56-112871/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области", адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, ул. Куйбышева, д. 13, ОГРН 1167847156300, ИНН 4703144282 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иском к обществу с ограниченной ответственностью "Комацо", адрес: 187555, Ленинградская обл., Тихвинский р-н, г. Тихвин, Мебельная ул., д. 2, ОГРН 1024701849380, ИНН 4715003600 (далее - Общество), о взыскании 2 995 449 руб. 86 коп. задолженности в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее - ЦСВ) и на водный объект, за залповый сброс загрязняющих веществ за март, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, 194 991 руб. 48 коп. неустойки, исчисленной по состоянию на 28.02.2020, с последующим ее начислением на сумму долга начиная с 29.02.2020 по дату фактического исполнения основного обязательства в соответствии с пунктом 16.3 договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2016 N 154 (далее - Договор).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ТТ" (далее - Компания).
Решением суда первой инстанции от 22.07.2020 иск удовлетворен.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, ссылаясь на признание апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 29.08.2019 N 33а-4738/2019 постановления администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 31.03.2005 N 318а "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тихвинского района" (далее - Постановление N 318а) не действующим со дня вступления определения в законную силу, сделал вывод о невозможности применения названного Постановления к отношениям сторон и постановлением от 27.10.2020 изменил решение суда первой инстанции от 22.07.2020, взыскал с Общества в пользу Предприятия 676 162 руб. 65 коп. задолженности по внесению платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и 44 015 руб. 41 коп. неустойки, предусмотренной пунктом 16.3 Договора, по состоянию на 28.02.2020, с последующим ее начислением на задолженность в размере 676 162 руб. 65 коп. начиная с 29.02.2020 по дату фактического исполнения основного обязательства, 8793 руб. расходов по уплате государственной пошлины, и отказав в удовлетворении остальных требований, составляющих плату за негативное воздействие на водный объект в связи с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента, и соответствующей неустойки.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.02.2021 решение суда первой инстанции от 22.07.2020 и постановление апелляционного суда от 27.10.2020 в части отказа в иске отменены. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При этом суд округа исходил из того, что в соответствии с положениями абзаца второго статьи 13 ГК РФ в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса, и с учетом разъяснений, приведенных в пункте 4 постановления Верховного Суда Российской Федерации N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом, в связи с чем само по себе признание ряда положений нормативного правового акта, регулирующего порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации в целях предотвращения негативного воздействия на водный объект и устанавливающего нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод не является основанием для освобождения ответчика от внесения платы за превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции определением от 23.03.2021 принял к рассмотрению уточненные требования Предприятия о взыскании с Общества 1 551 089 руб. 08 коп. платы за негативное воздействие на водный объект за март, октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года и за залповые сбросы загрязняющих веществ, а также неустойки, рассчитываемой исходя из пункта 16.3 Договора, начиная с 24.03.2021 по день фактического исполнения обязательства.
Определением суда первой инстанции от 25.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 04.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.12.2021, исковые требования Предприятия удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит решение от 04.08.2021 и постановление от 15.12.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в иске.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды необоснованно возложили на Общество ответственность за нарушение требований по составу сточных вод, обусловленное качеством подаваемой Предприятием Обществу холодной воды. Поставляя абонентам воду, качество которой изначально не соответствует нормативу состава сточных вод, Предприятие причиняет вред окружающей природной среде, возмещение которого предлагается целиком и полностью возложить на абонентов.
Как указывает податель жалобы, Предприятие не представило доказательств того, что использованные им в альтернативном расчете платы показатели эффективности его очистных сооружений соответствуют действительности; в материалах дела отсутствуют результаты анализов проб сточных вод, поступающих на очистные сооружения Предприятия, а также проб сточных вод на выпуске в водный объект и сведения о местах их отбора; Предприятием не доказано превышение Обществом допустимых концентраций загрязняющих веществ; требования по водородному показателю и кратности разбавления не могут быть утверждены в качестве норматива состава сточных вод, поскольку такие показатели отсутствуют среди установленных Невско-Ладожским бассейновым водным управлением (далее - НЛБВУ) для Предприятия нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты и истцу не предъявляются. Поэтому доля контролируемых показателей, соответствующих предъявляемым к питьевой воде требованиям, должна исключаться из расчета при определении соответствия сточных вод Общества нормативу по составу сточных вод, основанному на установленных НЛБВУ требованиях.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия с ними не согласился.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в отсутствие их представителей.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между муниципальным предприятием "Водоканал" муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области (организацией водопроводно-канализационного хозяйства; далее - организация ВКХ) и Обществом (абонентом) заключен Договор, по условиям которого организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду в нежилое здание, расположенное по адресу: Ленинградская область, город Тихвин, Мебельная улица, дом 2, а также осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска объекта в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном Договором, соблюдать режим водоотведения, оплачивать водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены Договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункты 1.1, 1.2 Договора).
На основании распоряжения правительства Ленинградской области от 08.08.2016 N 567-Р "О принятии в государственную собственность Ленинградской области муниципального предприятия "Водоканал" муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области" муниципальное предприятие "Водоканал" муниципального образования Тихвинское городское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области передано в собственность Ленинградской области; а также переименовано в государственное унитарное предприятие Ленинградской области "Водоканал города Тихвина".
Деятельность государственного унитарного предприятия Ленинградской области "Водоканал города Тихвина" прекращена 11.08.2017 при присоединении к государственному унитарному предприятию "Водоканал Ленинградской области". В результате реорганизации все права и обязанности организации ВКХ по Договору перешли к Предприятию.
В пунктах 4.1 и 4.3 Договора установлено, что организация ВКХ обязана осуществлять производственный контроль состава и свойств сточных вод; а абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ.
Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ указаны в приложении N 3 к Договору.
В целях осуществления контроля качества сточных вод Предприятие в присутствии представителя Общества в соответствии с действовавшими в спорный период Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525, произвело отбор сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации, из контрольных канализационных колодцев Общества, о чем составлены акты от 22.03.2018, 10.10.2018, 27.11.2018.
По результатам лабораторного исследования отобранных проб в сточных водах установлено сверхнормативное содержание загрязняющих веществ, а именно: СПАВ, железо общее, соотношение ХПК/БПК5, марганец, сульфаты, хлориды, нефтепродукты, медь, водородный показатель, кратность разбавления, АПАВ, а также залповые сбросы загрязняющих веществ (нефтепродукты, АПАВ, хлориды, медь), что подтверждено соответствующими протоколами лабораторных исследований.
Выписки из журнала контроля состава сточных вод объекта направлены абоненту с уведомлениями.
Постановлением администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 31.03.2005 N 318а "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тихвинского района" (далее - Постановление N 318а) был утвержден порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тихвинского района Ленинградской области и установлены перечень и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
Предприятие, руководствуясь постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области" (далее - Постановление N 326) и Постановлением N 318а, начислило Компании по Договору плату за негативное воздействие на водный объект, а также на основании Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), - плату за негативное воздействие на работу ЦСВ и выставило последней для оплаты соответствующие счета.
Поскольку Общество не оплатило задолженность, претензию от 06.08.2019 N 12912/2019 оставило без удовлетворения, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При новом рассмотрении дела в отмененной части суды первой и апелляционной инстанций, установив факт превышения Обществом допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, проверив представленный Предприятием альтернативный расчет, составленный с использованием методики и нормативных показателей, установленных Правилами N 644 и Постановлением N 326, признали его верным и удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Правоотношения сторон в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 644, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310), Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, утвержденным Постановлением N 326.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент, в частности, обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод.
Согласно пункту 22 статьи 2 Закона N 416-ФЗ состав и свойства сточных вод - это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент обязан возместить вред, причиненный окружающей среде (пункт 2 статьи 29 Закона N 416-ФЗ).
Из подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 следует, что организация ВКХ имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод и плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в ЦСВ.
Согласно пункту 20 Постановления N 326 плата за сброс загрязняющих веществ, запрещенных и(или) не согласованных к сбросу в системы коммунальной канализации, а также за фактически установленный залповый сброс по любому из видов загрязняющих веществ и(или) нормативных показателей общих свойств сточных вод устанавливается из расчета пятикратного тарифа за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженного на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, в котором зафиксировано нарушение. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб, но не более одного месяца.
Пунктом 19 Постановления N 326 определено, что предельный размер платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации, рассчитанный по формулам, ограничивается в каждом расчетном периоде десятикратным тарифом за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженным на объем фактически сброшенных сточных вод в расчетном периоде.
Действовавшими в спорном периоде пунктами 61 и 70 Правил N 167, предусматривалось, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ. Расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 1310, действовавшего в спорном периоде, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, в спорный период одновременно действовали и подлежали применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167, и требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Согласно разъяснениям, данным в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.10.2017 N 36109-АЧ/04, указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644 - на предотвращение негативного воздействия на централизованные системы водоотведения.
Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями ВКХ двух самостоятельных видов платы:
- платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями ВКХ, наряду с порядком исчисления и взимания платы за их превышение, определяемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются необходимым элементом регулирования отношений по предотвращению негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду сбросами загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
Поскольку нормативные правовые акты органов местного самоуправления об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод или делегировании права на установление таких нормативов организациям ВКХ и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за превышение абонентами указанных нормативов, принимаются во исполнение прямого указания на это в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу (Правила N 167, Постановление N 1310), и содержат принятые в развитие положений этих актов нормы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить наличие действующего в любой момент времени на территории соответствующего субъекта Российской Федерации порядка исчисления и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в целях предотвращения негативного воздействия на водный объект, а органы местного самоуправления - наличие действующих в любой момент времени на территории соответствующих муниципальных образований нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентов или муниципальных правовых актов, делегирующих право на установление таких нормативов организациям ВКХ.
Постановлением N 326 установлен Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, пунктом 4 которого предусмотрено, что нормативы водоотведения или сброса сточных вод по составу сточных вод (допустимые сбросы загрязняющих веществ) устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
При новом рассмотрении дела истец уточнил исковые требования по взысканию платы за негативное воздействие на водный объект, а также за залповые сбросы загрязняющих веществ за март, октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года. Размер этой платы определен им альтернативным способом с применением пункта 176 Правил N 644 и пунктов 18.1 - 18.3, 20 Постановления N 326 на основе допустимых концентраций загрязняющих веществ, утвержденных в спорный период для истца компетентным органом - НЛБВУ, в рамках предоставленных ему полномочий, и имеющихся данных об эффективности очистки сточных вод очистными сооружениями истца и согласно его расчету размер этой платы составил 1 551 089 руб. 08 коп.
Суды проверили расчет истца и признали его правильным и соответствующим указанным выше нормам.
Довод подателя жалобы о том, что в расчете истца неверно применен показатель кратности разбавления, поскольку он установлен отмененным Постановлением N 318а, обоснованно отклонен судами, поскольку кратность разбавления 1:16 закреплена вышестоящим, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений нормативным актом - Постановлением N 326.
Соответственно, признание недействующим Постановления N 318а не влияет на обязанность внесения Обществом платы за сброс сточных вод, имеющих кратность разбавления свыше 1:16.
Как установлено судами, отбор проб для мониторинга эффективности очистки сточных вод очистными сооружениями производится несколько раз в месяц, акты отбора проб представлены в материалы дела. В расчетах платы за негативное воздействие отражены показатели эффективности, зафиксированные в расчетах негативного воздействия.
Из пояснений Предприятия следует, что расчеты неоднократно представлялись Обществу: по результатам отбора проб при направлении уведомления о результатах лабораторных исследований, при направлении претензии.
Все эти обстоятельства учтены судами при рассмотрении настоящего дела и им дана надлежащая правовая оценка.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А56-112871/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комацо" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Щуринова |
Судьи |
С.Ю. Щуринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.