17 марта 2022 г. |
Дело N А56-36035/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Салосиной Л.Г. (доверенность от 20.01.2022) и Лямина П.В. (доверенность от 21.12.2021),
рассмотрев 15.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Религиозной духовной образовательной организации высшего образования "Теологическая семинария Евангелическо-Лютеранской церкви" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по делу N А56-36035/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, адрес: 127994, город Москва, улица Садовая-Сухаревская, дом 16, ОГРН 1047796344111, ИНН 7701537808 (далее - Рособрнадзор), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности от 25.03.2016 N 2032, выданной религиозной духовной образовательной организации высшего образования "Теологическая Семинария Евангелическо-Лютеранской Церкви", адрес: 193149, Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Новосаратовка, 140, ОГРН 1027809235740, ИНН 7825705981 (далее - Организация).
Решением суда первой инстанции от 28.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.11.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 05.04.2021 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по настоящему делу отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решение суда первой инстанции от 13.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.11.2021, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Организаций, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - в удовлетворении заявленных требований отказать.
Организация о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
В судебном заседании представители Рособрнадзора просили оставить судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Рособрнадзором в установленном порядке Организации выдана лицензия от 25.03.2015 N 2032 на право ведения образовательной деятельности бессрочно.
На основании приказа от 20.05.2019 N 686 Рособрнадзором проведена плановая документарная проверка деятельности Организации.
В ходе проверки выявлены и зафиксированы в акте от 28.06.2019 N 171/Л/З нарушения Организацией требований законодательства об образовании.
Об устранении выявленных нарушений в срок до 27.09.2019 Рособрнадзор выдал Организации предписание от 28.06.2019 N 07-55-118/20-З.
В связи с неисполнением данного предписания Организации повторно выдано предписание от 11.11.2019 N 07-55-219/20-З/ПП, в отношении должностного лица Организации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и составлен протокол об административном правонарушении от 25.11.2019 N АП 171/Л/З-19.5.1, издано распоряжение от 03.12.2019 N 1770-07 "О запрете приема в религиозную духовную образовательную организацию высшего образования "Теологическая семинария Евангелическо-Лютеранской церкви").
Постановлением мирового судьи судебного участка N 86 Всеволожского района Ленинградской области от 05.02.2020 по делу N 3-37/2020 должностное лицо Организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно акту Рособрнадзора от 02.03.2020 N 07-55-1432, отчет о результатах исполнения повторно выданного предписания с приложением документов, подтверждающих устранение указанных в предписании нарушений, Организацией в установленный срок не представлен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Рособрнадзора в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вновь рассматривая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Рособрнадзора.
Изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково" подлежит лицензированию.
Особенности лицензирования образовательной деятельности (за исключением этой деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково"), в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральным законом, регулирующим осуществление этого вида деятельности (часть 4 статьи 1 Закона N 99-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении нарушения, срок исполнения которого не может превышать шесть месяцев.
В силу части 7 статьи 93 Закона N 273-ФЗ в случае неисполнения указанного предписания орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения, срок исполнения которого не может превышать три месяца, и запрещает прием в данную организацию полностью или частично.
Как предусмотрено частью 8 статьи 93 Закона N 273-ФЗ, в случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного предписания и в случае неисполнения в установленный срок выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с частью 12 статьи 20 Закона N 99-ФЗ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Судами двух инстанций установлено, что первоначально выданное предписание и повторное предписание Рособрнадзора в установленные сроки не исполнены Организацией в полном объеме.
Согласно частям 1, 2 статьи 37 Закона N 273-ФЗ организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.
Как предусмотрено пунктами 2, 4, 5, 7, 9 - 11 части 1, пунктом 1 части 4 статьи 41 Закона N 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя: организацию питания обучающихся; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают наблюдение за состоянием здоровья обучающихся.
Судами установлено, что на Организацию распространяются указанные требования законодательства об образовании. При этом нарушения указанных требований Организацией не устранены.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона N 273-ФЗ педагогические работники обязаны: систематически повышать свой профессиональный уровень (пункт 7); проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя (пункт 9).
Как установили суды двух инстанций, нарушения данных требований Организацией полностью не устранены: педагогические работники Организации систематически не повышают свой профессиональный уровень в соответствии с их обязанностями; не проходят предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
Согласно подпунктам "г", "м", "о" пункта 1 части 2 статьи 29 образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации: о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц; о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц); о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии.
В силу подпункта "а" пункта 3 Правил размещения на официальном сайте образований организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 583 требования к размещению государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" общедоступной информации о деятельности указанных органов в форме открытых данных предусматривают, в том числе требования к форматам и правилам оформления набора данных, а также к содержанию включаемой в них информации.
Пунктом 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785, предусмотрено, что специальный раздел должен содержать следующие подразделы: 3.4 Подраздел "Образование". О численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, о языках, на которых осуществляется образование (обучение); 3.8. Подраздел "Стипендии и иные виды материальной поддержки". Главная страница подраздела должна содержать информацию о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки, о наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии, о трудоустройстве выпускников; 3.11. Подраздел "Вакантные места для приема (перевода)". Главная страница подраздела должна содержать информацию о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц).
Судами установлено, что Организацией не устранены нарушения упомянутых требований, связанных с информационной открытостью Организации.
В связи с этим суды правомерно признали в рассматриваемом случае такую меру государственного принуждения, как аннулирование лицензии, адекватной, справедливой, пропорциональной и соразмерной характеру допущенных Организацией нарушений действующего законодательства. Рособрнадзор применительно к положениям статьи 65 АПК РФ доказал всю необходимую совокупность условий для аннулирования лицензии Организации.
Приведенные подателем жалобы доводы направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.
Однако, как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ), не допускается.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными на основании имеющихся в деле доказательств, обстоятельства, являющиеся безусловным основанием для отмены судебных актов, отсутствуют, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по делу N А56-36035/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Религиозной духовной образовательной организации высшего образования "Теологическая семинария Евангелическо-Лютеранской церкви" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.