17 марта 2022 г. |
Дело N А66-8809/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Развитие" Потапова Д.Е. (доверенность от 22.09.2021),
рассмотрев 15.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Развитие" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по делу N А66-8809/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Развитие", адрес: 117420, г. Москва, Профсоюзная ул., д. 57, пом. 1, эт. 9, ком. 21 оф. 9А, ОГРН 1156226000974, ИНН 6226012746 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области, адрес: 170008, г. Тверь, Озерная ул., д. 9, ОГРН 1086952003247, ИНН 6950076658 (далее - Управление), о признании незаконными действий по организации и проведению 07.04.2020 внеплановой выездной проверки общества по месту осуществления деятельности: склад столовой войсковой части 14245 (7-я ракетная дивизия, ЗАТО Озерный Тверской области).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по 27-й ракетной армии в лице отдела ФСБ России, войсковая часть 34087, адрес: 171090, Тверская область, город Бологое-4 (далее - Отдел ФСБ России в/ч 34087).
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление и Отдел ФСБ России в/ч 34087 о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в отдел Федеральной службе безопасности России (далее - отдел ФСБ России) в/ч 34087 поступила оперативная информация о том, что в столовую войсковой части 14245 поставляется некачественная пищевая продукция.
В целях проверки полученной информации начальник отдела ФСБ России в/ч 34087 направил в Управление письмо от 19.03.2020 N 1128 о необходимости выделения специалиста для проведения контрольно-надзорного мероприятия и отбора проб продукции, поставляемой обществом в столовую особо режимной воинской части 14245 (7-я ракетная дивизия, ЗАТО Озерный Тверской области).
Приказом Управления от 02.04.2020 N 494-ПР "Об отборе проб" в войсковую часть 14245 (7-я ракетная дивизия, ЗАТО Озерный Тверской области) для отбора проб продукции направлена государственный инспектор отдела государственного ветеринарного надзора управления Ведерникова Елена Александровна.
Отделом ФСБ России от 07.04.2020 в/ч 34087 проведено оперативно-разыскное мероприятие "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств". Одновременно в столовой войсковой части 14245 (7-я ракетная дивизия, ЗАТО Озерный Тверской области), организацию питания в которой осуществляет Общество, Россельхознадзором произведен отбор проб следующей продукции:
масла сладко-сливочного несоленого "Крестьянское", 15 г, с м. д. ж. 72,5%, производства общество с ограниченной ответственностью "Рокайль" (Московская область, г. Лобня) в количестве 0,6 кг;
масла сливочного крестьянского производства общество с ограниченной ответственностью "Прок" (Санкт-Петербург) в количестве 0,6 кг;
молока ультрапастеризованного питьевого "Молочный родник", 3,2%, 0,2 л, производства общество с ограниченной ответственностью "Пятигорский молочный комбинат" (Ставропольский край, г. Пятигорск) в количестве 600 мл;
молока ультрапастеризованного питьевого "Эконом", 3,2%, 1 л, производства общество с ограниченной ответственностью "Пятигорский молочный комбинат" в количестве 1 л;
молока ультрапастеризованного 3,2% ТВА, производства общество с ограниченной ответственностью "Балпродукт" (Саратовская область) в количестве 1 л;
пельменей категории В "Домашние" производства общество с ограниченной ответственностью "Лидер трейд" (Краснодарский край, г. Краснодар) в количестве 1 кг;
говядины тушеной "Рузком", консервы мясные стерилизованные производства закрытое акционерное общество "Лыткаринский мясоперерабатывающий завод" (Московская область, г. Лыткарино) в количестве 1,05 кг;
говядины тушеной "Не для продажи" (консервы мясные) производства общество с ограниченной ответственностью "Комбинат питания Конкорд" (Ленинградская область, г. Янино) в количестве 1,05 кг.
Пробы отобраны в присутствии представителей и оперуполнолномоченных воинской части, а также управляющего столовой.
Результаты отбора проб зафиксированы в актах отбора проб, отобранные образцы опечатаны и доставлены в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Тверская межобластная ветеринарная лаборатория" для исследования на показатели качества и безопасности.
По результатам исследований в отобранных образцах продукции выявлена фальсификация жирами немолочного происхождения, обнаружено наличие пищевых добавок (бензойной и сорбиновой кислоты), обнаружены бактерии группы кишечных палочек и сальмонеллы, что не соответствует требованиям ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" (далее - ТР ТС 033/2013), ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - ТР ТС 022/2011); ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции" (далее - ТР ТС 034/2013).
О выявлении некачественной продукции Управление сообщило Обществу, направив в его адрес соответствующие письма от 20.04.2020 N 02-15-ИС/3531, 02-15-ИС/3467.
Считая действия Управления незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к верному выводу о соответствии оспариваемых Обществом действий управления действующему законодательству и об отсутствии нарушения им прав и интересов заявителя в экономической сфере.
Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.
Заслушав пояснения представителя Общества, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), в частности, запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий: которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации; в отношении которых установлен факт фальсификации.
Согласно статье 4 Закона N 29-ФЗ качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством, в том числе применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе осуществления государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 29-ФЗ государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, федерального государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 14 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, охраны здоровья населения, а также в целях разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий органами государственного надзора организуется и проводится мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения (пункт 1). Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения проводится в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Положение об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 883 (далее - Положение N 883).
Согласно пункту 2 Положения N 883 под мониторингом понимается система наблюдения, анализа, оценки качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами (далее - пищевая продукция), питания и здоровья населения.
Мониторинг проводится в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и здорового питания населения, охраны его здоровья, а также для разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественной и опасной пищевой продукции (пункт 3 Положения N 883).
В силу подпункта "а" пункта 4 Положения N 883 при проведении мониторинга решаются, в том числе следующие задачи: сбор достоверной и объективной информации о качестве и безопасности пищевой продукции, изготавливаемой на российских предприятиях, ввозимой и выпускаемой в свободное обращение на территории Российской Федерации, а также находящейся в обороте, качестве питания и состоянии здоровья населения в связи с условиями и качеством питания.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 утверждено Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - Положение N 94).
В соответствии с пунктом 5 Положения N 94 объект контроля - организация или лицо, участвующие в изготовлении (производстве), переработке, транспортировке и (или) хранении подконтрольных товаров (продукции); подконтрольные товары (продукция) - животные и продукция животного происхождения, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 (далее - Единый перечень).
Согласно подпункту "а" пункта 116 Положения N 94 отбор проб подконтрольных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Таможенного союза, может осуществляться по запросу производителя или владельца данного товара или по решению государственного ветеринарного инспектора в ходе осуществления государственной программы мониторинга, проводимой в рамках государственного ветеринарного контроля (надзора) за безопасностью подконтрольных товаров (продукции), которые находятся в обороте на таможенной территории Таможенного союза.
Как предусмотрено пунктом 117 Положения N 94, целью отбора проб является получение образцов для последующего лабораторного исследования.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Управлением проводились мероприятия по осуществлению государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов на основании приказа Управления от 02.04.2020 N 494-ПР, письма отдела ФСБ России в/ч 34087 от 19.03.2020 N 1128 и поступившей оперативной информации о том, что в столовую войсковой части 14245 поставляется некачественная пищевая продукция.
Судами также установлено, что Управлением в рамках мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов осуществлен отбор проб молочной продукции, масла, полуфабрикатов замороженных (пельменей). По результатам исследований в отобранных образцах продукции выявлена фальсификация жирами немолочного происхождения, обнаружено наличие пищевых добавок (бензойной и сорбиновой кислоты), обнаружены БГКП (бактерии группы кишечных палочек) и сальмонеллы, что не соответствует требованиям TP ТС 033/2013, TP ТС 022/2011, TP ТС 021/2011, TP ТС 034/2013.
При этом, как указали суды, лабораторные исследования в отношении образцов продукции проведены аккредитованной испытательной лабораторией, имеющей необходимый аттестат аккредитации, сведения о нарушении установленных нормативов качества и безопасности пищевой продукции Обществом не оспорены.
Приняв во внимание правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2018 N 302-КГ17-13396, исходя из того, что при отборе проб Управление руководствовалось положениями статьи 4 Закона N 29-ФЗ, а положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к рассматриваемой ситуации неприменимы, суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий Управления незаконными, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные подателем жалобы доводы направлены на иную оценку представленных в дело доказательств.
Однако, как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ), не допускается.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными на основании имеющихся в деле доказательств, обстоятельства, являющиеся безусловным основанием для отмены судебных актов, отсутствуют, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по делу N А66-8809/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Развитие" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "а" пункта 116 Положения N 94 отбор проб подконтрольных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Таможенного союза, может осуществляться по запросу производителя или владельца данного товара или по решению государственного ветеринарного инспектора в ходе осуществления государственной программы мониторинга, проводимой в рамках государственного ветеринарного контроля (надзора) за безопасностью подконтрольных товаров (продукции), которые находятся в обороте на таможенной территории Таможенного союза.
Как предусмотрено пунктом 117 Положения N 94, целью отбора проб является получение образцов для последующего лабораторного исследования.
...
Приняв во внимание правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2018 N 302-КГ17-13396, исходя из того, что при отборе проб Управление руководствовалось положениями статьи 4 Закона N 29-ФЗ, а положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к рассматриваемой ситуации неприменимы, суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий Управления незаконными, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2022 г. N Ф07-1810/22 по делу N А66-8809/2020
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1810/2022
29.11.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8268/2021
13.07.2021 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-8809/20
25.12.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10439/20