22 марта 2022 г. |
Дело N А56-44699/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Соколовой С.В.,
при участии от Северо-Западной электронной таможни Федоровой Ю.В. (доверенность от 29.12.2021 N 03-38/23516),
рассмотрев 21.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по делу N А56-44699/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вектор Медикал", адрес: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, корп. 1, пом. LXXXIV, ОГРН 1077759942809, ИНН 7715665422 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 12.04.2021 N 08-16/05319 Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, ул. Кременчугская, д. 21, корп. 2, стр. 1, ОГРН 1207800051909, ИНН 7813644170 (далее - Таможня), о внесении изменений в ДТ N 10228010/191120/0077314; о возложении на Таможню обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, путем возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 545 657 руб. 86 коп. и осуществить начисление и выплату процентов со дня, следующего за днем их взыскания по день фактического возврата.
Решением суда от 02.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021, решение суда отменено. Признан незаконным отказ Таможни, выраженный в письме от 12.04.2021 N 08-16/05319, во внесении изменений в ДТ N 10228010/191120/0077314.
Апелляционный суд обязал Таможню возвратить Обществу 545 657 руб. 86 коп. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, начислить проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) с даты, следующей с даты взыскания, по дату фактического возврата платежей.
Также с Таможни в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины по первой инстанции и по апелляционной жалобе в размере 4500 руб. Обществу возвращено из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по первой инстанции в размере 10 913 руб. и по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб.
В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств дела, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда.
Податель кассационной жалобы указывает, что преобладание количества принадлежностей над количеством ввозимых медицинских издлелий не позволило таможенному органу предоставить Обществу освобождение от налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Таможня также указывает, что суд апелляционной инстанции обязал возвратить Обществу 545 657 руб. 86 коп. НДС, однако сумма доначисленных таможенных платежей составила 542 187 руб. 86 коп. Кроме того, Таможня не согласна с возложением обязанности начислить проценты по статье 395 ГК РФ, указывает, что возврат процентов осуществляется на основании положений статьи 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
От Общества поступил отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество во исполнение внешнеэкономического контракта от 03.06.2009 N 03/06-FM-09-1, заключенного с компанией "FLEXICARE MEDICAL LIMITED" (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и на Северо-Западном таможенном посту (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни с использованием ДТ N 10228010/191120/0077314 (далее - ДТ) задекларировало товар: устройство ручное для искусственной вентиляции легких RESUSCITATOR BAGS с принадлежностями (изделия медицинской жизненно необходимой техники), код ОКП 94 4460, код ОКПД 2 32.50.21.121:
- устройство ручное для ИВЛ/ADULT RESUSCITATOR BAG WITH MASK +02 LINE + RESERVOIR BAG (no 5 шт. * 2 кор), производитель: FLEXICARE MEDICAL LIMITED, товарный знак: FLEXICARE, артикул: 038-71-940, кол-во - 10.00 шт.;
- принадлежности: абсорбент (стартовый Набор)/VENTISORB СО2 ABSORBENT WHITE (2x4,5 KG CONTAINERS) (no 2 шт. * 1560 кор.), производитель: FLEXICARE MEDICAL LIMITED, товарный знак: VENTISORB, артикул: 038-05-604, кол-во - 3120 шт. (далее - товар).
В графе 33 ДТ декларантом заявлен классификационный код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 9019 20 000 0: "Устройства для механотерапии; аппараты массажные; аппаратура для психологических тестов для определения способностей; аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура: - аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура", ставки ввозной таможенной пошлины - 0%, НДС - 20%.
В графе 36 ДТ заявлены сведения об особенностях исчисления НДС - "ОООО-ХТ" (освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий).
В графе 44 ДТ под кодом "07012" в качестве документа, подтверждающего соблюдение условий для применения льготы по уплате НДС, указано регистрационное удостоверение от 10.02.2014 N РЗН 2013/1311.
20.11.2020 Северо-Западной электронной таможней принято решение об отказе в предоставлении льготы по уплате НДС в отношении части товара N 1 "принадлежности: абсорбент (стартовый набор)/VENTISORB СО2 ABSORBENT WHITE (2x4.5 KG CONTAINERS) (по 2 шт. * 1560 кор.), производитель: FLEXICARE MEDICAL LIMITED, товарный знак: VENTISORB, артикул: 038-05-604" и выделении указанной части товара в отдельный товар (далее - товар N 2).
В связи с принятием решения об отказе в предоставлении льготы по уплате НДС в отношении части товара N 1 решением от 22.11.2020 в ДТ внесены соответствующие изменения (дополнения), сформирована корректировка декларации на товары, сумма НДС в отношении товара N 2 в размере 542 187 руб. 86 руб. списана с Единого лицевого счета декларанта.
23.11.2020 товары, задекларированные по ДТ, выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
18.01.2021 в Северо-Западную электронную таможню поступило заявление Общества о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 12.01.2021 б/н (вх. таможни от 18.01.2021 N 00376) (далее - заявление от 12.01.2021) в части возврата суммы НДС в отношении товара N 2 с приложением подтверждающих документов.
Письмом таможни от 22.01.2021 N 08-16/00728 заявление от 12.01.2021 возвращено Обществу без рассмотрения.
Письмом от 19.02.2021 N б/н Общество обратилось в Центральное таможенное управление (далее - ЦТУ). Указанное обращение перенаправлено в таможню письмом ЦТУ от 05.03.2021 N 7840/5922 (вх. от 15.03.2021 N 02990) для рассмотрения по принадлежности.
12.04.2021 по результатам рассмотрения обращения Общества от 19.02.2021 Северо-Западной электронной таможней принято решение об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, формализованное в письме от 12.04.2021 N 08-16/05319, в связи с отсутствием документов, подтверждающих вносимые изменения.
Не согласившись с указанным решением Северо-Западной электронной таможни, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности отказа таможни, выраженного в письме от 12.04.2021 N 08-16/05319, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, изучив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Регистрация медицинских изделий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий).
Исходя из пункта 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Как следует из положений абзаца второго пункта 2 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС.
Обязательным условием для применения предусмотренной абзацем вторым пункта 2 статьи 150 НК РФ преференции является предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 подпункта 2 статьи 150 НК РФ ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, по Перечню, утверждаемому Правительством РФ, также не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень).
Освобождение от налогообложения товаров согласно Перечню N 1042 осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Как установил суд апелляционной инстанции, согласно регистрационному удостоверению от 10.02.2014 N РЗН 2013/1311 медицинское изделие "Устройство ручное для искусственной вентиляции легких Resuscitator Bags с принадлежностями", подтверждает регистрацию товара в качестве изделия медицинского назначения, следовательно, на территорию Российской Федерации совместно с самим изделием может быть ввезено соответствующее количество из указанных в приложении позиций принадлежностей.
В Приложении к регистрационному удостоверению от 10.02.2014 N РЗН 2013/1311 указаны принадлежности к медицинскому изделию, в том числе, "Абсорбент (стартовый набор)" (пункт 11).
При этом в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Соответственно, действующее законодательство позволяет осуществлять ввоз принадлежностей к медицинским изделиям, указанных в регистрационном удостоверении, на основании данного документа.
Каких-либо доказательств возможности использования спорного абсорбент отдельно от устройства, наличии признаков злоупотребления правом со стороны Общества в материалы дела не представлено.
Исходя из представленной доказательственной базы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что задекларированный Обществом товар относится к медицинским изделиям, ввоз которых освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость, в связи с чем Общество имело право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты НДС.
Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу.
Суд апелляционной инстанции также принял во внимание, что аналогичная правовая позиция изложены судами первой, апелляционной и кассационной инстанций в судебных актах по делу N А40-133386/20-2-668, в рамках которого Обществом оспаривался аналогичный отказ таможенного органа в предоставлении льготы по уплате НДС при ввозе медицинских изделий с принадлежностями на территорию Российской Федерации.
При таком положении суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о незаконности отказа Таможни, выраженного в письме от 12.04.2021 N 08-16/05319, во внесении изменений в ДТ N 10228010/191120/0077314.
В соответствии с пунктом 33 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
При этом судом апелляционной инстанции ошибочно указана подлежащая возврату сумма 545 657 руб. 86 коп., поскольку сумма доначисленных таможенных платежей составила 542 187 руб. 86 коп.
Принимая во внимание, что суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права к установленным обстоятельствам, однако указал ошибочную сумму, подлежащую возврату, суд кассационной инстанции считает возможным изменить постановление апелляционной инстанции, не направляя дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по делу N А56-44699/2021 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2021 по делу N А56-44699/2021 отменить.
Признать незаконным отказ Северо-Западной электронной таможни, выраженный в письме от 12.04.2021 N 08-16/05319, во внесении изменений в ДТ N 10228010/191120/0077314.
Обязать Северо-Западную электронную таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вектор Медикал" излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 542187 руб. 86 коп.; начислить проценты за пользование чужими денежными средствами в установленном порядке.
Взыскать с Северо-Западной электронной таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вектор Медикал" государственную пошлину по первой инстанции и по апелляционной жалобе в размере 4500 руб.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Вектор Медикал" излишне уплаченную государственную пошлину по первой инстанции в размере 10913 руб. и по апелляционной жалобе в размере 1500 руб".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по делу N А56-44699/2021 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:"
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 марта 2022 г. N Ф07-1713/22 по делу N А56-44699/2021
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1713/2022
22.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1713/2022
24.11.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31584/2021
02.08.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-44699/2021