25 марта 2022 г. |
Дело N А66-21034/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Щуриновой С.Ю.,
при участии от акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" Волкова С.Ю. (доверенность от 08.07.2021 N 08.07/14), Смирновой А.А. (доверенность от 04.02.2022 N 04.02/01), от муниципального учреждения Администрация муниципального образования городское поселение - поселок Козлово Широковой О.Ю. (доверенность от 23.12.2021 N 34-23/12-2021),
рассмотрев 22.03.2022 в открытом судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" и муниципального учреждения Администрация муниципального образования городское поселение - поселок Козлово на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу N А66-21034/2018,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт", адрес: 115432, Москва, Проектируемый проезд 4062-й, дом 6, строение 25, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному учреждению Администрация муниципального образования городское поселение - поселок Козлово, адрес: 171274, Тверская область, Конаковский район, поселок городского типа Козлово, улица Д. Обушева, дом 16, ОГРН 1056910026183, ИНН 6911023892 (далее - Администрация), о взыскании 7 130 767 руб. 17 коп. задолженности по оплате фактических потерь электрической энергии за период с октября 2017 года по сентябрь 2018 года, 2 381 509 руб. 56 коп. неустойки за период с 21.11.2017 по 02.06.2020 с последующим начислением неустойки с 03.06.2020 по день исполнения решения суда в соответствие с абзацем восьмым пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2002 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Россети Центр" (далее - ПАО "Россети Центр"), государственный комплекс "Завидово" Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 10.06.2020 исковые требования удовлетворены частично. С Администрации в пользу Общества взыскано 1 022 120 руб. 08 коп. задолженности, 335 700 руб. неустойки за период с 21.11.2017 по 02.06.2020 с продолжение взыскания неустойки, начиная с 03.06.2020 на сумму долга по день фактического исполнения денежного обязательства. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Определением от 20.10.2020 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Тэско", общество с ограниченной ответственностью "ПромИнвест", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Конаковская центральная районная больница".
Постановлением апелляционного суда от 02.12.2021 решение суда от 10.06.2020 отменено. С Администрации в пользу Общества взыскано 3 734 223 руб. 40 коп. задолженности по оплате фактических потерь электрической энергии за период с октября 2017 года по сентябрь 2018 года, 1 518 975 руб. 74 коп. неустойки за период с 21.11.2017 по 02.06.2020, неустойка за каждый день просрочки за период с 03.06.2020 по день фактической оплаты задолженности в соответствии с абзацем восьмым пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Как указывает податель жалобы, апелляционный суд неправильно применил нормы Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения). Администрация не обеспечила передачу бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, расположенных в поселке Козлово, специализированным организациям, а, следовательно, должна оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникающих в указанных объектах. В материалах дела отсутствуют доказательства передачи части объектов электросетевого хозяйства обществу с ограниченной ответственностью "ТЭСКО" (далее - ООО "ТЭСКО").
Администрация также обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы оспаривает выводы апелляционного суда о возможности применения в качестве расчетных приборов учета, установленных ПАО "Россети Центр" на входе в сеть Администрации, об обязанности Администрации оформить акты разграничения балансовой принадлежности с потребителями (третьими лицами), присоединенными к сетям Администрации, и установить приборы учета электрической энергии.
В отзывах на кассационные жалобы Администрация и Общество возражают против удовлетворения жалоб своих процессуальных оппонентов.
В судебном заседании представители Администрации и Общества поддержали доводы, приведенные в своих кассационных жалобах, и возражали против удовлетворения жалобы процессуального оппонента.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалоб.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.03.2014 N 116 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика" Обществу с 01.04.2014 присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", за исключением второй зоны деятельности открытого акционерного общества "МРСК Центра" и зоны деятельности открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт".
Муниципальному образованию городское поселение - поселок Козлово Конаковского района Тверской области принадлежат объекты электросетевого хозяйства, распложенные на территории поселка Козлово Конаковского района Тверской области. На территории поселка Козлово также находятся объекты, принадлежащие третьим лицам - потребителям электрической энергии.
Данные объекты подключены к сетям сетевой организации опосредованно, через объекты электросетевого хозяйства Администрации, а также через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.
Упрощенно схема подключения потребителей, имеющих энергопринимающие устройства в поселке Козлово, изображена на представленной в материалы дела схеме (том дела 10, лист 72).
Объекты электросетевого хозяйства Администрации подключены к сетям ПАО "Россети Центра" в ПС 35/10 кВ.
Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ПАО "Россети Центра" и Администрацией, Администрацией и потребителями электрической энергии, чьи объекты расположены в поселке Козлово, не составлены и не подписаны.
Для определения объема отпуска электрической энергии в сети Администрации Общество использует приборы учета Протон К ЦМ-05-А-1 N 94591229 и N 4510960.
Проверка данных приборов учета проводилась работниками ПАО "Россети Центра" 28.10.2016, по результатам которой они были признаны пригодными к расчетам (том дела 9, листы 143-144).
В ходе проведенной при рассмотрении настоящего дела в суде апелляционной инстанции проверки данные приборы учета были признаны непригодными к эксплуатации в связи с отсутствием данных о поверке (том дела 10, лист 10).
Объем отпуска из сети Администрации определяется на основании данных об объемах потребления электрической энергии потребителей, объекты энергопотребления которых подключены к сетям Администрации или бесхозяйным объектам энергосетевого хозяйства, которые в свою очередь подключены к сетям Администрации.
Данные об объемах отпуска электрической энергии в сеть Администрации по указанным выше приборам учета за спорные периоды и объема потребления электрической энергии потребителями энергетической энергии, подключенным к сетям ПАО "Россети Центра" опосредованно через сети Администрации представлены ПАО "Россети Центра" (том дела 2, листы 13-65).
Общество, ссылаясь на то, что в период с октября 2017 по сентябрь 2018 года Администрация, являясь законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, в отсутствие оформленного договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии приобрела электрическую энергию в целях компенсации потерь в своих сетях, однако оплату энергии не произвела, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), абзацем третьим пункта 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, пунктом 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), пунктами 129 и 130 Основных положений, удовлетворил иск в части.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалоб, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ, пунктам 6, 51 Правил N 861 владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов и обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в их собственности объектах электросетевого хозяйства.
В силу пункта 4 Основных положений иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Как указано в пункте 129 Основных положений, потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих иным владельцам объектов электросетевого хозяйства объектах электросетевого хозяйства, приравниваются к потреблению электрической энергии и оплачиваются иными владельцами в рамках заключенных ими договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, с учетом оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии.
При этом определение объема потребления электрической энергии объектами электросетевого хозяйства иных владельцев осуществляется в порядке, установленном пунктами 185 - 189 настоящего документа, а в случае непредставления показаний, двукратного недопуска для целей проведения проверки или отсутствия приборов учета на границе таких объектов электросетевого хозяйства, если обязанность по их установке должны были выполнить иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, определение объемов потребления электрической энергии осуществляется в соответствии с пунктом 183 настоящего документа.
В силу пункта 130 Основных положений при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии или договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевые организации (иные владельцы объектов электросетевого хозяйства) оплачивают стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
По смыслу приведенных норм на владельцев объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, распространяется обязанность по оплате фактических потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им сетях. При этом порядок определения фактических потерь для владельцев электросетевого хозяйства аналогичен порядку, установленному для сетевых организаций.
Согласно пункту 185 Основных положений сетевые организации определяют: объем электрической энергии, переданной в принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства; объем электрической энергии, переданной из принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства в объекты электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций; объем электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к объектам электросетевого хозяйства этих сетевых организаций; фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства этих сетевых организаций.
Эти же правила в силу пункта 129 Основных положений подлежат применению к порядку определения потерь в сетях Администрации как иного владельца объектов электросетевого хозяйства.
Данные об объемах электрической энергии, поступившей в сеть Администрации и объема электрической энергии, отпущенной из нее потребителям, чьи энергопотребляющие объекты присоединены к сетям Администрации или к бесхозяйным сетям, которые в свою очередь подсоединены к сетям Администрации, представлены ПАО "Россети Центра".
Представленные ПАО "Россети Центра" сведения проверены апелляционным судом и в отсутствие надлежащего опровержения Администрацией признаны достоверными.
Доводы Администрации о том, что данные приборов учета ПАО "Россети Центра" N 94591229 и N 94510960 не могут быть использованы для определения объема отпуска электрической энергии в сеть Администрации, являлись предметом исследования и оценки апелляционного суда и мотивированно отклонены с учетом следующего.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанные приборы учета в спорные периоды были признаны непригодными для расчетов. Акт, составленный 06.11.2020 о невозможности использования показаний данных приборов учета, не может свидетельствовать о недостоверности их показаний в спорный период.
Возможность использования указанных приборов учета для определения объема поступающей в сеть Администрации электрической энергии подтверждается актами проверки ПАО "Россети Центра" от 28.10.2016 и не оспаривалась Администрацией при рассмотрении дел N А66-22332/2017 и N А66-22333/2017, в которых рассматривались аналогичные иски за предшествующие периоды.
Пунктом 129 Основных положений предусмотрено применение расчетных способов определения объема электрической энергии, принятой в объекты электросетевого хозяйства иных владельцев, в случае отсутствия приборов учета.
Так, пунктом 183 Основных положений установлено, что объем электрической энергии, принятой в объекты электросетевого хозяйства, определяется исходя из максимальных среднесуточных значений за месяц, в котором было зафиксировано наибольшее поступление в сеть по данной точке поставки за прошедший год.
Поскольку Администрация не доказала, что исчисленный исходя из среднесуточных значений объем электроэнергии менее определенного по показаниям приборов учета, апелляционный суд правомерно признал верным определение объема полезного отпуска по приборам учета ПАО "Россети Центра".
Согласно пунктам 185-189 Основных положений, применяемых к отношениям сторон в силу пункта 129 Основных положений, Администрация обязана составить баланс электрической энергии и представить его Обществу до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
При этом в баланс входят следующие показатели:
- объем электрической энергии, переданной в принадлежащие Администрации объекты электросетевого хозяйства;
- объем электрической энергии, переданной из принадлежащих Администрации объектов электросетевого хозяйства в объекты электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций;
- объем электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к объектам электросетевого хозяйства Администрации;
- фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства Администрации.
Однако указанные балансы Администрацией не составлялись, Обществу не передавались и в материалы дела не представлены.
Ввиду отсутствия балансов Общество рассчитало объем электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к объектам электросетевого хозяйства Администрации, на основании данных, которыми располагал гарантирующий поставщик.
Неисполнение установленной Основными положениями обязанности по составлению баланса электрической энергии влечет для Администрации риски оплаты потерь в размере, определенном гарантирующим поставщиком, исходя из имеющихся у него данных, должным образом не опровергнутых Администрацией.
Вопреки доводам жалобы Администрации обязанность иного владельца объектов электросетевого хозяйства по обеспечению учета электрической энергии в точках приема установлена пунктом 145 Основных положений.
Доводы Администрации о том, что объем электрической энергии, отпущенной из принадлежащих ей объектов в сети потребителей, определен некорректно ввиду отсутствия актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между сторонами и установленных на границах балансовой принадлежности приборов учета, необоснованны, поскольку в силу пункта 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ именно Администрация должна была составить указанные акты с подключенными к его сетям потребителями и контролировать, в том числе с помощью приборов учета объем электрической энергии, отпускаемой из её сети.
Доводы кассационной жалобы Общества также не составляют оснований для отмены обжалуемого постановления.
Согласно пункту 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Сетевая организация может владеть объектами сетевого хозяйства на праве собственности и праве аренды электросетей. Законное владение на практике допускается пользование сетевой организацией теми бесхозяйными сетями, которые оформлены органами местного самоуправления по правилам части первой пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса и переданы сетевой организации в управление. В таких случаях органы государственного регулирования цен включают расходы сетевых организаций по эксплуатации бесхозяйных сетей и нормативные потери в них в тариф на услуги по передаче электроэнергии.
Согласно пункту 4 статьи 28 Закона N 35-ФЗ при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов.
Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией указанных объектов.
Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают возмездные услуги по передаче электроэнергии.
Указанная правовая позиция приведена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.02.2014 N ВАС-1132/14.
Принимая во внимание приведенные нормы, апелляционный суд правомерно отказал во взыскании стоимости потерь, возникающих в бесхозяйных объектах электросетевого хозяйства и используемых сетевой организацией для доставки электрической энергии до потребителей.
Вопреки доводам жалобы Общества несовершение Администрацией действий по передаче бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства специализированным организациям в силу приведенных норм не является основанием для взыскания с неё стоимости потерь электроэнергии в указанных объектах.
В материалы дела представлены отзыв ООО "ТЭСКО" и документы, подтверждающие факт владения им объектов электросетевого хозяйства на установленных законом основаниях (том дела 9, листы 87-93), что опровергает доводы жалобы Общества об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих правомерность выводов апелляционного суда об отказе в иске в части взыскания стоимости потерь электроэнергии, приходящихся на указанные объекты.
С учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм апелляционный суд правомерно удовлетворил иск в обжалуемой части.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов апелляционного суда применительно к установленным им обстоятельствам дела.
Иное толкование подателями жалоб норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Выводы апелляционного суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу N А66-21034/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" и муниципального учреждения Администрация муниципального образования городское поселение - поселок Козлово - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Сетевая организация может владеть объектами сетевого хозяйства на праве собственности и праве аренды электросетей. Законное владение на практике допускается пользование сетевой организацией теми бесхозяйными сетями, которые оформлены органами местного самоуправления по правилам части первой пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса и переданы сетевой организации в управление. В таких случаях органы государственного регулирования цен включают расходы сетевых организаций по эксплуатации бесхозяйных сетей и нормативные потери в них в тариф на услуги по передаче электроэнергии.
Согласно пункту 4 статьи 28 Закона N 35-ФЗ при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов.
...
Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают возмездные услуги по передаче электроэнергии.
Указанная правовая позиция приведена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.02.2014 N ВАС-1132/14."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 марта 2022 г. N Ф07-2188/22 по делу N А66-21034/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2188/2022
02.12.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6192/20
10.06.2020 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-21034/18
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-21034/18