• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 марта 2022 г. N Ф07-1960/22 по делу N А56-90875/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Общество в обоснование соблюдения процедуры созыва внеочередного общего собрания участников Общества ссылалось на имевшую место в дальнейшем электронную переписку между Бочкаревым Г.С. и Кремих А.И., в ходе которой Бочкаревым Г.С. как исполнительным органом Общества с адреса своей электронной почты на адрес электронной почты Кремих А.И. было направлено уведомление о проведении 24.09.2020 внеочередного общего собрания участников Общества по адресу: Екатеринбург, ул. Мельникова, д. 38, оф. 85, с повесткой дня, дополненной вопросами 5 и 6.

В свою очередь, Бочкарев Г.С. отрицал направление каких-либо писем в адрес Кремих А.И. и получение электронных писем от нее.

Между тем возможность направления юридически значимых уведомлений по электронной почте не предусмотрена ни статьями 35, 36 Закона об обществах, ни уставом Общества. Направление письма с адреса электронной почты не позволяет однозначно определить автора письма, поскольку не исключается доступ к адресу электронной почты или соответствующему устройству посторонних лиц.

При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что поскольку в установленный срок исполнительный орган не уведомил участника, потребовавшего проведения внеочередного общего собрания, в надлежащей форме о принятом решении, организатором внеочередного общего собрания должен был выступить его инициатор, то есть участник Общества Кремих А.И.

В то же время в материалы дела не представлены доказательства уведомления участником Общества Кремих А.И. другого участника Общества Бочкарева Г.С. в установленном статьей 36 Закона об обществах порядке, то есть заказным письмом, о проведении внеочередного общего собрания участников Общества. При этом принятые на собрании решения в части прекращения полномочий Бочкарева Г.С. однозначно затрагивают его права.

С учетом изложенного суды правомерно признали оспариваемые решения недействительными как принятые с существенным нарушением требований Закона об обществах и нарушающие права и законные интересы истца.

Вместе с тем суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых решений ничтожными по причине того, что они нотариально не удостоверены, поскольку пунктом 8.4 устава Общества предусмотрен иной способ удостоверения принятых решений - путем подписания протокола всеми участниками собрания. Указанный вывод судов не противоречит подпункту 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ, разъяснениям, содержащимся в пункте 107 постановления N 25, положениям устава Общества, верно истолкованным судами."