31 марта 2022 г. |
Дело N А05-8296/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 30.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А05-8296/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВИД"; адрес: 164170, Архангельская об., г. Мирный, ул. Неделина, д. 31, оф. 4, ОГРН 1162901065030, ИНН 2925006459 (далее - ООО "ВИД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предостережения Северного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 163000, г.Архангельск, Троицкий пр., д.14, ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831 (далее - Росприроднадзор, Управление) от 07.05.2021 N 06-02-2021/67.
Решением суда от 27.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.12.2021, заявленные требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов о том, что оспариваемое предостережение вынесено в адрес Обществу в отсутствие предусмотренных частью 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) оснований. Управление указывает, что предостережение носит профилактический характер и при этом направлено на устранение нарушения действующего лицензионного законодательства и на недопущение административных правонарушений.
Представители Общества и Управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Обществом получена бессрочная лицензия на деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (29 ME 003254 N 84 мет от 25.09.2018).
На основании поручения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об усилении контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в целях профилактики нарушений обязательных требований природоохранного законодательства в области лицензирования деятельности по обращению с отходами 1-4 классов опасности (в том числе и с отходами лома черных, цветных и драгоценных металлов, относящихся к отходам 1-4 классов опасности) изложенного в письме от 18.02.2021 N СР-10-01-31/4740, Управление на основании части 5 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ направило Обществу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 07.05.2021 N 06-02-2021/67.
Основанием для направления указанного предостережения послужило то, что группа отходов "лом и отходы черных и цветных металлов" включена в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - Приказ N 242), и виды отходов, входящие в состав указанной группы, имеют различные классы опасности от II класса опасности до V. По мнению Управления, наличие у Общества лицензии на деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (29 ME 003254 N 84 мет от 25.09.2018) не отменяет и не заменяет необходимость получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, предусмотренную статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ, Закон об отходах).
Поскольку у Общества отсутствует лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, то ему предложено принять меры по соблюдению требований пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ, Закон о лицензировании) и направить в Управление уведомление об исполнении предостережения в срок до 01.09.2021.
Не согласившись с этим предостережением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у Управления в данном случае правовых и фактических оснований для выдачи Обществу оспариваемого предостережения.
При системном истолковании значимых нормативных положений суды учли правовую позицию Общества и Управления, их письменные пояснения, специфику осуществляемой Обществом деятельности и имеющейся у него лицензии, правовые последствия такой деятельности.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
В целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 названной статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом (пункт 4 части 2).
При условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (часть 5).
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований (часть 6).
Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 (далее - Правила N 166).
Указанными Правилами (пункт 2) предусмотрено, что решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля или иное уполномоченное приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на основании предложений должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии указанных в части 5 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ сведений.
В настоящем деле суды пришли к выводу, что предостережение вынесено Обществу в отсутствие оснований предусмотренных частью 5 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ.
С таким выводом суд округа соглашается в силу следующего.
Частью 2 статьи 9 Закона N 99-ФЗ установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Лицензированию подлежит также и деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (пункт 34 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Законом N 89-ФЗ, в статье 1 которой установлены основные понятия (такие как, отходы производства и потребления; лом и отходы цветных и (или) черных металлов; обращение с отходами; сбор отходов; транспортирование отходов; размещение отходов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 утверждено Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (далее - Положение N 1287), которое определяет порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
В соответствии с пунктом 3 указанного Положения лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ: а) заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов; б) заготовку, хранение, переработку и реализацию лома цветных металлов.
В пункте 4 Положения даны определения основных понятий, используемых в Положении (заготовка, хранение, переработка, реализация).
Материалами дела подтверждается, что Обществом получена лицензия на деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (29 ME 003254 N 84 мет от 25.09.2018); адреса мест осуществления деятельности: 164260, Архангельская обл., Плесецкий р-н, п. Плесецк, ул. Синкевича, д. 48, кадастровый номер земельного участка 29:15:120402:7; Архангельская обл., Плесецкий р-н, п. Плесецк, ул. Партизанская, д. 47.
Суды на основании анализа вышеизложенных норм и наличия у Общества действующей лицензии на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, несмотря на то, что группа отходов "лом и отходы черных и цветных металлов" действительно включена в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом N 242 (далее - Каталог отходов), и виды отходов, входящие в состав указанной группы, имеют различные классы опасности от II класса опасности до V, не согласились с утверждением Управления об обязанности получения Обществом нескольких лицензий на осуществление одного и того же вида лицензируемой деятельности, как не предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации.
Суды с должной обоснованностью сочли, что включение указанной группы отходов в Каталог отходов само по себе не свидетельствует о необходимости в целях осуществления деятельности по обращению с ломом и отходами черных и цветных металлов помимо уже имеющейся лицензии, дающей лицензиату право на осуществление заготовки, хранения переработки и реализации лома черных и цветных металлов получить дополнительно еще и лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, поскольку лом и отходы черных и цветных металлов законодательно выделены из общего числа отходов производства и потребления (статья 13.1 Закона об отходах) и деятельность по обращению с ними регулируется отдельными нормативно-правовыми актами, в частности, Положением N 1287, Правилами обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370, Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369.
Такое восприятие вышеназванных норм, с учетом разъяснений Минприроды, изложенных в письме от 09.11.2020 N 25-50/14385-ОГ "О рассмотрении обращения по вопросу разъяснения по осуществлению лицензированной деятельности в области обращения с отходами производства и потребления", а равно сложившейся по названому вопросу судебной практики, позволило судам сделать правомерный вывод, что при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов не требуется одновременно оформление лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов (отходов I - IV классов опасности).
При этом, суд обратил внимание на то, что исключение составляют случаи если в процессе указанной деятельности образуются иные отходы I - IV классов опасности, не являющиеся ломом черных и цветных металлов, а также - принятия лома черных и цветных металлов от других лиц в качестве отходов II - IV классов опасности обращение с такими отходами осуществляется в общем порядке, предусмотренном Законом N 89-ФЗ и Законом N 99-ФЗ (в данном деле такие доказательства не представлены).
Доводы Управления о том, что предостережение носит только профилактический характер, не нарушает прав Общества и не создает препятствий в осуществляемой им деятельности противоречит части 3 статьи 20 Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", в силу которой в случае неисполнения требования, изложенного в предостережении о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, выдача предостережения влечет определенные последствия для субъекта предпринимательской деятельности и непосредственно касается его экономической деятельности, так как в любом случае лицо должно представить пояснения относительно возможных выявленных нарушениях, направить уведомление об исполнении предостережения и в дальнейшем его деятельность может быть подвергнута проверке в порядке Закона N 294-ФЗ и иных нормативных актов.
С учетом изложенного, суд верно признал, что предостережение Управлением вынесено Обществу в отсутствие предусмотренных частью 5 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ оснований.
Кассационная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали их выводы, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом несостоятельными.
Оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А05-8296/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северного Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Управления о том, что предостережение носит только профилактический характер, не нарушает прав Общества и не создает препятствий в осуществляемой им деятельности противоречит части 3 статьи 20 Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", в силу которой в случае неисполнения требования, изложенного в предостережении о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, выдача предостережения влечет определенные последствия для субъекта предпринимательской деятельности и непосредственно касается его экономической деятельности, так как в любом случае лицо должно представить пояснения относительно возможных выявленных нарушениях, направить уведомление об исполнении предостережения и в дальнейшем его деятельность может быть подвергнута проверке в порядке Закона N 294-ФЗ и иных нормативных актов.
С учетом изложенного, суд верно признал, что предостережение Управлением вынесено Обществу в отсутствие предусмотренных частью 5 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ оснований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2022 г. N Ф07-2387/22 по делу N А05-8296/2021