31 марта 2022 г. |
Дело N А42-2165/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
рассмотрев 24.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу N А42-2165/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Электротранспорт города Мурманска", адрес: 183034, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 49, ОГРН 1085190015514, ИНН 5190193597 (далее - Общество, АО "Электротранспорт"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с Мурманской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, адрес: 183032, г. Мурманск, Гвардейская ул., д. 21, ОГРН 1065190060650, ИНН 5190148202 (далее - Министерство транспорта), о взыскании убытков в связи с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемому тарифу городским транспортом по муниципальным маршрутам в феврале - декабре 2020 года в сумме 24 100 321,95 руб. (межтарифная разница).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Мурманской области, адрес: 183032, г. Мурманск, Кольский пр., д.1, ОГРН 1025100863160, ИНН 5191501950 (далее - Министерство финансов), администрация города Мурманска, адрес: 183036, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827 (далее - Администрация), Комитет по тарифному регулированию Мурманской области, адрес: 183006, Мурманская область, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1045100171511, ИНН 5190127403 (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 25.08.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство транспорта, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 25.08.2021 и постановление от 22.11.2021, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы указывает, что заявленные к возмещению убытки представляют собой межтарифную разницу между установленными Администрацией регулируемым экономически обоснованным тарифом для перевозчика (37,49 руб.), и тарифом для населения за одну перевозку пассажира (33 руб.); при этом межтарифная разница должна возмещаться за счет средств бюджета г. Мурманска. Таким образом, Министерство транспорта является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Министерство финансов в своем отзыве на кассационную жалобу поддержало доводы Министерства транспорта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация и АО "Электротранспорт" 01.01.2009 заключили договор N 01/09 на перевозку пассажиров транспортом общего пользования (троллейбус) на городских регулярных маршрутах по установленным тарифам на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования в соответствии с действующим законодательством со сроком действия по 02.07.2020.
С 14.07.2020 Общество осуществляло перевозку пассажиров городским наземным электрическим транспортом на основании заключенных с Администрацией муниципальных контрактов от 14.07.2020 N 0849300004920000479, 0849300004920000478, 0849300004920000477, 0849300004920000476.
Также Общество и Комитет заключили договоры от 31.08.2015 N 01-2015 (автобусные маршруты N 25, 29), от 08.01.2016 N 01-2016 (автобусный маршрут N 7т) на перевозку населения на социально значимых автобусных маршрутах.
В рамках принятых на себя обязательств Общество осуществляло перевозку пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам: троллейбусами за период 01.02.2020 - 13.07.2020; автобусами за период февраль - декабрь 2020.
В связи с установлением разницы между регулируемым тарифом на перевозки пассажиров и багажа 37,49 руб., отражающим себестоимость одной перевозки пассажира и багажа для Общества, и определенным тарифом на перевозки для пассажиров 33 руб. (межтарифной разницы) Общество рассчитало недополученный доход (убытки) от перевозки пассажиров в феврале - декабре 2020 года в сумме 24 100 321,95 руб., направило Министерству транспорта претензию от 04.02.2021 N 242/12, оставленную последним без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что за счет средств бюджета Мурманской области недополученные доходы не компенсированы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
На территории Мурманской области отношения в указанной сфере, а также регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа в целях создания условий по обеспечению качественных, безопасных, доступных и регулярных перевозок пассажиров и багажа регламентированы Законом Мурманской области от 13.07.2009 N 1133-01-ЗМО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области" (далее - Закон N 1133-01-ЗМО).
Согласно пунктам 17 и 18 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Закона N 220-ФЗ).
В данном случае согласно статье 6.2 Закона N 1133-01-ЗМО органы местного самоуправления муниципального образования город Мурманск наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области по установлению регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования.
Постановлением администрации города Мурманска от 29.10.2019 N 3757 установлен регулируемый тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск для АО "Электротранспорт" на 2020 год в размере 37,49 руб.
Также постановлением администрации города Мурманска от 19.11.2019 N 3860 определен тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в размере 33 руб. за одну перевозку пассажира, провоз одного места багажа.
В данном случае убытки возникли у Общества вследствие разницы между экономически обоснованным тарифом в размере 37,49 руб. и примененной Министерством транспорта для расчета субсидии провозной платой за разовую поездку, провоз багажа в размере 33 руб.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Данный подход применим и к правоотношениям, возникающим в сфере перевозок общественным транспортом, поскольку данный вид деятельности связан с государственным регулированием тарифов.
В рассматриваемом случае исковые требования Общества обоснованы разницей между экономически обоснованным тарифом для Общества и тарифом для населения и отсутствием компенсации разницы в тарифах со стороны субъекта Российской Федерации, притом что данные выпадающие доходы (убытки) являются следствием реализации полномочий по регулированию тарифов на перевозку и установлении для населения тарифа ниже экономически обоснованного.
Принимая во внимание, что факт оказания услуг по перевозке граждан, а также объем оказанных услуг подтверждается материалами дела, установив, что ответчик не представил доказательств возмещения в полном объеме потерь, вызванных межтарифной разницей, образовавшейся в спорном периоде, руководствуясь названными нормами материального права, учтя правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, суды обоснованно удовлетворили иск.
Несогласие Министерства транспорта с толкованием судами положений законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.08.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 по делу N А42-2165/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
...
Принимая во внимание, что факт оказания услуг по перевозке граждан, а также объем оказанных услуг подтверждается материалами дела, установив, что ответчик не представил доказательств возмещения в полном объеме потерь, вызванных межтарифной разницей, образовавшейся в спорном периоде, руководствуясь названными нормами материального права, учтя правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, суды обоснованно удовлетворили иск."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2022 г. N Ф07-1444/22 по делу N А42-2165/2021