г. Санкт-Петербург |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А42-2165/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Третьяковой Н.О., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-х лиц: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-32507/2021) Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.08.2021 по делу N А42-2165/2021, принятое
по иску АО "Электротранспорт"
к Минтрансу Мурманской области
3-и лица: 1) Министерство финансов Мурманской области; 2) Администрация города Мурманска; 3) Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска; 4) Комитет по тарифному регулированию Мурманской области
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Электротранспорт города Мурманска" (ОГРН: 1085190015514, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Свердлова, 49; далее - истец, Общество, АО "Электротранспорт") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области (ОГРН: 1065190060650, адрес: 183032 г. Мурманск, ул. Гвардейская, 21, далее - ответчик, Министерство, Минтранс Мурманской области) о взыскании убытков в связи с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемому тарифу городским транспортом по муниципальным маршрутам в феврале - декабре 2020 года в сумме 24 100 321 руб. 95 коп. (межтарифная разница).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Мурманской области (ОГРН: 1025100863160, адрес: 183032, г. Мурманск, пр-кт Кольский, 1; далее - третье лицо-1, Министерство финансов), Администрация города Мурманска (ОГРН: 1025100849366, адрес: 183006, г. Мурманск, пр-кт Ленина, 75, далее - третье лицо-2, Администрация), Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (ОГРН: 1055100224519, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Профсоюзов, 20, далее - третье лицо-3, Комитет, КРГХ Администрации г. Мурманска) и Комитет по тарифному регулированию Мурманской области (ОГРН: 1045100171511, адрес: 183006, г. Мурманск, пр-кт Ленина, 75; далее - третье лицо 4, КТР Мурманской области).
Решением от 25.08.2021 суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, взыскал с публично-правового образования Мурманская область в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области в пользу АО "Электротранспорт" убытки в сумме 24 100 321 руб. 95 коп. и судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 143 502 руб. 00 коп.
Не согласившись с решением суда, Минтранс Мурманской области обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на то, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку заявленные к возмещению убытки представляют собой разницу между установленными Администрацией регулируемыми экономически обоснованным тарифом для перевозчика и тарифом для населения, учитывающим предоставленные льготы и рассчитанным из действующего тарифа с учетом индекса потребительских цен на платные услуги населению; такая межтарифная разница должна возмещаться за счет средств бюджета города Мурманска.
Стороны и третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 01.01.2009 Администрацией города Мурманска (заказчиком) и Обществом (перевозчиком) заключен договор N 01/09 на перевозку пассажиров транспортом общего пользования (троллейбус) на городских регулярных маршрутах по установленным тарифам на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования со сроком действия по 02.07.2020.
С 14.07.2020 перевозка пассажиров городским наземным электрическим транспортом осуществляется в соответствии с заключенными муниципальными контрактами: N 0849300004920000479; N 0849300004920000478; N 0849300004920000477; N 0849300004920000476.
Договоры, аналогичные договору N 01/09, заключены Комитетом и истцом на перевозку населения на социально значимых автобусных маршрутах города: N 01-2015 от 31.08.2015 (автобусные маршруты NN 25,29); N 01-2016 от 08.01.2016 (автобусный маршрут N 7т).
Выполняя обязательства по указанным договорам, Обществом осуществлены перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам: троллейбусами за период 01.02.2020 - 13.07.2020; автобусами за период февраль - декабрь 2020 года.
В связи с наличием межтарифной разницы (разницы между установленным регулируемым тарифом на перевозки пассажиров и багажа 37,49 руб., отражающим себестоимость одной перевозки пассажира и багажа для Общества, и определенным тарифом на перевозки для пассажиров 33 руб.) Обществом рассчитан недополученный доход (убытки) от перевозки пассажиров в феврале - декабре 2020 года в сумме 24 100 321 рубль 95 копеек.
Министерству направлена претензия за N 242/12 от 04.02.2021, оставшаяся без удовлетворения.
19.03.2021 Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции признали иск обоснованным по праву и размеру, в связи с чем заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
На основании пункта 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
На территории Мурманской области отношения в указанной сфере, а также регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа в целях создания условий по обеспечению качественных, безопасных, доступных и регулярных перевозок пассажиров и багажа регламентированы Законом Мурманской области от 13.07.2009 N 1133-01-ЗМО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области" (далее - Закон N 1133-01-ЗМО).
Согласно пунктам 17 и 18 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Закона N 220-ФЗ).
Согласно статье 6.2 Закона N 1133-01-ЗМО органы местного самоуправления муниципального образования город Мурманск наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области по установлению регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования.
Постановлением администрации города Мурманска от 29.10.2019 N 3575 установлен регулируемый тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск для Общества на 2020 год в размере 37 руб. 49 коп.
Также постановлением администрации города Мурманска от 19.11.2019 N 3860 определен тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в размере 33 руб. за одну перевозку пассажира, провоз одного места багажа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Данный подход применим и к правоотношениям, возникающим в сфере перевозок общественным транспортом, поскольку данный вид деятельности связан с государственным регулированием тарифов.
Механизм возмещения расходов транспортной организации на предоставление права льготного проезда обучающимся предусмотрен Законом Мурманской области от 26.10.2007 N 901-01-ЗМО "О предоставлении льготного проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте общего пользования обучающимся на территории Мурманской области". Данным законом утверждена Методика расчета объема субвенции, предоставляемой местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий.
Рассчитанные в соответствии с указанной выше Методикой субвенции не полностью покрывают недополученные доходы Общества, вызванные предоставлением права льготного проезда обучающимся в январе-феврале 2020 года.
При расчете объема субвенции в соответствии с указанной Методикой применен тариф на перевозки пассажиров и багажа троллейбусами и автобусами в городском сообщении на одну перевозку в размере 33 рубля, установленный постановлением администрации города Мурманска от 19.11.2019 N 3860.
Истцом сумма выпадающих доходов от льготной перевозки рассчитана с применением регулируемого тарифа (себестоимости одной поездки и провоза багажа) на одного пассажира в установленном размере 37 рублей 49 копеек.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 901-01-ЗМО органы местного самоуправления муниципального образования город Мурманск наделены государственными полномочиями Мурманской области по обеспечению предоставления обучающимся льготного проезда в границах муниципального образования на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте общего пользования (кроме такси), осуществляющем перевозки в городском и пригородном сообщении по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 901-01-ЗМО финансовое обеспечение государственных полномочий Мурманской области осуществляется за счет предоставления бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета.
В рассматриваемом случае исковые требования Общества обоснованы разницей между экономически обоснованным тарифом для Общества и тарифом для населения и отсутствием компенсации разницы в тарифах со стороны субъекта Российской Федерации, притом что данные выпадающие доходы (убытки) являются следствием реализации полномочий по регулированию тарифов на перевозку и установлении для населения тарифа ниже экономически обоснованного.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2 статьи 15 ГК РФ).
Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьями 1064 и 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В части 5 статьи 790 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Принимая во внимание, что факт оказания услуг по перевозке граждан, а также объем оказанных услуг подтверждается материалами дела, установив, что ответчик не представил доказательств возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, образовавшейся в спорном периоде, руководствуясь названными нормами материального права, учтя правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Аналогичная правовая позиция изложена судебными инстанциями при рассмотрении дела N А42-3769/2020. Определением N 307-ЭС21-20401 от 01.11.2021 по указанному делу Верховный Суд Российской Федерации отказал Министерству транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 25 августа 2021 года по делу N А42-2165/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2165/2021
Истец: АО "ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ ГОРОДА МУРМАНСКА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА, КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МУРМАНСКА, КОМИТЕТ ПО ТАРИФНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ