11 апреля 2022 г. |
Дело N А44-4039/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Соколовой С.В., Родина Ю.А.,
рассмотрев 11.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А44-4039/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Антонио Фэмили", адрес: 174411, Новгородская обл., г. Боровичи, пер. Реппо, д. 4/8, оф. 1, ОГРН 1045300714029, ИНН 5320017490 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному учреждению - Новгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, адрес: 173009, Великий Новгород, Псковская ул., д. 15, ОГРН 1025300783848, ИНН 5321033864 (далее - Фонд), о признании незаконным уведомления от 23.04.2021 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год и об обязании Фонда установить страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2021 год, исходя из заявления Общества от 05.05.2021 о подтверждении основного вида экономической деятельности и справки-подтверждения.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 28.09.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым Обществу в удовлетворении заявленных требований отказать.
Податель жалобы настаивает на правомерности вынесенного Фондом уведомления от 23.04.2021, ссылаясь на неправильное применение судами пункта 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55). По мнению заявителя, судебные инстанции не приняли во внимание позицию Верховного Суда Российской Федерации, выраженную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, в соответствии с которой, Фонд должен оценить представленные страхователем с нарушением срока документы и учесть их при определении размера страхового тарифа только в случае, если они были получены до момента установления Фондом размера страхового тарифа в соответствии с пунктом 5 Порядка N 55. Фонд полагает, что в данном случае оснований для рассмотрения представленных Обществом 13.05.2021 документов не имелось, поскольку они поступили после вынесения уведомления от 23.04.2021.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 05.10.2004, в качестве страхователя в Фонде социального страхования зарегистрировано 12.10.2004 и ему присвоен регистрационный N 53200013553001.
Основным видом экономической деятельности Общества в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) является "Деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания" (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 56.10 (далее - ОКВЭД). Кроме того, в выписке из ЕГРЮЛ страхователя указано несколько видов экономической деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД, включая и вид экономической деятельности "Аренда и лизинг торгового оборудования" (код по ОКВЭД 77.39.27), имеющий наиболее высокий класс профессионального риска.
Общество является страхователем, в связи с этим на него положениями пунктов 2, 3 и 5 Порядка N 55 возложена обязанность в срок не позднее 15.04.2021 представить в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2021 год.
В связи с тем, что в установленный срок такое заявление с подтверждающими документами Обществом не предъявлено, Фонд, руководствуясь пунктом 5 Порядка N 55 установил Обществу страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в размере 3,4%, имеющего наиболее высокий класс профессионального риска вида экономической деятельности "Аренда и лизинг торгового оборудования" (код по ОКВЭД 77.39.27; 22 класс профессионального риска), из указанных в ЕГРЮЛ сведений об Обществе.
Ссылаясь на данные обстоятельства Фонд направил в адрес Общества уведомление от 23.04.2021, в котором указан вид экономической деятельности "Аренда и лизинг торгового оборудования" (код по ОКВЭД 77.39.27) и с января 2021 года Обществу определен соответствующий страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,4%, что соответствует 22 классу профессионального риска.
Общество 13.05.2021 направило в Фонд заявление с приложенными к нему документами о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2020 год и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности (ОКВЭД 56.10.1) "Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания".
Письмом от 03.06.2021 N 09-29/5309-2398 Фонд отказал в пересмотре страхового тарифа, сославшись на то, что тариф уже установлен уведомлением от 23.04.2021 в размере 3,4%.
Полагая данное уведомление незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, посчитал заявление Общества подлежащим удовлетворению исходя из того, что даже в случае непредставления страхователем в установленный законодательством срок документов для подтверждения основного вида его экономической деятельности, у Фонда отсутствует право произвольно выбирать имеющий наивысший класс профессионального риска из указанных в отношении конкретного страхователя в ЕГРЮЛ видов экономической деятельности, которые Общество фактически не осуществляло.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В силу абзаца 6 статьи 4 указанного Закона одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска.
Согласно статье 17 Закон N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В соответствии со статьями 20.1, 21, 22 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, в редакции изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2016 N 551 (далее - Правила N 713) установлен порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
В пункте 8 Правил N 713 указано, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9).
Согласно пункту 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в соответствии с Порядком N 55.
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Пунктом 5 Порядка N 55 предусмотрено, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Положения аналогичного характера содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которому если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
В рассматриваемом случае Общество представило соответствующие документы для подтверждения основного вида экономической деятельности за 2020 год с пропуском установленного действующим законодательством срока - 13.05.2021, в связи с чем Фонд определил основной вид экономической деятельности Общества в соответствии с данными его выписки из ЕГРЮЛ, имеющий наивысший класс профессионального риска из видов экономической деятельности, присвоенных заявителю в соответствии с ОКВЭД.
Фонд направил в адрес заявителя уведомление от 23.04.2021 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установив ему с января 2021 года размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев в размере 3,4%, исходя из указанного в ЕГРЮЛ вида экономической деятельности Общества "Аренда и лизинг торгового оборудования" код по ОКВЭД 77.39.27, 22 класс профессионального риска.
Однако как установлено судами и не опровергается Фондом, согласно представленным документам, фактически основным видом деятельности Общества является "Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания" (ОКВЭД 56.10.1).
Суды указали на то, что предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Указанные выводы приведены судами с отсылкой на ранее изложенную Верховным Судом Российской Федерации в определении от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926 правовую позицию.
Таким образом, ссылка Фонда на то, что судами не учтена правовая позиция, изложенная определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, опровергается содержанием обжалуемых судебных актов.
При вынесении обжалуемых судебных актов судами также учтено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
По мнению судов, данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Вопреки доводам жалобы, суды фактически пришли к обоснованному выводу о том, что по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, а Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Суд кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с данной позицией судов и отмечает, что суды по этому вопросу также придерживались позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 по делу N А45-16531/2017.
В случае непредставления страхователем в установленный законодательством срок документов для подтверждения основного вида его экономической деятельности у органа социального страхования отсутствует право произвольно выбирать имеющий наивысший класс профессионального риска из указанных в отношении конкретного страхователя в ЕГРЮЛ видов экономической деятельности, которые Общество фактически не осуществляло.
Доказательства того, что Общество осуществляло свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, в том числе и по такому виду деятельности как "Аренда и лизинг торгового оборудования" код по ОКВЭД 77.39.27, Фондом не представлены.
Поскольку Общество занимается исключительно осуществлением деятельности ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания, суды обоснованно признали, что установление ему Фондом тарифа страховых взносов, исходя из тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по виду деятельности "Аренда и лизинг торгового оборудования" (код ОКВЭД 77.39.27), относящемуся к 22 классу страхования профессионального риска с размером страхового тарифа - 3,4%, который фактически Обществом не осуществлялся, является неправомерным.
Доводы Фонда, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами обеих инстанций при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы Фонда.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А44-4039/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению судов, данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Вопреки доводам жалобы, суды фактически пришли к обоснованному выводу о том, что по смыслу пункта 5 Порядка N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, а Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Суд кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с данной позицией судов и отмечает, что суды по этому вопросу также придерживались позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 по делу N А45-16531/2017."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2022 г. N Ф07-2367/22 по делу N А44-4039/2021