14 апреля 2022 г. |
Дело N А13-6232/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" Нутрихина Н.Н. (доверенность от 03.06.2021),
рассмотрев 14.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу N А13-6232/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АкваЛайн", адрес: 160000, город Вологда, улица Зосимовская, дом 22, офис 301, ОГРН 1123536001357, ИНН 3510008972 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к садоводческому некоммерческому товариществу "Движенец", адрес: 160013, город Вологда, улица Можайского, дом 48, квартира 78, ОГРН 1093525015385, ИНН 3525056859 (далее - СНТ), о взыскании 67 294 руб. 86 коп. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с февраля 2019 года по февраль 2021 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий Обществом Бухарин Сергей Владимирович.
Суд первой инстанции рассмотрел дело в порядке упрощенного производства и решением от 23.07.2021 удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Апелляционный суд, установив, что дело не подлежало рассмотрению в порядке упрощенного производства, определением от 11.10.2021 перешел к рассмотрению дела по общим правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции в порядке искового производства.
Постановлением апелляционного суда от 23.12.2021 решение суда первой инстанции от 23.07.2021 отменено. Обществу в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь нарушение апелляционным судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 23.12.2021 и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы не согласен с выводом апелляционного суда об отсутствии оснований считать услуги по вывозу ТКО оказанными.
Податель жалобы полагает, что отсутствие у СНТ индивидуальной контейнерной площадки для складирования ТКО не свидетельствует о неоказании данному потребителю услуг по обращению с ТКО региональным оператором, так как на регионального оператора не возложена обязанность по оборудованию контейнерных площадок и предоставления контейнеров заинтересованным лицам; поскольку ответчик не имеет собственных контейнеров, в соответствии со статьей 13.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) он должен размещать ТКО на общественной контейнерной площадке.
Так как ответчик не подписал договор по обращению с ТКО и не согласовал с региональным оператором расположение контейнерной площадки, податель жалобы считает, что договор признается заключенным на условиях типового договора, с указанным региональным оператором в приложении N 1 к договору местом складирования ТКО - общественная контейнерная площадка в п. Огарково Подлесного сельского поселения, в границах которого расположено СНТ. По мнению подателя жалобы, апелляционным судом не учтено, что договор оказания услуг по обращению с ТКО для регионального оператора носит публичный характер, ответчик является фактическим участником отношений по обращению с ТКО и, соответственно, пользователем услуг регионального оператора; ответчик не отрицает факт складирования образующихся в СНТ отходов на общественных контейнерных площадках г. Вологды, вывоз мусора с которых также осуществляется региональным оператором.
В отзыве СНТ просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители СНТ и третьего лица, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, по результатам конкурсного отбора Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Восточной зоны Вологодской области. По соглашению с Департаментом топливно-энергетического комплекса Вологодской области Общество с 01.01.2019 приступило к исполнению обязанности регионального оператора и в соответствии с пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разместило на условиях публичной оферты форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО на официальном сайте в сети "Интернет" и в средствах массовой информации (в газете "Красный Север от 22.12.2018 N 144).
Поскольку СНТ обратилось к региональному оператору с заявкой на заключение договора только в августе 2020 года и направленный в адрес СНТ проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 02.09.2020 N Ю-00297/20 не подписало, Общество, посчитав, что в силу пункта 8(17) Правил N 1156 договор считается заключенным с 01.02.2019 на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направило в адрес СНТ счета-фактуры от 31.10.2020 на оплату услуг, оказанных в период с февраля 2019 года по февраль 2021 года. При определении объема оказанных услуг Обществом использованы нормативы, утвержденные приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 30.10.2017 N 271 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Вологодской области".
Отказ СНТ оплатить выставленные счета-фактуры и удовлетворить в добровольном порядке требования, изложенные в претензии от 23.03.2021, послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что истцом не представлено доказательств реальности оказания услуг в связи с отсутствием в границах территории садоводства оборудованных площадок для сбора ТКО и установленных на них контейнеров.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ними в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов их накопления. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируется Правилами N 1156.
Пунктом 4 Правил N 1156 установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ними.
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ними, заключенных с потребителями.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1.1 названных Правил.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена пунктами 5, 8(4), 8(5), 8(11), 8(12) Правил N 1156.
Согласно пункту 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом под потребителем в Правилах N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ними.
Сторонами не оспаривается, что Общество (региональный оператор) в порядке, предусмотренном пунктом 8(17) Правил N 1156, известило потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Поскольку в установленные сроки СНТ обязанность по заключению договора с региональным оператором не исполнило, обязательства сторон по обращению с ТКО в спорный период возникли в силу закона. Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.
Так как СНТ не направило региональному оператору заявку и документы, указанные в пунктах 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в установленный срок, в силу положений пункта 8(17) между сторонами с 01.02.2019 действует договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Согласно пункту 6 типового договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами N 1156 и условиями типового договора не предусмотрено.
Учитывая, что в силу статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, отсутствие на территории СНТ организованной площадки для сбора ТКО и установленных контейнеров само по себе не свидетельствует о неоказании или ненадлежащем оказании региональным оператором данных услуг.
В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО входит в полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО; приобретение контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию может осуществляться региональным оператором, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования, при учете органом регулирования тарифов соответствующих расходов.
По общему правилу, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями.
Из материалов дела видно, что в направленном в адрес СНТ проекте договора от 02.09.2020 N Ю-00297/20 Общество в качестве места накопления ТКО указало общественную контейнерную площадку в п. Огарково Подлесного сельского поселения, в границах которого расположено СНТ.
Так как СНТ уклонилось от согласования с региональным оператором иного места накопления ТКО и не отрицало факт складирования ТКО, образующегося в результате деятельности СНТ, на общественных контейнерных площадках, расположенных по месту постоянной регистрации садоводов, у апелляционного суда не имелось оснований полагать, что Общество не оказывало СНТ услугу по сбору, транспортированию, обработке, утилизации ТКО.
Тот факт, что ТКО, образовавшиеся в результате деятельности СНТ, фактически вывозились не на общественную контейнерную площадку в п. Огарково Подлесного сельского поселения, указанную в проекте договора от 02.09.2020 N Ю-00297/20 в качестве места накопления ТКО, не имеет правового значения, поскольку в соответствии с частью 9 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ деятельность регионального оператора охватывает территорию г. Вологды, оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов осуществляется в отношении всех без исключения потребителей в пределах зоны деятельности регионального оператора. Следовательно, отсутствие организованного и согласованного с региональным оператором места накопления ТКО не может служить основанием для неоказания услуги по обращению с ТКО.
В такой ситуации вывод апелляционного суда о том, что услуга по обращению с ТКО ответчику в спорный период не оказывалась, не соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и имеющимся в деле доказательствам.
В силу статьи 288 АПК РФ постановление апелляционного суда, которым Обществу отказано в иске, подлежит отмене.
Поскольку, рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, апелляционный суд не проверял расчет заявленной к взысканию стоимости услуг, дело следует направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить правильность произведенного истцом расчета задолженности, после чего принять законный и обоснованный судебный акт, распределив между сторонами судебные расходы по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 по делу N А13-6232/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
...
Тот факт, что ТКО, образовавшиеся в результате деятельности СНТ, фактически вывозились не на общественную контейнерную площадку в п. Огарково Подлесного сельского поселения, указанную в проекте договора от 02.09.2020 N Ю-00297/20 в качестве места накопления ТКО, не имеет правового значения, поскольку в соответствии с частью 9 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ деятельность регионального оператора охватывает территорию г. Вологды, оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов осуществляется в отношении всех без исключения потребителей в пределах зоны деятельности регионального оператора. Следовательно, отсутствие организованного и согласованного с региональным оператором места накопления ТКО не может служить основанием для неоказания услуги по обращению с ТКО."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2022 г. N Ф07-3196/22 по делу N А13-6232/2021
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15157/2022
11.07.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3515/2022
14.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3196/2022
23.12.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7447/2021
23.07.2021 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-6232/2021